Мастер-класс "Применение кейс технологии на уроках истории"
Оценка 5

Мастер-класс "Применение кейс технологии на уроках истории"

Оценка 5
docx
20.10.2021
Мастер-класс "Применение кейс технологии на уроках истории"
кейс.docx

    1.Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

     В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

    Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий.

   Цель нашей работы рассказать об одной из таких технологий -технологии кейс стади.

Использование кейс стади на уроках истории.

Стандарты обучения  второго поколения основаны на системно-деятельностном подходе, который, прежде всего, учит учиться, а не просто получать знания. Через формирование универсальных учебных действий происходит самый  главный процесс – процесс становления личности. По мнению исследователя Д.Б.Ковина: 2"Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания".

В современной школе все чаще происходит использование на уроках и во внеурочной деятельности различных педагогических технологий, основанных на субъект – субъектных отношениях, где ребенок не просто наблюдатель процесса, а непосредственный его участник. Компетентностый подход  является базовым, и также нацелен на дальнейшую профессиональную деятельность обучающихся, особенно это важно в старшей школе, где формируется профориентационная составляющая.

Одним из таких современных  технологий является технология кейс-стади. 3

Кейс — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он основывается на  анализе конкретных ситуаций, «частного случая». 4

Задачи:5

1.Формирование и развитие информационной компетентности;

2.Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;

3.Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;

4.Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;

5.Развитие умений и навыков сотрудничества.

Краткий экскурс в историю кейс-стади6

Технология кейс-стади в образовании был разработан в 1920-х годах в обучении менеджменту в Гарвардской бизнес-школе. Термин «ситуация» до того широко применялся в правоведении, однако в Гарварде преподаватели после лекции давали студентам для обсуждения конкретную жизненную ситацию из сферы бизнеса или управления, содержавшую проблему, и далее шло оживленное обсуждение и нахождение решения самими студентами. Важное место занимало коллективное обсуждение студентами найденных вариантов решения проблемы.

В мировой образовательной практике кейс-стади широко распространился в 1970-1980-х годах. В отдельных вузах СССР ситуационный анализ использовался передовыми преподавателями на экономических факультетах  Элементы метода анализа ситуаций применялись часто в сочетании с игровыми и дискуссионными методами.

Истинный интерес к технологии кейс-стади пришел к нам в 1990-х годах. Связано это с процессами разгосударствления экономики, коренному изменению требований к умениям специалистов во всех сферах экономики и общества. Кейс-технология не ограничивается только учебным процессом, но и становится методом научного исследования.

Виды7

Кейсы могут быть обучающие, практические, научно-исследовательские. Все они направлены на практическую сторону  обучения, учащийся должен научиться применять свои теоретические знания на практике, искать пути  выхода из различных ситуаций, все это  впоследствии может пригодиться его в дальнейшей жизни.

1. Практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай. Это исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных, даже вещественный артефакт или комплекс приведенных источников-компонентов кейса. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально-деятельностное пространство реальной жизни.

 

2. Обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение. Однако, степень реальности более сводится к типичным учебным ситуациям, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений.

 

3. Научно-исследовательские кейсы ориентированны на включение ученика в исследовательскую деятельность. Например, на основе изучения всей доступной информации и работ ряда авторов, реконструкция события, ситуации в комплексе, разработка тематического проекта локального, регионального типа и пр. Можно привести пример включения учащихся в программы создания кейсов по отдельным этапам хронологии «Человек в событиях ХХ века на материалах устной истории», «История повседневности в локальной истории края». В состав кейсов данного типа могут входить тексты ученых, работавших по данной исследовательской проблеме раннее, но использовавших иные подходы, источники или методы исследования.

 

Вариантов работы с кейс-технологией множество. Для создания проблемной ситуации кейс раздается учащимся перед лекцией, изучением учебного материала, изучением сквозной темы. Данный текст служит формированию проблемной ситуации, актуализации имеющихся знаний, их систематизации и определения точек мотивации на будущий учебный материал. Данный вариант тесно связан с методом «Знаю – хочу узнать – узнал новое».

Кейс может быть использован и для самостоятельного изучения темы. В данном варианте он должен быть максимально объемным, но и учитывать психолого-возрастные возможности учащихся. Это возможно при изучении компактного события, небольшой темы, истории научного открытия или закона. Вопросы должны быть как по содержанию кейса, так и текста учебного пособия. В данном варианте параграф учебника следует считать дополнительным материалом, наряду с иными источниками из книг или перечисленных учителем ресурсов Интернета.

Текст кейс-ситуации может быть роздан учащимся для сопоставления и анализа изучаемого вопроса, проблемы в интеграции с лекцией, рассказом учителя как в начале занятия, так и предварительно на дом.

Со старшими учениками вполне возможен выход на уровень разработки кейсов по изучаемым или дополнительным вопросам и проблемам в рамках регионального компонента образования, проектной деятельности. В конечном итоге учащиеся создают авторский исследовательский продукт, отрабатывают коммуникативные компетентности, формируют способность проектирования своей деятельности, принятия самостоятельных решений во внеучебных ситуациях на основе предметных и надпредметных знаний и умений.

Наиболее успешно кейс - технологии можно применять на уроках права, обществознания и истории.  Это как раз те дисциплины, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

 

8Алгоритм урока с использованием кейс - технологии.

1. Подготовительный этап

Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока  в системе предмета,  задачи урока

2. Ознакомительный этап

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации

1.  Введение в ситуацию

2.  Описание ситуации

3.  Информационный материал

4.  Глоссарий

3. Основной (аналитический) этап

1.  Вступительное слово учителя

2.  Распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой)

3.  Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков

4.  Первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений

5.  Второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений

4. Итоговый этап

1.  Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы)

2.  Обобщающее выступление учителя –  анализ ситуации

3.  Оценивание учителем учащихся

Способов решения кейсов много:

«Стена», «Цветок лотоса», « Мозговая атака 66 Хелеса», « 6 шляп Эдварда де Бонмо», сужения, «это хорошо, это плохо», лист решения проблем.

Для решения это кейса использую Лист решения проблемы. 9

Какую главную проблему ты должен решить?

Какой важной информацией ты владеешь (из текста).

Какие дополнительные сведения я получил в группе.

Какие 3 способа для решения проблемы вы предлагаете?

Какой способ я считаю наилучшим, почему?

 

Обучающиеся должны найти проблему в отрывке, найти причины её возникновения и предложить пути решения.

Ученик обязательно высказывает любую версию, даже неправильную и невероятную.

Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей.

Это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления.

 

10,11 6 шляп Эдварда де Бонмо- этот способ решения проблемы основывается на цветовой характеристике:

  • Белая шляпа –это факты.
  • Красная – эмоции.
  • Чёрная -разумная критика.
  • Жёлтая – оптимизм, преимущества.
  • Зелёная – творчество, фантазия.
  • Синяя –обобщения, выводы.

Этот способ позволяет обучающимся самостоятельно найти проблему, проанализировать кейс, выделить из него важную информацию, высказать и доказать, защитить свою точку зрения, рассуждать. Все ребята задействованы в работе, нет равнодушных, так как каждый выбирает свою шляпу, определенного цвета.

 

Этот способ развивает умение логически размышлять, убедительно выступать перед аудиторией.

12 Мозговая атака 66 Хелеса.

  • Суть: - делится на группы по 4 человека.

- в течении 6 минут группа проводит генерацию идей

- идеи передаются для анализа.

Каждый обучающийся не советуясь ни с кем записывает четыре способа решения проблемы, далее эти способы анализируются и выбирается одна наиболее приемлемая.

 

13 Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

 

14, 15 Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты.Диаманта является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.

Диаманта–  это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме

  1. Тема (существительное)
  2. Определение (2 прилагательных)
  3. Действие (3 глагола)
  4. Ассоциации (4 существительных, на уровне которых происходит переход к антонимичным понятиям)
  5. Действие (3 глагола)
  6. Определение (2 прилагательных)
  7. Существительное (вывод)

 

16,17,18

    

Заключение. 19

Таким образом, кейс-технологии развивают умение:

— анализировать и устанавливать проблему,

— четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,

— общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,

— принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

20 Кейс-технологии помогают:

— понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,

— выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,

— cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

Прежде чем взяться за внедрение данной технологии в свою деятельность, учитель должен ответить на следующие вопросы: 1) Для кого и для чего пишется кейс 2) Чему должны научиться учащиеся 3) Какие уроки они из этого извлекут  В случаи грамотного и творческого подхода при использовании данного метода в профессиональной деятельности , case-study на много расширяет возможности учителя и даёт много позитивных результатов.

21,Кейс 1. 6класс. Тема урока "Нашествие с Востока".

Содержание:

1.       Видео-фрагмент "Батый"

2.       Карта "Русь в середине 13века"

3.       Отрывок  из Суздальской летописи о монгольском нашествии на Русь"

4.       Отрывок из Ипатьевской летописи о героической обороне города Козельска

5.       Глоссарий

o    Калка-река, впадающая в Азовское море

o    курултай-съезд монгольской знати

o    нойон -князь у монгол

o    Пронск -русский город

o    Сить- река на севере русских земель

o    сеча- битва

o    стан- лагерь

o    фураж- корм для лошадей и скота

 

6.       Вопросы

·         Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?

·         Почему Батый не пошел на Новгород?

·         Объясните слова Пушкина А.С., который писал о том что Европа спасена "растерзанной и издыхающей Россией"?

 

22

Кейс 1. 6 класс. Тема урока «Крещение Руси». 
Владимир, став христианином, сказал: «Худо, что мало городов около Киева», и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суде и другим рекам. Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, по выражению летописца, «мужами лучшими», которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую равнину... 
С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. Так по южной и юго-восточной границам тогдашней Руси, на правой и левой сторонах Днепра, появились в X - XI вв. ряды земляных окопов и сторожевых «застав». 
(. О русской истории. Лекция 10.) 
1. Какова причина создания приграничных укреплений? 
2. В «Слове о полку Игореве» линия границы Древнерусского государства обозначалась словами «О, Русская земля! Ты уже за холмом!..» Определите географическое положение Древней Руси. 
3. Найдите в тексте сведения о порубежниках? Какова их цель? 
4. Какова основная проблема данного кейса? 


 

Скачано с www.znanio.ru

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса

В мировой образовательной практике кейс-стади широко распространился в 1970-1980-х годах

В мировой образовательной практике кейс-стади широко распространился в 1970-1980-х годах

Алгоритм урока с использованием кейс - технологии

Алгоритм урока с использованием кейс - технологии

Мозговая атака 66 Хелеса.

Мозговая атака 66 Хелеса.

Пронск -русский город o

Пронск -русский город o
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021