Мастер -класс по теме "Канон"
Оценка 5

Мастер -класс по теме "Канон"

Оценка 5
docx
26.02.2023
Мастер -класс по теме "Канон"
мастер класс.docx

Мастер класс "Развивающий канон!»

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал.» (К.Д.Ушинский)

1.Организационный момент «Игра-приветствие. Здравствуйте». Существует несколько вариантов игры. Я предлагаю Вам подобрать пожелание своим коллегам на каждую букву слова:

Начинаем наши пожелания по цепочке:

«З»- здоровья,….

«д»-добра,….

«р»-решительности,…

«а»-активности,…

«в»-взаимопомощи,…

«с»-счастья,…

 «т»-терпения,…

 «в»-великодушия,…

«у»-уверенности,…

 «й»- заменяем буквой и- идей,…

«т»-тепла,…

«е»-единства,.  

2. Актуализация мастер-класса.

 

Посмотрите, за окном зима, снег и холодно, а ведь так хочется тепла и уюта. Я хочу вам подарить частичку лета. Пусть вот эти маленькие бабочки напоминают вам о добре, тепле и красоте (у каждого на столе бабочка). Посадите ее на свою ладонь, закройте глаза и послушайте одну легенду:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать её ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Я согласна, все в наших руках.

- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Учитель-личность творческая. Он всегда идет в ногу со временем. Внедряет в привычную практику новые технологии, новые формы и методы реализации образовательных программ. И каждый раз задает себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу? Как же это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках»      

В условиях реализации ФГОС учителю начальных классов приходится решать различные проблемные задачи:

-  Как добиться успехов в развитии ученика?

- Как по-новому подойти к организации учебного процесса, чтобы не упустить главного?

-  Как повысить мотивацию к учению, качество обучения?

          На все эти вопросы помогают ответить ученые, создающие новые технологии и приемы обучения. Сегодня я хочу познакомить вас с приемом развивающего обучения -  развивающим каноном.

Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения.

У вас есть бабочки, на крылышках, с правой стороны вы напишите ожидания, а с левой– опасения, от данного мастер- класса. (Озвучивание по желанию.)

В конце занятия мы вернёмся к нашим бабочкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

 

- Возможно среди вас есть те, кто уже знаком с развивающими канонами и успешно применяет их на практике? Давайте сформулируем определение: что такое развивающий канон?

 

Канон- основное правило, положение какого-либо направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным, общепринятым и является обязательной нормой.

Развивающий канон - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. Т. е. элементы задания могут быть связаны не только логикой, но также аналогиями и ассоциациями. РК можно успешно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, информатике и любым другим предметам.

         

- Как вы думаете, с какой целью, для чего можно использовать каноны?

 Это:

         мотивация обучения;

         развитие памяти, творческого воображения, аналитических способностей;

         активизация творчества учащихся;

         расширение кругозора;

         формирование успешности;

Где?

1)на этапе усвоения новых знаний, отработки понятийного аппарата;

2)на этапе закрепления и обобщения знаний;

3)в качестве домашнего задания;

4)самостоятельное составление развивающих канонов учащимися может быть оценено как творческое задание по теме.

 

Окунёмся в детство и вспомним, какие уроки вы не любили? Почему? Я предлагаю вам на некоторое время вновь стать учениками и усвоить некоторое темы с помощью развивающего канона.

       Давайте же не будем тратить время, приступим к размышлению. Вашему вниманию я предлагаю канон, в котором ответ на вопрос можно легко и быстро найти, установив связь между его элементами.  (парные согласные по глухости-звонкости)

 

дочка

точка

бочка

?

гора

кора

Отправляемся на урок окружающего мира.

В каноне может быть два неизвестных:

?

курица

телёнок

корова

?

лошадь

 

             Канон может иметь не один ответ, а несколько, причем между вариантами ответов существует система предпочтений, которую также нужно выявить.

Пример:

 

животное

рысь

дерево

рябина

страна

?

 

Решения.

-по пути наименьшего сопротивления -  это может быть любая страна, например,

 

животное

рысь

дерево

рябина

страна

Финляндия

 

-  если посмотреть на начальные буквы слов правого поля и учесть все связи в совокупности - страна на букву Р-это Россия.

 

животное

рысь

дерево

рябина

страна

Россия

 

 

       

 

 

 Поэтому важно, разобрать все варианты ответов. Это должен быть анализ, исследование, а не традиционная оценка результатов в баллах. Разбор различных решений канона и способов их нахождения позволяет не только накапливать и закреплять знания, но и вводить обучаемых в атмосферу творческого поиска.

         По своей структуре каноны могут иметь следующую форму:

 

табличную:  

5

П

8

?

9

Д

 

ступенчатую:  

человек

 

голова

затылок

 

?

глаз

зрачок

        

 

 

 

           Учитывая возрастные особенности детей, каноны могут содержать иллюстративный материал ( 1 класс).

 

 

Горький

Сладкий

? ? ?

 

 

 

           На математике в 1 классе по теме "Нумерация чисел" с целью первичного закрепления я использовала РК

 

ч

4

с

7

в

? (8)

 

     Работая по теме "Слова, близкие по значению" (русский язык 2 класс) на этапе актуализации знаний дети решали данный канон.

 

алый

? (путь, тропа, полотно)

орать

красный

дорога

кричать

 

Литературное чтение 3 класс, проверка домашнего задания.

 

«Великие путешественники»

? («Денискины рассказы»)

Минька

Денис

? (Зощенко)

Драгунский

рассказ

? (рассказ)

 

        Окружающий мир 2 класс, тема "Какие бывают растения" - обобщение и систематизация знаний, РК

 

д

т

к

дуб

тысячелистник

? (калина, крыжовник)

 

На уроках изобразительного искусства 1 класс, закрепление знаний

1

3

5

красный

жёлтый

? (голубой)

 

                  Мне удалось увлечь своих учеников работой с канонами. Дети не только охотно решают готовые каноны, но и самостоятельно составляют свои.

         Предлагаю вам решить каноны, который составили ученики моих классов.

 

121

4

31

4

?(400,220,1030…)

4

 

уши

нос

? (пальцы)

2

1

20

 

 

               


кидать

ломать

мять

носить

обвести

? (парить, пасти, пахать..)

 

2172-2094=ЁЖ

6435+1685= ? (ЖАБА)

 

              Подводя итог моего выступления, хочу отметить, что для меня развивающий канон является конкретным методическим подспорьем. Т. к. он одинаково хорошо работает на уроках всех предметных дисциплин и может быть использован на любом этапе урока.

3. Рефлекия

Ну а сейчас вернемся к нашим бабочкам. Оправдались ли ваши ожидания? (Отвечают).  Если вам всё понравилось, раскрасьте своих бабочек. Если остались сомнения, пусть ваша бабочка останется белой.

 

  Спасибо за внимание!

 

 


 

Мастер класс "Развивающий канон!» «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал

Мастер класс "Развивающий канон!» «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал

Как повысить мотивацию к учению, качество обучения?

Как повысить мотивацию к учению, качество обучения?

Отправляемся на урок окружающего мира

Отправляемся на урок окружающего мира

Учитывая возрастные особенности детей, каноны могут содержать иллюстративный материал ( 1 класс)

Учитывая возрастные особенности детей, каноны могут содержать иллюстративный материал ( 1 класс)

Мне удалось увлечь своих учеников работой с канонами

Мне удалось увлечь своих учеников работой с канонами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2023