с углублённым изучением экономики и права
Мастер класс на тему: «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА»
Учитель истории: Атагулова Элвира Эсенбековна
Бишкек 2019
Учитель: Атагулова Э.Э.
Предмет: мировая история
Класс: 8
Тема: «Международные отношения в конце XIX – начале XX века»
Цели и задачи урока:
· Способствовать формированию конкретного исторического знания о развитии международных отношений в конце XIX-начале XX вв. ведущих стран Европы (Франции, Германии, Великобритании, России, Австро-Венгрии, Италии).
· Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся, формируя умения работы с документами.
· Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, становлению ценностных ориентаций школьников на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров.
Основные понятия:
· модернизация, империализм, империалистические войны,
· колониализм, сферы влияния;
· Антанта; “Союз трёх императоров”
· “Тройственный союз”
План урока:
1. Причины обострения международных отношений в начале XX века.
2. Внешняя политика ведущих стран. Международные союзы, конфликты и войны в начале XX века.
3. Шаги к войне.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей.
Сегодняшний урок хочу начать с притчи.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Значит все в наших руках, чтобы сделать сегодняшний урок интересным и полезным.
Я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов!
Итак, мы заканчиваем изучение эпохи развития индустриального общества в 19 веке в рамках Новой истории.
2. Актуализация изучаемого материала.
Тема нашего сегодняшнего урока «Международные отношения в конце XIX-начале XX века». Перед Вами на столах опорный конспект, который поможет в работе на сегодняшнем уроке. Также у каждого из Вас есть лист самооценки, который я попрошу Вас заполнять по ходу урока, таким образом каждый из вас сможет провести оценку своей деятельности.
-Надо сказать, что осознание сущности качественно нового состояния европейской и мировой истории на рубеже к. 19-н. 20 в. пришло не сразу. Переходный характер эпохи осознавался по-разному политиками, экономистами, философами, деятелями искусства и науки…
Перед вами две картины, изображающие лик эпохи
- С одной стороны, молодая любознательная эпоха капитализма, за которой будущее;
- С другой стороны, эпоха страха, мучений, связанных с неминуемой мировой войной.
Кто из художников прав? чей образ исторически верен? Я думаю, что каждый из вас ответит на эти вопросы сам в конце урока.
- Многочисленные книги и статьи определяли новую эпоху общим понятием «империализм» (от латинского — власть, государство, империя). Первое, что было совершенно очевидно и требовало объяснения: почему весь мир именно в конце XIX — начале XX в. был «охвачен невиданной лихорадкой империализма» (по выражению французского историка Эдуара Дрио, современника событий).
3. Повторение ранее изученного материала.
- Изучение перемен в экономике ведущих индустриальных стран и в мировом хозяйстве позволило подойти нам к экономическому объяснению империализма. Давайте вспомним этот материал.
(графический
диктант)
+ проверка
по слайду -
да
- нет
![]() |
![]() |
||||||||
![]() |
![]() |
||||||||
![]() |
|||||||||
«Верно ли, что …»
Работа в парах, каждая пар учащихся дает ответ на 1 вопрос, затем ответы озвучиваются и учителем на доске встраивается график.
1) Империализм – это этап монополистического капитализма, последняя стадия капитализма. Верно/Неверно
2) Монополия –это одна из форм общественной собственности на средства производства. Верно/Неверно
3) Самыми распространёнными видами монополий в 19 веке были концерны, тресты и синдикаты. Верно/Неверно
4) Финансовая олигархия – это список самых богатых людей мира. Верно/Неверно
5) Метрополия – это страна, занимающая 1 место в мире по протяжённости железных дорог. Верно/Неверно
6) Одним из признаков империализма является вывоз капиталов в больших объёмах. Верно/Неверно
7) Колония –это отсталая страна, попавшая в политико – экономическую зависимость от более развитого государства. Верно/Неверно
8) В эпоху империализма создаются крупные международные корпорации, которые делят мир на сферы влияния. Верно/Неверно
9) Признаком монополистического капитализма является создание единого мирового рынка. Верно/Неверно
10) Все европейские страны развивались одинаковыми темпами и находились на одной стадии капитализма. Верно/Неверно
Посмотрите на график, который у нас получился. Он символизирует пульс эпохи «Империализма», он бьётся неравномерно, причём перебои становятся всё резче. В медицине это диагностируется как лихорадка.
В нашем случае – это лихорадка империализма, которой был охвачен весь мир в конце 19- начале 20 века
4. Постановка целей урока.
А теперь, давайте попробуем, сформулировать цели нашей сегодняшней работы на уроке:
(класс формулирует цели урока)
1. Познакомиться с историей развития международных отношений в конце XIX-начале XX вв. ведущих стран Европы
2. Выяснить причины обострения международных отношений в к. 19- н. 20 веков
3. Попытаться выработать свой взгляд на лик эпохи
5. Работа по теме урока
Карта мира в к. 19 века(Ответы учащихся у доски)
Ведущие державы стали объединяться в военно-политические блоки и союзы. Конечно, такая практика существовала ещё в конце XIX столетия, но особую силу приобрела теперь. В Европе набирающая силу Германия объединилась в Тройственный союз с Австро-Венгрией, Италией, а затем и с Турцией. В свою очередь, в 1907 году окончательно оформился военно-политический блок – Антанта («согласие»), в который входили Великобритания, Франция и Россия.
По мере расширения колониальных захватов предпринимались попытки объяснить мотивы экспансии (захватов).
Известный писатель и общественный деятель Ромен Роллан говорил
-«Честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой... Иметь смелость искать, судить и решать самому. Иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком.» (Р. Роллан)
Так, давайте же сами выясним причины этой экспансии, проанализировав подборку исторических документов.
(самостоятельная работа с документами по группам и их анализ)
Группа I
Речь Бисмарка в рейхстаге 6 февраля 1888г.
«...независимо от повседневных забот, мы должны быть столь сильны, чтобы с чувством собственного достоинства, свойственного великой нации... обеспечить себя от любых случайностей и спокойно взирать в будущее. Короче говоря, мы должны быть в наше время настолько сильны, насколько это возможно, сильнее, чем любое другое государство мира, равное нам по численности населения. Говоря, что мы должны постоянно стремиться быть настолько зрелыми, чтобы обеспечить себя от любых случайностей, я хочу тем самым сказать, что вследствие нашего географического положения мы должны прилагать для этих целей большие усилия, чем другие державы. Мы находимся в центре Европы. У нас по меньшей мере 3 фронта, с которых мы можем подвергнуться нападению. У Франции – лишь ее восточная граница, а у России - лишь западная, с которых они могут подвергнуться нападению. Бог поместил... рядом с нами, с одной стороны, самую беспокойную нацию, французов, а с другой стороны –породил у России сильные воинственные наклонности, каких у нее не было в прошлые времена. Если война вспыхнет не по воле нашего народа, а по решению верховной власти, которая сочтет и объявит ее необходимой, то такая война тоже будет вестись с полной отдачей и, вероятно, окажется победоносной, как только будет открыт огонь и пролита кровь. Однако совсем иным духом и пламенем будет проникнута такая война, в которой мы подвергнемся нападению. В этом случае всей Германии от Рейна до Мемеля вспыхнет, как от взрыва бомбы, станет под ружье, и никакой враг, осмелившейся напасть на нас, не сможет противостоять этой тевтонской ярости...
Задание группе 1:
Проанализируйте текст используя методику «Толстых и тонких вопросов»
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
Кто? |
Объясните почему…? |
Что? |
В чем различие…? |
Где? |
Предположите, что было бы…? |
Когда? |
В чем состоит…? |
Согласны ли Вы..? |
Против кого…? |
Группа II
Проект военной конвенции от 17 августа 1892г.
Одушевленные одинаковым стремлением к сохранению мира, Франция и Россия, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях:
1.Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать, для нападения на Германию.
2.В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и двинут их как можно ближе к своим границам
3.Действующие армии, которые должны быть употреблены против Германии, будут со стороны Франции ровняться 1300000 человек, со стороны России от 700000 до 800000 человек. Эти войска будут полностью и со всей быстротой введены в дело, так чтобы Германии пришлось сражаться на востоке и западе.
Задание группе 2
Проанализируйте текст используя методику «Фишбоун»
Группа III
Из воспоминаний немецкого адмирала А. Тирпица
Бисмарк уже давно признал... в Европе существует две великие, непримиримые, направленные друг на друга силы, две великие нации, которые превращают в свое владения весь мир и желают требовать с него торговую дань. Англия... и Германия...немецкий коммивояжер и английский странствующий торговец соперничают в каждом уголке земного шара, миллион мелких столкновений создает повод к величайшей войне, которую когда-либо видел мир. Если бы Германия была завтра стерта с лица Земли, то послезавтра во всем свете не нашлось бы англичанина, который не стал бы от этого богаче. Прежде народы годами сражались за какой-нибудь город или наследство; неужели им теперь не следует воевать за ежегодный торговый оборот в 5 миллиардов?.. Мы не могли бы приобрести дружбу и сочувствие Англии иначе, как превратившись снова в бедную земледельческую страну....
Задание группе 3
Проанализируйте текст используя методику «Двухчастный дневник»
Цитата(ы) (которая(ые) произвела(и) на Вас наибольшее впечатление) |
Комментарий (Что заставило меня написать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?) |
|
|
|
|
|
|
Группа IV
Из речи Б. Бюлова (государственного секретаря по иностранным делам) в рейхстаге 11 декабря 1899 г.
Мы не потерпим, чтобы какая-то иностранная держава, чтобы какой-нибудь чужеземный Юпитер сказал нам: «Что делать? Мир уже поделен!» Мы не хотим никому мешать, но мы и не позволим никому стать нам на пути. Мы не будем пассивно стоять в стороне... в то время как другие делят мир. Мы не можем и не хотим этого терпеть. Мы имеем интересы во всех частях света...Если англичане говорят о великой Британии, французы говорят о новой Франции, русские завоевывают Азию, то мы требуем создания Великой Германии... Мы только тогда сможем держаться на высоте, когда поймем, что для нас не возможно благосостояние без большей мощи, без сильной армии, без сильного флота... В наступающем столетии немецкий народ будет или молотом или наковальней.
Задание группе 4
Проанализируйте текст используя методику «Айсберг»
Группа V
Письмо министра иностранных дел России Гирса послу России в Париже Моренгейму 21 августа 1891г.
Положение, создавшееся в Европе в силу открытого возобновления Тройственного союза и более или менее вероятного присоединение Великобритании к политическим целям, преследуемым этим союзом, вызвало… обмен мнениями между французским послом и мною с тем, чтобы установить позицию, которая при нынешних условиях, в случае возникновения известных обстоятельств, была бы наиболее целесообразной для обоих наших правительств, которые, оставшись вне какого-либо союза, тем не менее искренне желают создать самые действительные гарантии для сохранения мира. Таким образом, мы пришли к формулированию нижеследующих 2 пунктов:
1.В целях определения и утверждения, сердечного согласия, объединяющего их, и желая сообща способствовать поддержанию мира, который является предметом их самых искренних желаний, оба правительства заявляют, что они будут совещаться между собой по каждому вопросу, способному угрожать всеобщему миру.
2.В случае, если мир оказался бы действительно в опасности, и в особенности в том случае, если бы одна из 2 сторон оказалась под угрозой нападения, обе стороны условливаются договориться о мерах, немедленное и одновременное проведение которых окажется в случае наступления означенных событий настоятельным для обоих правительств.
Задание группе 5
Проанализируйте текст используя методику «Эксперты»
Факты, содержащиеся в источнике
|
Мнение, содержащееся в источнике
|
Полезность, ценность источника
|
Ограниченность источника
|
Итак, итог, к которому мы сегодня пришли «Мир в начале 20 века стоял на пороге мировой войны» и главной причиной её был развивающийся в мире империализм (высшая и самая передавая по тому времени стадия развития).
Рефлексия:
-Наш урок подходит к концу. И давайте вернемся к началу… так какой из ликов эпохи является с точки зрения исторического анализа более правдивым?
(учащиеся анализируют изображения)
И подводя итог нашему уроку, мне бы хотелось, чтобы Ваша активность сегодня не осталась неоценённой поэтому пожалуйста, сдайте мне листы самооценки, и я передам их Вашему учителю истории.
А завершить наш сегодняшний урок, я хотела бы словами великого Аристотель, который сказал:
«Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям. Нет ничего страшней войны, ибо когда на земле мир: дети хоронят своих родителей, а когда на земле война родители хоронят своих детей!»
Дорогие ребята любите историю, изучайте историю, чтобы не повторять ошибок прошлого в настоящем и будущем!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основные термины к уроку
Империализм - высшая стадия капитализма, характеризующаяся господством крупных монополий, борьбой между крупными капиталистическими странами за источники сырья и рынки сбыта, за чужие территории и эксплуатацию других народов, что приводит к агрессивным войнам за новый передел мира.
Монополия — это рыночная структура, при которой крупное предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции, на рынке отсутствует конкуренция, и функционирует одна фирма.
Колония — зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства, без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.
Метрополия - государство по отношению к своим колониям, эксплуатируемым территориям.
Финансовая олигархия — верхушка монополистической буржуазии, персонально представляющая финансовый капитал. В первую очередь к ней относятся крупнейшие собственники — миллиардеры и мультимиллионеры, владельцы промышленных, торговых и транспортных монополий, банков и страховых обществ.
Тройственный союз: Германия, Италия, Австро-Венгрия (1882 год)
Союз Антанта: Англия, Франция, Россия (1907 год)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
№ |
Критерии |
|
|
|
Отлично |
Хорошо |
Я могу лучше |
||
1 |
Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока |
|
|
|
2 |
Я высказывал свои предположения по данной проблеме |
|
|
|
3 |
Я помогал делать вводы и заключения |
|
|
|
4 |
Я помогал своей группе в выборе правильных решений |
|
|
|
5 |
Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников |
|
|
|
6 |
У меня не возникло трудностей с формулирование правильных идей, предположений, выводов |
|
|
|
7 |
Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям |
|
|
|
8 |
Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.