1.Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий.
Цель нашей работы рассказать об одной из таких технологий -технологии кейс стади.
Использование кейс стади на уроках истории.
Стандарты обучения второго поколения основаны на системно-деятельностном подходе, который, прежде всего, учит учиться, а не просто получать знания. Через формирование универсальных учебных действий происходит самый главный процесс – процесс становления личности. По мнению исследователя Д.Б.Ковина: 2"Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания".
В современной школе все чаще происходит использование на уроках и во внеурочной деятельности различных педагогических технологий, основанных на субъект – субъектных отношениях, где ребенок не просто наблюдатель процесса, а непосредственный его участник. Компетентностый подход является базовым, и также нацелен на дальнейшую профессиональную деятельность обучающихся, особенно это важно в старшей школе, где формируется профориентационная составляющая.
Одним из таких современных технологий является технология кейс-стади. 3
Кейс — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он основывается на анализе конкретных ситуаций, «частного случая». 4
Задачи:5
1.Формирование и развитие информационной компетентности;
2.Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;
3.Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;
4.Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;
5.Развитие умений и навыков сотрудничества.
Краткий экскурс в историю кейс-стади6
Технология кейс-стади в образовании был разработан в 1920-х годах в обучении менеджменту в Гарвардской бизнес-школе. Термин «ситуация» до того широко применялся в правоведении, однако в Гарварде преподаватели после лекции давали студентам для обсуждения конкретную жизненную ситацию из сферы бизнеса или управления, содержавшую проблему, и далее шло оживленное обсуждение и нахождение решения самими студентами. Важное место занимало коллективное обсуждение студентами найденных вариантов решения проблемы.
В мировой образовательной практике кейс-стади широко распространился в 1970-1980-х годах. В отдельных вузах СССР ситуационный анализ использовался передовыми преподавателями на экономических факультетах Элементы метода анализа ситуаций применялись часто в сочетании с игровыми и дискуссионными методами.
Истинный интерес к технологии кейс-стади пришел к нам в 1990-х годах. Связано это с процессами разгосударствления экономики, коренному изменению требований к умениям специалистов во всех сферах экономики и общества. Кейс-технология не ограничивается только учебным процессом, но и становится методом научного исследования.
Виды7
Кейсы могут быть обучающие, практические, научно-исследовательские. Все они направлены на практическую сторону обучения, учащийся должен научиться применять свои теоретические знания на практике, искать пути выхода из различных ситуаций, все это впоследствии может пригодиться его в дальнейшей жизни.
1. Практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай. Это исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных, даже вещественный артефакт или комплекс приведенных источников-компонентов кейса. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально-деятельностное пространство реальной жизни.
2. Обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение. Однако, степень реальности более сводится к типичным учебным ситуациям, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений.
3. Научно-исследовательские кейсы ориентированны на включение ученика в исследовательскую деятельность. Например, на основе изучения всей доступной информации и работ ряда авторов, реконструкция события, ситуации в комплексе, разработка тематического проекта локального, регионального типа и пр. Можно привести пример включения учащихся в программы создания кейсов по отдельным этапам хронологии «Человек в событиях ХХ века на материалах устной истории», «История повседневности в локальной истории края». В состав кейсов данного типа могут входить тексты ученых, работавших по данной исследовательской проблеме раннее, но использовавших иные подходы, источники или методы исследования.
Вариантов работы с кейс-технологией множество. Для создания проблемной ситуации кейс раздается учащимся перед лекцией, изучением учебного материала, изучением сквозной темы. Данный текст служит формированию проблемной ситуации, актуализации имеющихся знаний, их систематизации и определения точек мотивации на будущий учебный материал. Данный вариант тесно связан с методом «Знаю – хочу узнать – узнал новое».
Кейс может быть использован и для самостоятельного изучения темы. В данном варианте он должен быть максимально объемным, но и учитывать психолого-возрастные возможности учащихся. Это возможно при изучении компактного события, небольшой темы, истории научного открытия или закона. Вопросы должны быть как по содержанию кейса, так и текста учебного пособия. В данном варианте параграф учебника следует считать дополнительным материалом, наряду с иными источниками из книг или перечисленных учителем ресурсов Интернета.
Текст кейс-ситуации может быть роздан учащимся для сопоставления и анализа изучаемого вопроса, проблемы в интеграции с лекцией, рассказом учителя как в начале занятия, так и предварительно на дом.
Со старшими учениками вполне возможен выход на уровень разработки кейсов по изучаемым или дополнительным вопросам и проблемам в рамках регионального компонента образования, проектной деятельности. В конечном итоге учащиеся создают авторский исследовательский продукт, отрабатывают коммуникативные компетентности, формируют способность проектирования своей деятельности, принятия самостоятельных решений во внеучебных ситуациях на основе предметных и надпредметных знаний и умений.
Наиболее успешно кейс - технологии можно применять на уроках права, обществознания и истории. Это как раз те дисциплины, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
8Алгоритм урока с использованием кейс - технологии.
1. Подготовительный этап
Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока
2. Ознакомительный этап
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации
1. Введение в ситуацию
2. Описание ситуации
3. Информационный материал
4. Глоссарий
3. Основной (аналитический) этап
1. Вступительное слово учителя
2. Распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой)
3. Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков
4. Первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений
5. Второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений
4. Итоговый этап
1. Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы)
2. Обобщающее выступление учителя – анализ ситуации
3. Оценивание учителем учащихся
Способов решения кейсов много:
«Стена», «Цветок лотоса», « Мозговая атака 66 Хелеса», « 6 шляп Эдварда де Бонмо», сужения, «это хорошо, это плохо», лист решения проблем.
Для решения это кейса использую Лист решения проблемы. 9
Какую главную проблему ты должен решить? |
Какой важной информацией ты владеешь (из текста). |
Какие дополнительные сведения я получил в группе. |
Какие 3 способа для решения проблемы вы предлагаете? |
Какой способ я считаю наилучшим, почему? |
Обучающиеся должны найти проблему в отрывке, найти причины её возникновения и предложить пути решения.
Ученик обязательно высказывает любую версию, даже неправильную и невероятную.
Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей.
Это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления.
10,11 6 шляп Эдварда де Бонмо- этот способ решения проблемы основывается на цветовой характеристике:
Этот способ позволяет обучающимся самостоятельно найти проблему, проанализировать кейс, выделить из него важную информацию, высказать и доказать, защитить свою точку зрения, рассуждать. Все ребята задействованы в работе, нет равнодушных, так как каждый выбирает свою шляпу, определенного цвета.
Этот способ развивает умение логически размышлять, убедительно выступать перед аудиторией.
12 Мозговая атака 66 Хелеса.
- в течении 6 минут группа проводит генерацию идей
- идеи передаются для анализа.
Каждый обучающийся не советуясь ни с кем записывает четыре способа решения проблемы, далее эти способы анализируются и выбирается одна наиболее приемлемая.
13 Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
14, 15 Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты.Диаманта является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.
Диаманта– это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме
16,17,18
Заключение. 19
Таким образом, кейс-технологии развивают умение:
— анализировать и устанавливать проблему,
— четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,
— общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,
— принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
20 Кейс-технологии помогают:
— понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,
— выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,
— cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.
Прежде чем взяться за внедрение данной технологии в свою деятельность, учитель должен ответить на следующие вопросы: 1) Для кого и для чего пишется кейс 2) Чему должны научиться учащиеся 3) Какие уроки они из этого извлекут В случаи грамотного и творческого подхода при использовании данного метода в профессиональной деятельности , case-study на много расширяет возможности учителя и даёт много позитивных результатов.
21,Кейс 1. 6класс. Тема урока "Нашествие с Востока".
Содержание:
1. Видео-фрагмент "Батый"
2. Карта "Русь в середине 13века"
3. Отрывок из Суздальской летописи о монгольском нашествии на Русь"
4. Отрывок из Ипатьевской летописи о героической обороне города Козельска
5. Глоссарий
o Калка-река, впадающая в Азовское море
o курултай-съезд монгольской знати
o нойон -князь у монгол
o Пронск -русский город
o Сить- река на севере русских земель
o сеча- битва
o стан- лагерь
o фураж- корм для лошадей и скота
6. Вопросы
· Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
· Почему Батый не пошел на Новгород?
· Объясните слова Пушкина А.С., который писал о том что Европа спасена "растерзанной и издыхающей Россией"?
22
Кейс
1. 6 класс. Тема урока
«Крещение Руси».
Владимир, став христианином, сказал: «Худо, что мало городов около Киева», и
начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суде и другим рекам. Эти
укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, по выражению летописца, «мужами
лучшими», которые вербовались из разных племен, славянских и финских,
населявших русскую равнину...
С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными
валами и лесными засеками. Так по южной и юго-восточной границам тогдашней
Руси, на правой и левой сторонах Днепра, появились в X - XI вв. ряды земляных
окопов и сторожевых «застав».
(. О русской истории. Лекция 10.)
1. Какова причина создания приграничных укреплений?
2. В «Слове о полку Игореве» линия границы Древнерусского государства
обозначалась словами «О, Русская земля! Ты уже за холмом!..» Определите
географическое положение Древней Руси.
3. Найдите в тексте сведения о порубежниках? Какова их цель?
4. Какова основная проблема данного кейса?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.