Государственное бюджетное учреждение Архангельской области
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Рембуевский детский дом»
МАСТЕР – КЛАСС
«Нетрадиционные техники рисования»
Участники: ГБУ АО «Рембуевский детский дом»
ГБУ АО «Архангельский детский дом № 1»
ГБУ АО «Архангельский детский дом № 2»
ГБУ АО «Новодвинский детский дом»
ГБУ АО «Цигломенский детский дом»
Ответственный: воспитатель –
Второва Марина Владимировна
д. Рембуево
2022 год
Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования»
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский.
Цель:
ü Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях в рамках художественно – эстетического направления для детей.
ü Формирование у детей художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Задачи:
ü Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.
ü Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
ü Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
Оборудование: столы, стулья, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, картон, ватные палочки, зубочистки, акварельные краски, баночки с водой, кисти для рисования, цветной картон, заготовки «Граттаж» (бумага, натертая парафиновой свечой и покрытая гуашью).
Предварительная работа: подготовка оборудования, создание компьютерной презентации «Нетрадиционные техники рисования». Оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике рисования.
Время: 35 минут.
Актуальность выбранной темы мастер-класса:
В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Вступительное слово (1 мин)
Уважаемые гости, дорогие ребята, рада видеть Вас на своем мастер – классе по нетрадиционным техникам рисования!
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
У каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами возможно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Использование нетрадиционных техник:
ü Способствует снятию детских страхов.
ü Развивает уверенность в своих силах.
ü Развивает пространственное мышление.
ü Учит детей свободно выражать свой замысел.
ü Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
ü Учит детей работать с разнообразным материалом.
ü Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.
ü Развивает мелкую моторику рук.
ü Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
ü Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Практическая часть. Знакомство с техниками рисования (4 мин)
Уважаемые гости! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Безусловно, какие-то «фишки» вам известны. Но, возможно, вы найдете для себя что-то новое и вдохновляющее на художественные подвиги. Я продемонстрирую вам три техники, после чего, вы можете выбрать для себя одну из представленных техник, либо проявить свою фантазию во всех трех.
Первая техника – это ГРАТТАЖ.
Эта техника схожа с привычной нам гравюрой. Она выполняется путём процарапывания верхнего слоя покрытия. Его можно сделать густой гуашью.
1.Плотный лист бумаги я раскрасила яркими цветами.
2.Натерла парафиновой свечой.
3.И покрыла несколькими слоями черной гуаши.
После высыхания у меня получилось вот такое полотно для рисунка! (Демонстрация заготовки)
Данная техника развивает мелкую моторику рук и навыки штрихования.
Вторая техника, с которой я хочу вас познакомить – МОНОТИПИЯ.
Монотипия — это отпечаток красками: на лист бумаги наносим пятна краски (с водой или без), сверху кладем чистый лист, прижимаем и разглаживаем. Получается два листа с необычным пятнистым узором. Их можно использовать либо как фон будущих рисунков, либо их можно доработать, добавить деталей, превратив бесформенное пятно в полноценный рисунок.
Если брать не два листа, а один, сложенный пополам, краска отпечатается практически зеркально. В таком варианте техники очень хорошо получаются акварельные пейзажи: более четкая половина — это, допустим, лес, а более размытая — это отражение леса в каком-нибудь водоеме. Остается только доработать детали.
Третья техника - ТОЧЕЧНАЯ ТЕХНИКА.
Она похожа на штампование. Кроме того, что техника дает довольно необычный результат, она еще и является отличным способом снять свой стресс. Вам понадобятся ватные палочки, листы бумаги, краска. Обмакните ватную палочку в краску и начинайте ритмичными движениями наносить рисунок на бумагу. По желанию, можно рисовать на цветном листе бумаги или картоне. Очень интересно в этой технике пытаться смешивать цвета и оттенки.
Практическая часть. Рисование (25 мин)
А теперь я предлагаю приступить к работе! Я для вас уже приготовила основу для рисования в технике «граттаж», с помощью зубочистки вы можете «выцарапывать» рисунок. Для рисования в технике «граттаж», а также в «точечной» технике и технике «монотипия» вы можете опираться на готовые работы, представленные перед вами (оформлена выставка детских рисунков, исполненных в нетрадиционной технике) или проявить свою фантазию!
Не забывайте, что на рабочем месте необходимо соблюдать порядок, а по завершению работы нужно тщательно вымыть руки с мылом!
Заключительный этап (5 мин)
А теперь мини - опрос.
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете их использовать?
Спасибо за ответы!
Уважаемые гости, спасибо вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные картины.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Благодарю всех за внимание. До свидания!
Зарытый талант (Библейская притча)
Человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит:
— Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них.
Господин его сказал ему:
— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошёл также и получивший два таланта и сказал:
— Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них.
Господин его сказал ему:
— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошёл и получивший один талант и сказал:
— Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё.
Господин же его сказал ему в ответ:
— Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.