Мастер-класс по теме «Потребности и расходы».
Финансовая грамотность 8 класс.
Цель мероприятия – научить школьников определять свои потребности, расставлять приоритеты и рассчитывать предполагаемые расходы.
Задачи:
ü Познакомить учащихся с основными потребностями человека.
ü Сформировать понимание безграничности потребностей и ограниченности ресурсов.
ü Усвоить основные статьи расходов, составляющих структуру семейного бюджета.
Таблица 1. Основные характеристики мероприятия.
|
№ |
Параметры мероприятия |
Характеристика |
|
1 |
Тема |
Потребности и расходы |
|
2 |
Формат |
Мастер-класс |
|
3 |
Количество участников |
11 человек |
|
4 |
Возраст участников |
8 класс (14-15 лет) |
|
5 |
Количество модераторов |
1 ведущий |
|
6 |
Общая продолжительность |
45 минут |
Таблица 2. Структура мастер-класса.
|
№ |
Блок |
Формат и краткое описание |
Продолжи-тельность |
|
1 |
Потребности и их виды |
Лекция о потребностях и их видах. |
7 минут |
|
2 |
Ограниченность ресурсов. |
Лекция о видах ресурсов и их ограниченности. |
4 минуты |
|
3 |
Бюджет семьи. |
Доходы и расходы семьи. |
6 минут |
|
4 |
Планирование расходов. |
Дискуссия на определение приоритетов по группам. |
5 минут |
|
5 |
Игра «День рождения». |
Расставить в предложенном списке приоритеты расходов на праздник не превышающий данный лимит. |
20 минут |
|
6 |
Подведение итогов. Рефлексия. |
Вопросы по пройденному материалу. Желающие высказывают свои впечатления от мастер-класса. |
3 минуты |
Ход урока.
|
Формат и краткое описание |
Образовательные результаты |
Необходимые пояснения и дополнительные вопросы |
Продолжи-тельность |
|
Лекция о потребностях и их видах. |
-Знать основные потребности человека. -Уметь формулировать и определять актуальные потребности. |
Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью выбора – какие потребности, в какой последовательности и как употреблять! |
7 минут |
|
Лекция о видах ресурсов и их ограниченности. |
- Знать основные виды и свойства доступных человеку ресурсов. - Уметь формулировать способы удовлетворе- ния потребностей. |
Ключевые идеи: желания безграничны, а ресурсы ограничены. |
4 минуты |
|
Доходы и расходы семьи. |
-Знать основные статьи расходов на месяц. -Уметь составлять план расходов на определённый период. |
Дать представление о том, как разные события в жизни влияют на величину расходов и доходов. Иметь представление о «подушке безопасности». |
6 минут |
|
Дискуссия на определение приоритетов по группам. |
-Уметь выстроить свою систему ценностей для приобретаемых товаров и услуг. |
Познакомить с основными тремя категориями расходов: текущие (постоянные), долгосрочные (инвестиционные), чрезвычайные. |
5 минут |
|
Выбрать и расставить в предложенном списке приоритеты расходов на праздник не превышающий данный лимит. |
-Уметь сопоставлять потребности со своими возможностями, определять приоритеты. |
В процессе игры показать необходимость балансировать потребности и имеющиеся ресурсы. |
20 минут |
|
Вопросы по пройденному материалу. Желающие высказывают свои впечатления от мастер-класса. |
-Знать основные приёмы стимулирования продаж: скидки, акции. -Уметь вести расчет и сравнение стоимости покупки на разных условиях. |
Сделать вывод, как важно понимать, что нам нужно для счастливой и благополучной жизни и на что мы тратим деньги. Грамотно расставлять приоритеты и планировать расходы. |
3 минуты |
У всех нас есть желания и потребности.
Потребность – это нужда в чем-либо. Потребность можно характеризовать как состояние неудовлетворенности. Все мы с вами разные и наши потребности также могут кардинально отличаться.
Перечислите, какие у вас есть потребности?
(Четыре-пять ответов от обучающихся, направляя участников для того, чтобы потребности были из разных категорий: биологические и социальные. Если даются общие ответы, то необходимо их конкретизировать.)
Наши потребности формально можно разделить на биологические, в которые входят потребность в еде, сне, защите от внешних угроз, и социальные, такие как семья, уважение, любовь, образование, саморазвитие.
Наши потребности безграничны. Как только мы удовлетворяем одну потребность, может возникнуть другая - как сразу, так и через небольшой промежуток времени. Данный процесс бесконечен. Если мы пообедали сегодня, то завтра мы снова захотим есть. А после того как поедим, удовлетворим эту потребность, возникнет новая – захотим пить. Если сейчас мы купим машину, то через 5 лет можем захотеть новую, потому что старая уже плохо ездит, и вышли более новые модели.
При этом круг потребностей каждого человека в целом постоянно изменяется. Например, сегодня вы хотите на десерт шоколад, завтра - конфеты, а послезавтра - мороженое. То, что для вас актуально сейчас и на что тратятся деньги, может перестать быть актуальным через год. Зато, наоборот, появятся другие новые потребности и статьи расходов.
Когда наши потребности удовлетворяются, то мы ощущаем себя счастливыми. Удовлетворяются потребности за счет использования определенных средств, которые экономисты называют блага. Для удовлетворения разных потребностей нужны разные блага. Для удовлетворения потребности в еде – нам надо съесть определенное количество благ (картошка, мясо, овощи и т.д.), для удовлетворения потребности в одежде – приобрести блага (кофта, джинсы, обувь, куртка) и никак не наоборот.
Но возникает насущный вопрос, откуда нам с вами взять все эти блага, чтобы удовлетворить наши потребности? Как мы с вами можем их получить?
(Принимаются четыре-пять ответов. После всех озвученных вариантов участниками, подводит итог, перечисляя все ответы.)
Есть несколько способов получить нужные блага:
1. Купить (например, в магазине, на рынке).
2. Создать все блага самому и полностью обеспечивать себя (сельское хозяйство, охота, собирательство, сам строит дом, шьет одежду и мастерит все необходимое для жизни). Но это сложный путь, так как слишком затратный.
3. Воспользоваться натуральным обменом (бартером) - обменять одни, имеющиеся блага (в том числе свой труд) на другие, нужные для удовлетворения потребностей.
4. Благотворительность – иногда блага достаются в дар от других людей, то есть вы не должны за них платить (например, операцию может оплатить благотворительный фонд, а лекарства можно получить бесплатно от государства).
Что помогает нам удовлетворять большую часть наших потребностей?
(Принимаются два-три ответа от обучающихся. Правильный ответ: деньги.)
Действительно, деньги играют важную роль в нашей жизни. Чтобы приобрести какое-то благо, необходимо потратить определенное количество денег. Например, чтобы иметь доступ к мобильной связи, необходимо положить деньги на сим-карту. Получается, что мы с вами становимся счастливыми не от того, что мы имеем большое количество денег, а от осознания того, что мы можем приобрести с их помощью блага, которые могут удовлетворить наши потребности.
Как вы думаете, все ли наши потребности можно удовлетворить посредством денег?
(Принимаются три-четыре ответа. Правильный ответ: нет, так как для удовлетворения сложных социальных потребностей недостаточно иметь денег.)
Не имея достаточного количества денег, чтобы позволить себе ежегодный отпуск на море, мы можем реализовать свою потребность в любви, в настоящей дружбе, в искреннем общении. Тогда как можно обладать несметным богатством, но купить любовь, уважение и друзей и семьи невозможно. Современные исследования счастья показывают, что большое количество денег не сильно коррелирует с уровнем счастья. Когда денег не хватает для удовлетворения жизненно важных потребностей, например, в нормальном питании, одежде по погоде, то это сильно влияет на ощущение счастья. Но когда «базовые» потребности удовлетворены, то на счастье в большей степени влияют другие факторы.
Многие предприниматели, обладающие большими накоплениями, передают значительную часть своих средств в благотворительные фонды, поддерживают науку, образование, искусство – и от этого чувствуют себя счастливыми
Потребности мы удовлетворяем при помощи ресурсов.
Ресурсы всегда ограничены. Например, ограниченное количество земли, на которой можно выращивать сельскохозяйственные культуры, ограниченное количество трудоспособных людей, которые бы работали. Поэтому невозможно создать безграничное количество благ, которые удовлетворят все потребности населения.
Также, невозможно удовлетворить абсолютно все потребности всех людей, так как мы с вами не можем всем все купить, даже если бы это несметное количество благ было произведено. Кроме того, после удовлетворения потребностей, проходит какое-то время и у человека возникают новые. Поэтому получается, что все потребности удовлетворить не получится, даже если затратить большое количество ресурсов.
Основные ресурсы, которыми мы обладаем (которые нам доступны) – это деньги и время. Человеческий труд оценивается в деньгах. Когда мы тратим свое время на работу, то получаем за это определенное количество денег. Зачастую, когда человек постоянно работает и много зарабатывает, у него не остается времени не только для того, чтобы потратить свои деньги, но и удовлетворить свои потребности в общении с семьей, друзьями, саморазвитии. Необходимо находить баланс между деньгами и временем.
Мы постепенно учимся с вами расставлять приоритеты. Это не так сложно, когда вы решаете какую-то отдельную задачу: собираетесь в поход, покупаете продукты на день рождения. Но жизнь гораздо более многогранная и сложная. Чтобы грамотно определять приоритеты расходов, нужно понять, какие вообще расходы бывают.
Мы с вами можем классифицировать все расходы на три общих категории: текущие (постоянные), долгосрочные (инвестиционные), чрезвычайные.
-Текущие расходы – это оплата товаров и услуг повседневного спроса. Товары иуслуги, от которых нет длительного эффекта, мы их потребляем – они исчезают, и вскоре нам приходится покупать их вновь, чтобы удовлетворить свои потребности.
Какие вы можете привести примеры текущих расходов?
(Принимаются несколько ответов от обучающихся, на каждый из них учитель дает обратную связь (подходит/не подходит), при необходимости коротко комментирует. Затем дополняет полученные ответы своими примерами.)
В число текущих расходов попадают: еда, лекарства, мобильная связь, интернет, коммунальные платежи. Эффект от всех этих расходов длится не дольше месяца, а иногда и не дольше нескольких часов (как в случае с едой), и нам снова приходится тратить на них деньги.
-Долгосрочные или инвестиционные расходы – это оплата товаров и услуг долгосрочного пользования, такие как холодильник, мебель, компьютер, образование.
-Третья категория расходов – чрезвычайные. Нам их приходится совершать спонтанно, без тщательного планирования. В случае если что-то случилось, и вы не можете избежать данной траты.
Какие примеры чрезвычайных расходов вы можете назвать?
(Принимаются несколько ответов от обучающихся, на каждый из них учитель дает обратную связь (подходит/не подходит), при необходимости коротко комментирует. Затем дополняет полученные ответы своими примерами.)
В чрезвычайные расходы входят лекарства (внезапная болезнь), ремонт (сломалось что-нибудь и необходима срочная починка, например, холодильник, обувь и т.д.)
-Текущие расходы планируются на каждый месяц, так как это постоянные расходы для ежедневного поддержания комфортного уровня жизни.
- Инвестиционные – это расходы, которые можно планировать заранее. Мы можем их совершать только при условии, что у нас есть деньги на поддержание приемлемого для нас уровня жизни и если после совершения данной покупки мы способны будем далее себя обеспечивать всем жизненно необходимым и совершать постоянные расходы. Также при планировании инвестиционных расходов нам необходимо учитывать инфляцию. Что если вы планируете купить машину и стоимость ее на данный момент составляет 1 миллион рублей, то вы должны понимать, что в будущем ее стоимость увеличится, и вам необходимо будет за нее заплатить, например, не один миллион рублей, а миллион и двести тысяч.
-Чрезвычайные – это расходы, точную величину которых невозможно спланировать заранее, но на оплату которых можно откладывать деньги, то есть создавать резерв. Так как мы не знаем, что произойдет в будущем и не способны предвидеть какую точную сумму денег мы израсходуем, нам всегда необходимо иметь что-то про запас.


Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.