ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Население Оренбуржья
Цель: Познакомить обучающихся с жителями Оренбургской области, формировать у детей нравственно-патриотические чувства и толерантность к людям других национальностей.
Задачи:
· Образовательная - расширить знания о жизни людей, живущих в Оренбургской области, их обычаях, традициях, фольклоре.;
· Развивающая - развивать внимание, воображение, познавательный интерес;
· Воспитательная - воспитывать уважительное отношение к природе.
Тип занятия: Комбинированный;
Форма работы: фронтальная, групповая.
Методы обучения:
- словесный - беседа, вопросы – ответы;
- наглядный - показ, демонстрация;
Методическое сопровождение учебного занятия образовательная программа кружка.
Этапы занятия:
1. Организационный этап. – 1мин
Проверка присутствующих на занятии. Создание психологического настроя на работу.
2. Подготовительный этап – 1 мин. Объявление темы, цели и задач занятия. Техника безопасности.
3. Основной этап. – 30 мин
Мы с вами живем в Оренбуржье и сегодня познакомимся с национальным составом Оренбургской области.
Но прежде, чем мы поговорим о национальном составе, Оренбургской области давайте вспомним каков, национальный состав населения России, какие народы проживают на её территории.
У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.
– Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.
– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.
– Как называется наша Родина? (Россия.)
– Я предлагаю поиграть в игру «Закончи фразу»
Наша страна очень … (большая, огромная).
В ней много … (рек, озёр, лесов, городов).
Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
Мы живём в городе России… (Гай)
Гай – это наша малая… (Родина)
Сегодня я предлагаю поговорить о некоторых из национальностях
- Посмотрите, люди какой национальности изображены на слайде (русские). Давайте рассмотрим русский национальный костюм.
Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан.
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.
- Как образовалось это слово? (Душу греет).
Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…
- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея).
- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин.
Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
Итак женская одежда – это ….(продолжите фразу)(Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка)
Главными частями мужской одежды были рубаха и порты
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.
Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)
- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
Холодной зимой носили шубы.
Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха.
У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)
-Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)
- Русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и умели веселиться. Пели русские народные песни, играли в русские народные игры.
Татарская народная игра «Тимербай»
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он встает в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.
Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).
- Как вы думаете, дети, какой национальности играли в такую игру. Это – татары. Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. У них есть свой язык и вера. На территории Оренбургской области есть целые селения, где проживают одни татары.
- Давайте рассмотрим татарский костюм
Татары носили верхнюю одежду, которая имела приталенный силуэт и распахивалась книзу. Этот вид одежды назывался камзол, и надевался на рубаху. Камзолы носили как мужчины, так и женщины, разница была лишь в украшении женской модели тесьмой или мехом, а шился камзол в основном из бархата. Головной убор у женщин называется «Калфак», а у мужчин головной убор называется «Тюбетейка».
- Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю.
Чак-чак характерен лишь для татарской национальной кухни. Он является особо почетным угощением на свадьбах, торжественных приемах.
Чайный стол - душа семьи,- говорят татары. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Без чая, по существу не обходится ни один прием пищи. Чай с печеными изделиями порой заменяет завтрак, обед или ужин.
- Ребята у татар, как и у других национальностей есть свои любимые праздники. Самым любимым праздником татар является «Сабантуй»
- В нашей группе, то же есть дети – татары – Раяна и Вадим попросим их рассказать об этом празднике. Они прочтут про этот праздник стихотворение сначала на татарском, а потом на русском языке
После сева летним днём Буген безде Сабантуй
Мы станцуем и споём Эшпереннен барын куй!
Веселись же и ликуй! Тузрек йегер мейданга
Это праздник Сабантуй Байрам башлана анда
-Вам понравилось стихотворение? Праздник сабантуй проводится под открытым небом, на него собирается много народа, они играют в народные игры и поют песни, устраивают скачки на лошадях, победитель получает приз – живого барана.
- Ещё на территории Оренбургской области проживает очень много башкир- это очень гостеприимный народ
Башкиры известны, как хорошие земледельцы и опытные животноводы. Издавна они пасли стада лошадей и баранов на привольных пастбищах, Кочевой образ жизни отразился и на своеобразие жилища башкир Традиционное жилище башкир - войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом. Основным её убранством были разноцветные войлоки, а у более зажиточных башкир – ковры.
Посуду в большинстве своём изготовляли путём долбления из дерева (чаши, миски, ложки, ковши), была и посуда со вставным дном (кадки разных размеров, делали кожаные сосуды для кумыса)
4. Рефлексивный этап – 3 мин. Оценка работоспособности, психологического состояния, результативность, содержательность и полезность работы. Рефлексия.
На территории Оренбургской области можем встретить и чуваша, и украинца, армянина и казаха, немцев и прибалтийцев. Об их обычаях и культуре мы поговорим на других занятиях
- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции, которые передаётся из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. У каждого народа есть свои танцы и песни. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру нашего края
5. Итоговый этап. – 5 мин
Итог занятия. Устное подведение результатов работы, выводы, высказывания детей, оценивание, поощрение и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.