Мастер-класс по формированию читательской грамотности
Оценка 4.9

Мастер-класс по формированию читательской грамотности

Оценка 4.9
DOCX
20.02.2024
Мастер-класс по формированию читательской грамотности
Мастер-класс.DOCX

Сценарий мастер – класса

 «Текст. Инструкция к применению»

 

Автор: Леоненко Алена Сергеевна

учитель начальных классов

МКОУ «Колташевская средняя общеобразовательная школа»

 

Цель: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального обмена опытом по развитию читательской грамотности младших школьников.

Задачи:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными приемами работы.
  • показать практическую значимость использования разных типов заданий при формировании навыка чтения.
  • отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, алгоритм работы в группах, карточки для работы с текстом, раздаточный материал на этап рефлексии.

Продолжительность проведения: 20-25 минут

Целевая аудитория: педагоги начальной школы. В практическую деятельность будет включено не более 8 человек.

Планируемый результат: участники мастер-класса получат знания по формированию читательской грамотности младших школьников через разнообразные приёмы

Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

 

 

 

 

 

Ход мастер-класса

 (На слайде видеоролик экрана телефона с меняющимися картинками, видео  и т.п.)

- Замечали ли вы, что когда вы листаете новостную ленту, то обращаете внимание на короткие тексты и видео, а длинные пытаетесь пролистать. Наш мозг привык к большому потоку информации, и чтобы не перегружаться, перевёл себя в состояние автономности, и информация, которой пестрит экран нашего телефона, нами автоматически забывается, если, конечно, мы сами не хотим её запомнить.

Когда человек видит знаки (буквы) – подключается левое полушарие, для продуктивного чтения мозг начинает анализировать, рассуждать – подключается правое полушарие. Их работа вместе создает условия для образования новых нейронных связей. И только тогда мы можем говорить об осмысленном чтении. Именно при чтении задействовано большинство высших зон мозга.

Итак, тема моего мастер-класса «Текст. Инструкция к применению». Целью данного мастер-класса является развитие читательской грамотности через различные примы работы с текстом.

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что у него преобладает рациональные мышление (хорошо). А теперь те, кто считает, что у него преобладает творческое мышление (замечательно).

Я приглашаю к участию в своем мастер-классе мудрецов и творцов. В команду «Слово» прошу занять места тех, у кого преобладает рациональное мышление, а в команду «Образ» - творческое. По четыре участника в каждую команду, пожалуйста.

Прежде чем, мы приступим к выполнению заданий, давайте с вами определим какой темой будут связаны тексты каждой группы. Мы узнаем это, прочитав первые слоги слов

Закон, богатство, танец;

ромашка, диалог, театр, лирика;

дело, тишина.

И я думаю вы все догадались, что объединяет эти слова? Конечно, же СЕМЬЯ

2024 год объявлен президентом России В.В. Путиным «Годом Семьи», а где как не в семье прививается любовь к чтению.

Итак, уважаемые участники, перед вами стоит проблема «Какими компетенциями должен обладать ученик с высоким уровнем читательской грамотности». У вас на столах расположен материал (информационный, текстовый, графический), используя его, вы должны будете выполнить задания и выявить умения, которые вам помогли справится с данными заданиями. Выявленные умения необходимо будет внести на стикеры соответствующего цвета на доске miro. И в итоге мы должны будем получить компетенции, которыми должен обладать ученик с высоким уровнем читательской грамотности. Также у вас имеется алгоритм действий. Посмотрите, пожалуйста, всё ли вам понятно?

 На данный момент идет работа в группах, в это время развиваются коммуникативная компетенция, участники ведут диалог, выражают свою точку зрения, приходят к единому мнению. Также развивается продуктивная компетенция, так как они учатся организовывать совместную работу.

А пока наши участники выполняют задания, мы с вами тоже не будем скучать.

Предлагаю вам прочитать задачу про семью

В семье трое детей: Аня, Степа и Маша. Каждый вечер члены семьи вслух читают поочереди книгу Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Папа прочитывает 7 страниц, мама на 3 страницы больше, чем папа, Аня читает в 2 раза меньше, чем мама, Степа читает на 2 страницы меньше, чем папа, а Маша пока не умеет читать, он только слушает. Сколько страниц книги прочитывает семья за один вечер?

А решать задачу мы будем с помощью приема «Кубик Блума». «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать разные вопросы различного характера. Сейчас вы будете бросать кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос я вам задам. Будем ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови… Назовите имена детей. Назовите книгу, которую читает семья. Назовите автора книги. Назовите число страниц, которое прочитывает папа за один вечер

Почему…   Почему Степа не читает со всей семьей? Почему мы сразу не можем ответить на вопрос задачи?

Объясни

- Объясните, чем отличается условие задачи в 2 раза меньше и на 2 страницы меньше.

Предложи… Предложите, как найти сколько страниц читает мама? Предложите, как найти сколько страниц читает Аня? Предложите, как найти сколько страниц читает Степа? Предположите, как найти, сколько страниц читает вся семья за один вечер.

Придумай…

Придумайте свой вопрос к задаче по ее данным.

Поделись

Поделитесь, своим мнением о данном приеме. Можно ли применять данный прием на других уроках.

Такой прием позволяет активизировать мыслительную деятельность, при этом, отвечая на вопросы, вы постоянно возвращаетесь к тексту, снова его прочитываете и анализируете.

Готовы ли группы? Сейчас нашим командам предстоит этап афиширования совместной работы.

(команды подводят итоги работы)

Давайте посмотрим, какие компетенции были выделены участниками, которыми должен обладать ученик с высокой читательской грамотностью.

Хотя каждая группа работа отдельно друг от друга, благодаря доске миро мы имеем общий результат – компетенции, которыми должен обладать ученик с высокой читательской грамотностью. Рефлексия с книгами на полке.

Я хочу поблагодарить всех за участие в мастер-классе и вручить такую книгу, как символ чтения, изучения нового, познания мира и себя.  Это небольшая книга-инструкция, в которой вы найдете методы и приемы по формированию читательской грамотности на уроках. В этой книге есть еще пустые страницы, как символ того, что мы не останавливаемся на месте, изучаем, находим новые и современные методы обучения, по мере необходимости вы можете ее дополнять, совершенствовать.

Я благодарю всех за активное участие и внимание. Спасибо

 

 

 

 

 

Алгоритм действий

Группа «Образ»

1.     На столах у вас находится текст и задания к нему.

2.     Выполнив задание, вам необходимо будет выбрать читательские умения, которые помогли вам его выполнить.

3.     Выбранные умения необходимо будет внести на стикеры желтого цвета на доску miro. Для этого наведите мышкой на стикер, нужного вам цвета, после появится курсор, и вы сможет добавить текст.

4.     После выполнения заданий кратко опишите их, сформулируйте свое мнение о проделанной работе (не более 1 минуты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм действий

Группа «Слово»

1.     На столах у вас находится текст и задания к нему.

2.     Выполнив задание, вам необходимо будет выбрать читательские умения, которые помогли вам его выполнить.

3.     Выбранные умения необходимо будет внести на стикеры зеленого цвета на доску miro. Для этого наведите мышкой на стикер, нужного вам цвета, после появится курсор, и вы сможет добавить текст.

4.     После выполнения заданий кратко опишите их, сформулируйте свое мнение о проделанной работе (не более 1 минуты).

 

 

 

 

Задание с афишей

Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы

 

1. Выйдя из дома, семья Петровых увидела эту афишу? Куда приглашала афиша?

 □   в библиотеку

 □  в театр

 □  в кино

2. В каком городе живёт семья Петровых? Вставь пропущенное слово.

Семья Петровых живёт в городе ____________________________.

3. Семья Петровых: папа, мама и дочь Катя - пошли на спектакль. В кассе им продали 2 билета.  Найди и подчеркни на афише информацию, которая объясняет: почему билетов 2, а не 3. Предположи, сколько лет Кате.________________________________________

__________________________________________________________________________

 

Выберите умения, которые помогли справиться с заданием.

1)    Умение извлекать конкретную информацию, запрашиваемую в вопросе.

2)    Умение работать с информацией, оформленной в виде несплошного текста.

3)    Умение понимать значение неизвестного слова на основе контекста.

Задание «Гипотеза»

1.                 Рассмотрите схему образования слова семья: сначала по картинкам, затем прочитайте текст под картинками.

2.                 Совпали ли ваши первоначальные предположения об образовании слова «Семья» с текстом.

3.                 Сформулируй вопрос или выдвинете гипотезу, ответ на который дается в тексте_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЕМЬЯ
 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

семьЯ

 

Происходит от др.-русск. сѣмиıа «челядь, домочадцы, семья; муж, жена»

Семья – единение детей и родителей под крышей отчего дома

 

 

 

 

 

 

 

 

Семь+Я – это я и три колена вверх и вниз

 

Прадеды

Деды                 3

Отцы                +

Я                        1   = 7

Дети                  +

Внуки               3

Правнуки

 

 

Слова «семья» произошло от    старого: СЕМЪЕ, что означает - моё семясемя - в значении: род, племя. Русское СЕМЬ так и означало - семя, только во множественном числе. Съмия образовано от древнего индоевропейского корня kei- «лежать»: собирательное имя от этого корня стало обозначать то, что находится в одном «жилище».

Крепкие и многодетное СЕМЬи – СЕМена Родины!

 

4. Выберите умения, которые помогли справиться с заданием.

1)    Умение находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

2)    Умение формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу (вопрос).

3)    Умение понимать содержание информации и восстанавливать деформированный текст по плану

Задание «Волшебный квадрат»

 

1.Прочитай притчу о семье. После прочтения заполните «Волшебный квадрат»

 

Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец — она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась...

Она подумала: «В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».

И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.

А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:

Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе.

 

Волшебный квадрат

Кто? (Что?)

Главные персонажи

 

 

 

 

Что случилось?

Краткое описание событий

 

 

 

 

 

 

Главные слова

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

 

Рисунок

 

 

 

 

 

 

 

 

Выберите умения, которые помогли справиться с заданием.

1)    Умение структурировать прочитанный текст.

2)    Умение понимать содержание информации и восстанавливать деформированный текст по плану.

3)    Умение делать вывод том, какая информация в тексте необходима для выполнения конкретного задания.

Задание «Реставратор»

1. Прочитай. Вставь пропущенные слова в стихотворение, где это необходимо. Используй слова для справок (обратите внимание, что существительные даны в именительном падеже единственном числе)

Я маму люблю (М. Давыдова)

 


Мне мама приносит
Игрушки, ………..,
Но маму ……… я
Совсем не за это.

Весёлые ……..
Она напевает,

Нам ……… вдвоём
Никогда не бывает.

Я ей открываю
Свои все ………….
Но маму ……… я
Не только за это.

Люблю свою ……..,
Скажу я вам прямо,

Ну …….. за то,
Что она моя мама!

 

(Слова для справок: скучно, просто, люблю, конфета, секреты, мама, песня).

 

Выберите умения, которые помогли справиться с заданием.

1)    Умение понимать лексическое значение слова на основе контекста.

2)    Умение связать единицы информации (определять их общую роль в тексте), определять морфемную форму.

3)    Умение определять наличие/отсутствие информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Текст

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Текст

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Текст

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛОВО

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Сценарий мастер – класса «Текст

Сценарий мастер – класса «Текст

Ход мастер-класса (На слайде видеоролик экрана телефона с меняющимися картинками, видео и т

Ход мастер-класса (На слайде видеоролик экрана телефона с меняющимися картинками, видео и т

Предлагаю вам прочитать задачу про семью

Предлагаю вам прочитать задачу про семью

Алгоритм действий Группа «Образ» 1

Алгоритм действий Группа «Образ» 1

Задание с афишей Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы 1

Задание с афишей Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы 1

Задание «Гипотеза» 1.

Задание «Гипотеза» 1.

Задание «Волшебный квадрат» 1

Задание «Волшебный квадрат» 1

Задание «Реставратор» 1. Прочитай

Задание «Реставратор» 1. Прочитай

Текст ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мастер-класс по формированию читательской грамотности

Мастер-класс по формированию читательской грамотности

Мастер-класс по формированию читательской грамотности

Мастер-класс по формированию читательской грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2024