Формирование патриотического сознания младших школьников средствами программы "Мое Оренбуржье"
Хакимова Юлия Назымовна, педагог дополнительного образования
МАУДО ЦДТ «Радуга»
Основой могущества любого государства являются его граждане. При этом важно всё - здоровье, образование, профессионализм людей. А самое главное это то, с какими установками реализуется их потенциал. Очень важно чтобы граждане понимали цель их деятельности.
От того в какой степени люди осознают свою ответственность за благополучие своей Родины, на столько они готовы вносить свой вклад в общее дело, а самое главное с какими чувствами они это делают и зависит какой будет страна и какие перспективы её ждут в будущем.
Ну а искреннее стремление помочь своей стране свойственно только личности, в которой воспитано чувство патриотизма, любви к Родине и ответственность за свой вклад в её развитие.
Патриотизм - это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. «...одно из наиболее глубоких чувств. Закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В. И., ПСС, т. 37, с.190).
А патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Ю.Б. Харитон
Развитие патриотического сознания у школьников имеет важные социально-педагогические предпосылки, т.к. воспитание детей на современном этапе осуществляется в сложных условиях затянувшегося социального и экономического кризиса, а также усиливающегося расслоения общества. Образование как важная отрасль жизни общества впитывает в себя негативное влияние обострѐнных социальных недугов.
Верно организованная работа по патриотическому воспитанию младших школьников основывается на понимании их возрастных возможностей и психологических особенностей школьников данного возраста.
Психологи обращают внимание на то, что у младших школьников, возникают новые образования, которые свидетельствуют о надобности и возможности реализации особой деятельности по патриотическому воспитанию.
К ним относят, в первую очередь, зарождение у обучающихся нравственных чувств через насыщенное содержание, увеличение осознанности, основательность и прочность эмоциональных переживаний.
Дети младшего школьного возраста выделяются значительной эмоциональностью. Чувства и эмоции управляют всеми гранями их жизни, обозначают поступки, являются мотивами поведения, определяют личное отношение ребёнка к окружающему миру.
На занятиях в объединении «Моё Оренбуржье»
К мотивационному уровню относятся следующее: возникновение внимания к «малой родине», частые проявления желаний школьников к патриотической деятельности, желание изучать историю «малой родины».
Интеллектуальный критерий заключается в: объёме сведений младших школьников по истории «малой родины», их обстоятельность, твёрдость, осмысленность, критическое отношение к ней, словесные демонстрации, уровень знаний смысла патриотизма.
Чувственный критерий заключается в проявление патриотических эмоций и чувств по отношению к «малой родине».
Волевой критерий заключается в умении применять практически знания и навыки о «малой родине», описывает поступки, в отношении друг с другом, к классной комнате, к школе и её имуществу, к делам за пределами школы.
Именно на занятиях в объединении «Моё Оренбуржье» происходит формирование у детей системы знаний о своей малой Родине. В начале курса мы изучаем историю города Гая, его строительство, достопримечательности. Особенно привлекает детей тема о взаимосвязи их семьи и истории города. Многие готовят целые презентации, о том, как их семья оказалась здесь, рассказывают различные истории, не скрывая гордость за своих дедушек, бабушек, родителей. Дальше постепенно переходим на изучение истории Оренбургской области. Также рассматривается и климат, и традиции, и обычаи, народы проживающие на территории, экологические проблемы области. В общем весь спектр знаний даётся ребенку для того чтобы он понял в какой богатой, развитой, а самое главное красивой области он живет. И что без его поддержки, его старания и труда не получится сохранить всё это.
На курсе мы изучаем некоторые и исторические сведения, о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, что тоже приносит большой вклад в воспитание патриотичности. Дети сами с удовольствием ищут информацию не только про своих родственников участников ВОВ, но и про жителей города и области.
Обучающиеся объединения «Моё Оренбуржья» постоянно участвуют в конкурсах и акциях различного уровня патриотической и краеведческой направленности:
Муниципальная дистанционная викторина Мир вокруг нас;
Областная олимпиада «История моей страны»;
Всероссийская культурно-просветительская акция «Культурный марафон»;
Международная викторина для младших школьников Мифы и легенды России;
Международная открытая образовательная акция "Я помню" Институт современного образования SmartSkills;
В современном мире популяризации иностранной культуры, все чаще дети забывают о том, как важно быть патриотом своей страны. Ребенок должен одновременно с уважением относиться к культурам и обычаям в разных странах, но при этом, в первую очередь, защищать интересы своей Родины. Программа «Моё Оренбуржье» позволяет донести до школьников значение слова патриотизм, воспитать это чувство ну и конечно закрепить.
Вообще работа по воспитанию патриотизма это не просто сказать о том как любить Родину и за что, но и на личном примере показать, объяснить и, конечно, доказать почему это так важно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.