Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Мастер - класс учителя истории и обществознания –
Обуховой Натальи Сергеевны
Тема: «Подготовка к ВПР по истории. Формирование картографических знаний и умений».
«Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте,
врезывается в мою душу гораздо прочнее
и вызывается из неё гораздо легче,
чем то, которое совершается…
в каких-то неопределённых пространствах»
К.Д. Ушинский
[U1]
Цель: создать условия для полноценного проявления и развития педагогического мастерства участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи:
-обобщить опыт работы по формированию картографических знаний у обучающихся;
-передать опыт работы путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
-провести совместную отработку методических подходов учителя – мастера и приемов решения поставленной в программе мастер –класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.
I. Презентация педагогического опыта педагога – мастера.
- Добрый день, уважаемые коллеги.
Предметы география, история имеют много схожих черт, как в методике преподавания, так и в самой тематике. (Великие географические открытия, геополитическое, экономическое положение государств, типология обществ и т.д)
Все уроки как люди – похожие и разные,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки как светлый и радостный праздник,
А другие как тяжесть, мучительный сон.
-Скажите, пожалуйста, когда уроки становятся светлыми, радостными, приятными?
-Когда они проходят интересно, плодотворно, на одном дыхании. Когда все задуманное получается, когда и ученик и учитель получает удовольствие от совместной работы.
Развитие творчества, индивидуальности, интереса на наших уроках ярко проявляется при формировании пространственных представлений.
Тема нашего мастер – класса: «Подготовка к ВПР по истории. Формирование картографических знаний и умений»
К.Д. Ушинский
«Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается… в каких-то неопределённых пространствах»
С[U2] 2000 года Россия принимает участие в программе PISA –международная программа оценки знаний и умений учащихся.
PISA – тест включает в себя помимо прочего проверку умения работать с информацией различной типологии (схемы, таблицы, графики и т.п.).
Т.о. проблемы, стоящие перед современной системой образования:
p проблема перехода от репродуктивного к продуктивному уровню обучения;
p проблема узкопредметного характера информации и формируемых умений и навыков;
p проблема отсутствия связи между обучением и социализацией ребёнка.[U3]
В современных условиях, когда пересматриваются цели и содержание школьного исторического образования, фонд учебных исторических карт вновь подвергается обоснованной критике: «Преобладают карты, выполненные на основе старой методологии и посвящённые в основном территориальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствах или военным событиям. В настоящее время не более десятка карт отражают новые подходы к содержанию исторического материала. На них изображены религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов, культурные достижения стран и народов и т.д.»2.
Проанализируем характер картографических знаний и умений школьников, заявленный в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной и старшей школы в ФК ГОС по истории[U4] :
ФК ГОС по истории в основной школе
В результате изучения истории ученик должен уметь: показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов…
ФК ГОС по истории в старшей школе
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен уметь: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта…); устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений…
В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен уметь:
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта…); использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений…3.
n Новые стандарты школьного образования по истории, включают в себя целый ряд умений, предполагающих приобретение школьниками определенных навыков работы с медиатекстами, т.е. сообщениями средств массовой коммуникации.
В частности, можно назвать следующие:
n проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
n критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
n анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
n различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
n участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения [U5]
Давайте обратим внимание на пример задания ЕГЭ по истории[U6] В8-В11
Комплекс используемых в процессе обучения карт[U7] .
Традиционно говорят о трёх типах исторических карт[U8] :
• общие, отражающие исторические события в одной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени: «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н.э. — I в. н.э.)», «Российская империя в первой четверти XVIII в.». Общая историческая карта даёт «поперечный разрез» исторического процесса и в целом статична, но её отдельные элементы передают динамику, изменчивость историко-географического пространства: рост и сокращение территорий государств, перемещения границ, демографические процессы, военные действия, социальные движения, образования новых городов и т.п.;
• обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определённого явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени: «Рост территории государств в древности», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Российская империя с начала XIX в. по 1861 г.». Информация таких карт, как правило, не исчерпывается на одном уроке и анализируется, сопоставляется, обобщается на протяжении большой учебной темы;
• тематические, посвящённые отдельным событиям или сторонам исторического процесса: «Завоевательные походы Александра Македонского на Восток», «Крестьянская война в Германии в 1525 г.», «Первая русская революция 1905–1907 гг.». Этот тип исторических карт освобождён от информации общего плана, не имеющей отношения к теме, зато с большой подробностью и детализацией раскрывает изучаемое событие и отличается более красочным и художественным оформлением. И в прежние времена, и в наши дни тематические карты преобладают в школьных учебниках, атласах и среди настенных картографических пособий, но использовать их методисты рекомендуют на фоне и в сочетании с общими картами.
Исторические карты отличаются от географических карт. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства.
Другая особенность исторических карт — раскрытие динамики событий и процессов. На географической карте все статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов.
Из трех основных типов исторических карт — общих, обзорных и тематических сегодня явно превалируют последние. Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям и явлениям.
Обратимся к алгоритму чтения исторической карты[U9]
На первый взгляд, приём использования настенных демонстрационных карт во время изложения исторического материала чрезвычайно прост: учитель, подойдя к карте справа, став лицом к классу, указкой показывает историко-географический объект и просит школьников в атласах найти аналогичное обозначение. Однако существуют строгие правила показа на карте[U10] различных объектов:
1) границы страны обводятся указкой по замкнутой кривой;
2) города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города на карте; [U11]
3) реки показываются по течению от истока к устью[U12] ;
4) направления военных походов и передвижений — по имеющимся на карте стрелкам.
[U13]
-Когда учитель истории может и когда должен работать с картой?
Карта должна присутствовать на уроке практически всегда.
-Почему?
Во-первых, карта помогает установить, где и когда произошло то или иное событие, т.е. локализовать его, т.е. определение местонахождения ( «Москва –центр объединения древнерусского княжества, описания берегов Ганга в Древней Индии)
Во-вторых, карты уместны в ходе фронтальной работы со всем классом.
Особенно эффективно одновременное использование настенной карты и атласов, атласов и контурных карт.
Методист О.Ю. Стрелова предлагает использовать прием локализации исторических событий для решения проблемных и творческих заданий. Вот примеры: Объясните, как человек разумный смог освоить землю, «не замочив ног»? Определите с помощью карты, в каких районах земли в качестве денег X—IV тысячи лет тому назад могли использовать: морские раковины, перья экзотических птиц, мешочки с какао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа?
Умение ориентироваться по карте предполагает оценку взаимного расположения объектов, расстояний, площадей. Для этого надо обучать школьников пользоваться масштабом карты.
Умение ориентироваться по карте включает в себя и умение пользоваться ее легендой. Расшифровка картографической информации достигается в результате длительных упражнений.
-Существуют ли трудности при работе с картой?
Преодолению многих трудностей при ориентировании по карте способствует ряд методических приемов. Сегодня мы остановимся на некоторых[U14] .
[U15] )
Творческие образные задания:
информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три самостоятельных картографических сюжета: 1. Начало битвы; 2. Кульминация боя; 3. Конец сражения — и прокомментируйте их соответствующими фрагментами «Задонщины».
Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников:
7) по карте «Расселение людей в Восточном полушарии 10–4 тыс. лет назад» проследите, как изменялась площадь земледелия 10–7 тыс. лет назад, 7—5, 5—4 тыс. лет назад… С чем это было связано? Покажите территорию, где в эти же периоды обитали скотоводы и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и скотоводов? Объясните её на основании карты;
8) сравните политическую карту мира к началу Нового времени (XVI в.) и к концу его (XIX в.). В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте границ суверенных государств, колоний и полуколоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте мира на протяжении Нового времени;
9) охарактеризуйте геополитическое положение России в мире к концу XIX в. по плану: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующего периода;
Проблемные задачи на картографическом материале:
10) покажите на карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему именно они стали древнейшими очагами новой культуры;
11) объясните, как человек разумный смог освоить Землю, «не замочив ног»;
12) определите, в каких районах Земли (и покажите их на карте) в качестве денег 10—4 тыс. лет назад могли использоваться: морские раковины, перья экзотических птиц, поросячьи хвостики, мешочки с какао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа и т.п.
Большинство видов тестов, подходят для диагностики, проверки и оценки картографических знаний и элементарных картографических умений школьников.
Тесты с выбором ответа
Какой город был присоединён к Москве в 1514 г.?
а) Рязань б) Смоленск в) Новгород
(вариант задания — отметьте этот город на карте);
Тесты на восстановление соответствия
города |
их основатели |
годы образования |
Москва |
Ярослав Мудрый |
1147 |
Юрьев |
Юрий Долгорукий |
1030 |
Переяславль |
Владимир Мономах |
1095 |
Владимир |
Святослав |
1108 |
Тесты на группировку картографических сведений, в том числе с выполнением заданий на контурной карте:
А. Отметьте города, которые взял Батый во время первого похода на Русь в 1237—1238 гг. и во время второго похода в 1239—1240 гг.
Б. К каким княжествам принадлежали ниже перечисленные города в середине XII в.: Теребовль, Дорогобуж, Курск, Трубчевск, Смоленск, Гродно, Овруч, Пинск, Берестье и т.д.
Тесты «исключения лишнего» и продолжения ряда в заданной закономерности
А. Страны, входившие на рубеже XIX—XX вв. в первый эшелон развития капитализма: Россия, США, Великобритания, Франция, Германия (что лишнее?).
Б. Страны Древнего Востока, где существовала речная ирригация: Египет, Шумер.....
Тесты на определение последовательности или ранжирование фактов
А. Определите последовательность присоединения русских земель к Москве:
Новгородская республика, Ростовское княжество, Звенигород, Тверское княжество, Можайск, Коломна, Суздальско-Нижегородские земли и т.д.;
Б. Расставьте названия рек, озёр и морей в той последовательности, в которой они встречались путешественникам на пути «из варяг в греки»: Днепр, Волхов, Чёрное море, Ладожское озеро, Западная Двина, Балтийское море, озеро Ильмень;
Тесты с ограничениями на ответ
Галицкое княжество было расположено в ... углу всех тогдашних русских земель, у самых ... гор. Столицей его был город.... на реке.... Южная граница княжества доходила до... . На севере Галицкое княжество граничило с..., на востоке его соседом было....
Следующая группа заданий не только диагностирует уровень картографических знаний и умений учащихся локализовать исторические факты на карте, но и вносит посильный вклад в развитие образной и смысловой памяти, логических способностей, невербального воображения:
а) определите, какому веку соответствует изображённая на схеме территория (...) государства и что означают её условные обозначения. Составьте легенду карты с их расшифровкой;
В играх по картографии, по сути, повторяются уже знакомые нам варианты познавательных заданий, но для конкурсов, викторин, олимпиад и турниров их условия и инструкции облекаются в более занимательную и интригующую форму.
1. По конфигурации похода первооткрывателей (военачальников, путешественников, восставших и т.п.) определите, какой исторический факт здесь изображён. Когда и где он имел место?
3. Определите, о каком море-озере идёт речь в этом историческом экскурсе: «На крайнем юге европейской части нашей Родины, на стыке между Европой и Азией, раскинулось огромнейшее озеро-море... Природные богатства моря и некоторых прилегающих к его берегам районов притягивали сюда многие народы. Здесь обитали киммерийцы, скифы, половцы, арабы, турки, сарматы, русы, персы, хазары и многие другие народы. Эти люди говорили на разных языках, имели свои нравы и обычаи. И не было среди них мира. То в одном, то в другом месте вспыхивали войны. Победители истребляли или изгоняли побеждённых, и те были вынуждены уходить и осваивать новые... земли.
Вдоль... пролегали древние пути. По ним происходило переселение народов и шла торговля с соседними странами Востока.
Быть может, поэтому ни одно, даже самое известное с давних пор, море или озеро не имело, пожалуй, столько имён и названий... Древние греки называли его Гирканским или Персидским морем, ассирийцы — Восточным, китайцы — Западным, у арабов оно было известно под именем Хоросанского, Хазарского и Джурдан, татары именовали его Ак-Денгиз (Белое море), а персы — Гурзем. В древних русских летописях и литературных источниках... море называется Хвалынским, Хвализским, Дербентским. И ещё можно много привести имен седого... — их насчитывается более семидесяти».
4. Выясните происхождение и объясните значение исторических топонимов: названия и самоназвания древних стран и народов, рек, морей, гор, городов и т.п.
5. По названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину и объясните обстоятельства «кругосветных странствий» и мировой известности (финики, персики, чай, портвейн, шампанское, индиго, арабески, шотландка, техасы и т.д.).
6. На карте Западной Европы XIV в. проложите для ближневосточных купцов наиболее безопасный и короткий путь из Иерусалима к крупнейшим ярмаркам и торгам Французского королевства.
3. Приёмы изучения
картографических сведений и развития картографических
умений в старшей школе
Исходя из специфики исторического образования во втором концентре, в старшей школе историческая карта из средства обучения всё больше превращается в самостоятельный источник новой учебной информации. Однако далеко не каждый старшеклассник способен прочитать карту как Текст:
Вскоре удалось раздобыть подробную карту области, на которой в каждый сантиметр укладывалось всего лишь пять километров земли. Здесь было много зелёной краски, за которой скрывались леса, и много заштрихованных пространств, означающих болота. А за белыми пятнами угадывались уже раздольные поля и луга…
С этой картой можно было беседовать ночи напролёт.
— Какие звери водились раньше во Владимирской земле? — спрашивал я у неё.
И она отвечала:
— Водились здесь туры. Вот читай: Турино сельцо, Турина деревня, Турово, Турыгино... Были и соболя. Разве не видишь названий деревень: Соболь, Соболево, Соболи, Собольцево, Соболята?.. А вот Лосево, Лосье, Боброво, Гусь...
— Кто же жил раньше на Владимирской земле? — спрашивал я карту.
— Жили здесь раньше некие племена финского корня: мурома, меря и весь. Да, они исчезли совсем, но не без следа. До сих пор живут таинственные, не расшифрованные никем названия рек, городов, озёр и урочищ: Муром, Суздаль, Пекша, Ворща, Колокша, Клязьма, Судогда, Гза, Теза, Нерехта, Суворощь, Санхар, Кщара, Исихра....
Но вот появились славяне. Они рубили свои избы неподалёку от финских селищ. Начинали мирно пахать поле. Привольно было земли, никто не мешал друг другу. И вот уже в роду с какой-нибудь Кидекшой появляются сёла Красное, Добрынское, Порецкое. По названиям можно узнать, откуда шли славяне. Вон Лыбедь, вон Галич, вон Вышгород — все эти киевские словечки.
Говорила карта и о поэтичности народа, потому что чёрствый, сухой человек никогда не дал бы деревне такого названия, как Вишенки, Жары или, например, Венки...
(По В.Солоухину)
В связи с популярными в ЕГЭ и ВПР по истории заданиями на атрибуцию документов и событий в систему картографических заданий нужно включать соответствующие упражнения:
Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К.Рокоссовского и укажите, об итогах битвы за какой город рассказывает маршал (атрибуция факта-события).
«В кольце … оказалось двадцать две дивизии.. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги теперь стояли перед нами безоружные, подавленные. В глазах одних – отрешённость и страх, у других уже проблески надежды» (ключевые слова выделены нами. – Авт.).
Так же, как в случае с определением времени издания документа или изображённого в нём факта, атрибуции места действия помогает анализ ключевых слов-подсказок в содержании источника и алгоритм.
Другими общими приёмами изучения картографии и хронологии в старшей школе являются переструктурирование содержания исторической карты и разработка новых тематических карт на основе данных учебника, статистических и хронологических комплексов, документальных материалов, средств массовой информации и интернет-ресурсов
. Таким способом можно компенсировать недостаток в школьных учебниках и атласах тематических карт и карт культурной направленности (например, «Мировые религии», «Концентрационные лагеря в Европе в годы нацизма», «Раздел Берлина на зоны оккупации», «Научно-технические изобретения и открытия ХХ в.» и т.п.).
Создание новых проблемно-тематических карт – это только половина работы с исторической картой в старшей школе. За графическим оформлением данных следует анализ и интерпретация содержания карты. Вопросы и задания соответствующего характера могут быть предложены в карточках-инструкциях для групповой и индивидуальной работы на лабораторных и практических занятиях. Например:
• к тематической карте «Политические режимы в Европе накануне Второй мировой войны (1937)».
Дайте характеристику политических режимов в Европе к 1937 г.:
а) по каким признакам они разграничены на карте?
б) объясните, почему монархии на карте закрашены разными цветами;
в) какие тенденции доминировали в развитии политической системы стран Европы в это время?
г) почему Испания на карте оставлена без обозначения её монархией?
д) какие различия указаны на карте для государств с республиканской формой правления?
• к тематической карте «Концентрационные лагеря в Европе».
Проанализируйте, как на карте представлена фашистская идеология:
а) покажите границы Германии до и после 1938 г.;
б) прокомментируйте расположение в Европе концентрационных лагерей и еврейских гетто;
в) по легенде карты проследите этапы их создания;
г) объясните понятие «холокост»4.
Новый этап работы с исторической картой связан с уже известным нам приёмом монтажа условно-графических изображений. Представьте себе две карты, расположенные рядом: «Политические режимы в Европе накануне Второй мировой войны» и «Политические режимы в Европе после Второй мировой войны». Сопоставление карт неизбежно, а его результаты красноречивы. Вопросы и задания направляют работу учащихся на самые разные аспекты темы:
а) сравните две карты и назовите перемены, которые произошли в политических режимах стран Европы;
б) как изменилось соотношение монархических и республиканских форм правления?
Оригинальные формы приобретает познавательная деятельность школьников, когда одна из предложенных им в дидактическом наборе карт окажется без названия. По легенде «таинственной» карты, её содержанию, а также контексту с другими картами этого набора старшеклассники должны идентифицировать страны (регионы мира) и процессы, представленные на ней. Задание можно усложнить дополнительными поручениями:
а) представить аргументы в пользу своей точки зрения;
б) атрибутировать картографический источник (время и место издания, тип карты и т.п.).
Наконец, новую жизнь в учебные исторические карты вдохнул Интернет и информационно-компьютерные технологии. С их помощью максимально реализуется одна из задач современного исторического образования: формирование умения учащихся проводить поиск, обработку и представление информации в разных формах.
В частности:
— посредством гиперссылок школьники могут связать содержание любой исторической карты с хронологическими и понятийными справками, биографическими и историографическими комментариями;
— анимационные эффекты позволяют «оживить» изображение карты, разложить представленный на ней процесс или явление поэтапно, реконструировать альтернативные варианты развития той или иной социально-экономической/социально-политической ситуации и т.п.;
— компьютерные технологии позволяют пространственно локализовать один и тот же исторический факт в местном, региональном, общенациональном, европейском и мировом измерении и в связи с ними сопоставить его значение;
— на основе определённой базы данных школьники могут сами задавать компьютеру параметры составления исторической карты.
Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины, например, характеризуя путь «из варяг в греки» и создавая представление об этом великом восточнославянском водном пути, наряду с картой «Русские земли в XII — начале XIII в.» учитель привлекает картину «Днепровские пороги».
Благодаря включению в образовательный процесс информационных технологий на уроках стали использовать интерактивные карты, картосхемы. Они воссоздают развитие событий, формируя яркие образы[U16] .
Но самым эффективным приемом развития пространственных представлений и формирование метапредметных умений является работа с контурными картами.
Ведь контурные карты – одно из средств практического обучения истории. Работа с ними способствует лучшему осмыслению и закреплению в памяти содержания исторической карты. Она содержит элементы творчества: выбор учениками цветных карандашей, определение размеров надписей, величина условных знаков, придумывание своих условных обозначений.
Контурные карты используются при изучении и закреплении нового материала на уроке, для отработки изученного на предыдущих уроках, в качестве проверочных работ. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы.
Цифровые данные, представленные в виде статистических таблиц, графиков, диаграмм или простых сообщений, могут служить основой не только для аналитических, но и для персонифицированных творческих заданий. На их материалах школьники могут подготовить отчёты «управителей», «министерские» доклады, «генеральские» рапорты, экспертные заключения, записки «путешественников» и т.д.
Так же, как карты и другие источники, цифровые материалы нужно критически анализировать, сопоставлять с аналогичной информацией в других источниках, и в случаях несовпадения или фальсификации они могут подвергаться специальному исследованию для обнаружения причин и мотивов искажения реальных данных.
Есть свои особенности работы с контурными картами ?
Карты, как и работа с текстом, требуют тренировки поэтому используя любые варианты заданий ЕГЭ (они гораздо сложнее чем задания ВПР), учить ориентироваться, узнавать, что за события отражены на карте можно используя в том числе задания вариантов ВПР,
II. Представление системы приемов работы с картой.
Приступая к работе с контурными картами, необходимо разъяснить школьникам, как их заполнять. Для этого можно раздать учащимся памятки. ( на столах)
- Примеры самостоятельной работы учеников с картой. (Приложение № 4)
- Алгоритм чтения исторической карты. (Приложение № 3)
-Памятка работы с контурными картами. (Приложение № 5)
- Критерии оценивания работы с контурной картой. (Приложение № 6)
II. Проведение имитационной игры (учебного занятия)
Задание № 1
Приложение № 2. Рассмотрите карту « Рост территории России в XVIIв.» и выполните задание на соотнесение, используя контурную карту:
1. Используя атлас и знания по истории, обозначьте на контурной карте разными стрелками пути продвижения в Сибирь и на Дальний Восток русских землепроходцев.
2. Закрасьте территории, вошедшие в состав Российского государства в XVII в.
3. На основе проделанной работы, объясните:
-Какие существуют способы расширение территории государств?
-Каким способом произошло расширение территории России в XVIIв.?
Задание № 2 - Применение исторического источника и карты.
Приложение № 1 Прочтите отрывок из повести. Напишите племенные объединения восточных славян на территории их расселения.
Задание № 3 - Выявление связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Задание ЕГЭ 29-32, Приложение №3
IV. Моделирование.
Предлагаю самостоятельно разработать задания для формирования картографических знаний обучающихся. Вам предоставляется методическая копилка, в которой представлены приемы педагогической техники. (примеры самостоятельной работы) переделать
В каждом классе можно применять различные виды деятельности с контурной картой в зависимости от уровня его подготовленности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, что в основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает важнейшим фактором повышения эффективности достижения учащимися метапредметных результатов, умений и формирования различных компетенций.
V. Рефлексия
Вы можете мне помочь при создании следующего мастер –клаcса, ответив на несколько вопросов. (см.Рефлексию)
-Уважаемые гости, наша встреча подошла к концу. Понятно, что осталось много незаданных вопросов и поэтому двери нашей школы всегда будут открыты для вас. Приходите с идеями, предложениями, мы будем всегда вам рады.
- На столах у вас смайлики и стикеры, я вам буду очень благодарна, если вы подарите мне их вместе с тем настроением, которое осталось после мастер- класса.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2 ч. Ч. 1. Отв. ред. Ф.П.Коровкин. М., 1978. С. 161—162.
2 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., 2000. С. 4.
3 Новые государственные стандарты школьного образования. М., 2004.
4 Конкретные примеры картографических диктантов см.: Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. М.: Русское слово, 1997—2002. С. 137—138.
5 Каспийское
море // О, светло светлая земля Русская: Хрестоматия по географии России.
М., 1997. С. 109—110.
6 Кушева Р. Методика на обучението по история (на болг. яз.). София, 2000. С. 182.
7 Владивосток, 2004. С. 44.
8 Подробнее об этом типе карт: Стрелова О.Ю. Историческая карта как образ «своего» и «чужого» // см.: Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 7.
9 Короткова М.В. Указ. соч. С. 24.
10 Кушева Р.
Указ. соч. Иллюстрация приведена в учебнике: История Российского Поморья.
С. 180.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА К ЛЕКЦИЯМ 7—8
Вариативные учебники по всеобщей и отечественной истории для учащихся 5—11 классов (издательства «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Мнемозина» и др.).
Атласы исторических карт (см. например: Атлас. История России с древнейших времен до начала ХХI века. М.: 2004—2005 и др.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для вузов. М.: Владос, 2003.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. М.: Владос, 1999—2002.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства: Практическое пособие. М.: Владос, 2000—2002.
Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М.: Владос, 2000.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Учебник истории: старт в новый век. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. СПб., 2003.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / C.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. М.: Просвещение, 2004.
Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова и др. М.: Русское слово, 1997—2002.
Кулагина Г. Сто игр по истории. М., 1983.
Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000.
Стрелова О.Ю. ЕГЭ по истории: часть С. Технологии подготовки. Хабаровск, 2006.
Стрелова О.Ю. Историческая карта как образ «своего» и «чужого» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 7.
ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ
http://petrograd.biz/world wars/warmaps1.html – карты военных действий времен Первой мировой войны.
http://www.znanie-sila/online/issue_430.html — «Версаль и его последствия»: Материалы круглого стола на тему «Версальский мир и создание Версальской системы».
http://som.fio.ru/item.asp?id=10015357 – Вторая мировая война.
http://karty.narod.ru/claim/ru/ru.html — карты России и соседствующих территорий.
Рефлексия
Обухова Наталья Сергеевна Мастер –класс: «Подготовка к ВПР по истории. Формирование картографических знаний и умений » |
|
Насколько могут Вам помочь мои рекомендации в …
|
|
Мастер –класс –это…
|
|
Ваши отзывы о моем мастер –классе.
|
|
Скачано с www.znanio.ru
[U1]слайд 2
[U2]сл.3
[U3]слайд 4
[U4]слайд 5
[U5]слайд 6
[U6]слайд 7
[U7]слайд 8
[U8]слайд 9
[U9]слайд 10
[U10]слайд 11
[U11]слайд 12
[U12]слайд 13
[U13]слайд 14
[U14]слайд 15 ,16
[U15]слайд 16
[U16]слайды 17-35
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.