Мастер-класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"
Оценка 4.7

Мастер-класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"

Оценка 4.7
docx
24.11.2022
Мастер-класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры.docx

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Куйбышевского района –

Дом детского творчества

 

Мастер-класс

 «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские

народные игры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Латыпова Елена Александровна,

 методист

 

 

Куйбышев, 2021 г.

 

 

Аннотация

На протяжении длительного времени МБОУ ДО «Куйбышевский ДДТ» сотрудничает с ГАПОУ НСО «Куйбышевский педагогический колледж», организуя мастер-классы, семинары, творческие гостиные для студентов. Сотрудники ГАПОУ НСО «КПК» всегда являются нашими активными партнерами в проведении мероприятий различного уровня.

Вашему вниманию представлена разработка мастер-класса «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».

Цель: Познакомить студентов педагогического колледжа с русскими народными играми, как формой приобщения детей к здоровому образу жизни.

 Задачи:

1. Познакомить с некоторыми русскими народными играми.

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Материалы: мячик больших размеров, атрибуты к подвижным играм.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представиться – зовут меня Латыпова Елена Александровна, я работаю методистом и по совместительству педагогом дополнительного образования МБОУ ДО «Куйбышевский ДДТ».

Темой нашего мастер-класса является «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».

И прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.

Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.

Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».

А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».

И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.

Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека. Пусть он его поищет».

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.

Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

А помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен педагог!

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста Школы раннего развития «Тропинка» и для сплочения дошколят, создания атмосферы доверия, применяю ритуал приветствия. Давайте и мы друг друга поприветствуем и пожелаем здоровья! (встают в круг, повторяют за педагогом).

Здравствуй, солнце золотое! 
Здравствуй, небо голубое! 
Здравствуй, лёгкий ветерок! 
Здравствуй, маленький дубок! 
Мы живём в одном краю- 
Всех я вас приветствую!

Мы с вами говорили о важности здоровья для человека, а сейчас, передавая мяч друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (участники мастер – класса выполняют задание).

Меня, как педагога, родителя очень беспокоит, что из обихода исчезли многие прежние детские игры. Дети уже не прыгают через веревочку, не рисуют классики, не играют в казаки-разбойники, в лапту и городки. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ. Проведенные исследования доказали, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм, а недостаток движения у дошкольников негативно сказывается на их дальнейшем развитии.

- Давайте вспомним, а во что вы играли в детстве?

Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

В своей работе при использовании русских народных подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения. Русские народные игры включаю на занятиях по физической культуре, спортивные досуги.

Можно распределить русские народные подвижные игры на группы:

1. Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!

Итак, водящего мы выбрали, и начнем с народной игры малой подвижности «Колечко».

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.

1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.

2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» — с закрытыми глазами.

3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

 «Прижми большак"

Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого соперника начинает "охотиться" за большим пальцем другого, стараясь прижать его сверху. Вариант игры: сцепляются и правые, и левые руки соперников. Одновременно "охотятся" и правые, и левые большие пальцы.

На сердечно-сосудистую и дыхательную системы оказывают благотворное влияние игры «Горелки», «Рыбаки и рыбки», «Пчелка и ласточка», «Большой мяч» и др.

"Летели дракончики " (спорная)

Играют двое. Стоя лицом к лицу, вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. Играющие по очереди произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики, ели пончики.

Сколько пончиков съели дракончики?

Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например, три. Партнер начинает отсчет: "Один!" (хлопок) - "Два!" (ответный хлопок) - "Три\". При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась "под ударом", должен как можно быстрее убрать ее, чтобы «хлопок» не достиг цели.

 

«Большой мяч»

Для игры нужен большой мяч. Играющие берутся за руки и становятся в круг. Водящий с мячом становится в середине круга и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто пропустит мяч между ногами, становится водящим, но остается за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом к центру, а в середину встает пропустивший мяч. Игра повторяется. Правила игры. Играющие в течение всей игры не берут мяч в руки, а перекатывают его только ногами.

Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди.
Кто не верит — выходи.

«Пчелки и ласточка»

Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают: Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум! Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Для восстановления носового дыхания, тренировки дыхательной мускулатуры, улучшения местного кровообращения, использую игры «Совушка – сова», «Перышки», «Кто громче», «Шарик».

Дети соединяют ладошки рук в небольшой комочек. Медленно делают вдох и проговаривают:

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

 При выдохе произносим звук: С-с-с-с-с-с…

Нарушение осанки – частый спутник хронических заболеваний. Основной профилактикой нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В процессе проведения подвижных игр - «Коршун и наседка», «Шла коза по лесу», «Гуси-лебеди» - добиваемся тренировки навыков в удерживании головы и туловища в правильном положении. Выработке правильной осанки помогают игры на развитие координации движений, равновесия: «Два мороза», «Цепи кованые».

Для развития быстроты, ловкости, глазомера, совершенствования ориентировки в пространстве применяю игру «Золотые ворота» - это русская народная хороводная игра, в которую будет интересно поиграть и взрослым, и детям. В эту игру хорошо играть на природе, во дворе, на детских праздниках. Играют большой компанией, чем больше народа, тем игра длиннее и веселее.

Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой, берутся за руки и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

У детей после перенесенных инфекций могут длительное время оставаться нарушения нервной системы, ослабление организма, снижение эмоционального тонуса. На фоне щадящего режима дня  такие игры как «Карусель», «Кот Васька», «Море волнуется» помогают обрести ребенку уверенность в себе, улучшают его психическое здоровье. Жизнерадостное настроение способствует правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и восстановительным процессам в организме ребенка.

 А напоследок мы вспомним игру, которую знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. А как известно, положительные эмоции – также являются важнейшим фактором оздоровления.

Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Наш мастер-класс подходит к концу. Мне с вами было хорошо, надеюсь, и вам со мной тоже! (Рефлексия: Что понравилось? Что нового взяли для себя? Что вам пригодится в работе?)

В заключение хочу сказать, что русские народные игры вносят свою неповторимую частичку в физическое развитие и воспитание детей, способствует укреплению их здоровья. Наша задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Вот уже на протяжении нескольких лет мы убеждаемся, что сенсомоторные (подвижные) игры не только улучшают здоровье детей, но и являются важными в развитии слаженности, координации, восприятия окружающего всеми органами чувств.

 

Список используемой литературы:

 1. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов мира». Издательство «Просвещение» Москва. 1988 год

2. М. Ф. Литвинова «Народные подвижные игры». Издательство «Просвещение» Москва. 1986 год

3. Ю.А. Кириллова «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе»; Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург 2006 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

                                      

 

 


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Аннотация На протяжении длительного времени

Аннотация На протяжении длительного времени

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье

Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков

Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков

Прижми большак" Играют двое.

Прижми большак" Играют двое.

По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает»

По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает»

Золотые ворота Пропускают не всегда

Золотые ворота Пропускают не всегда

В заключение хочу сказать, что русские народные игры вносят свою неповторимую частичку в физическое развитие и воспитание детей, способствует укреплению их здоровья

В заключение хочу сказать, что русские народные игры вносят свою неповторимую частичку в физическое развитие и воспитание детей, способствует укреплению их здоровья

Приложение

Приложение

Мастер-класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"

Мастер-класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2022