Мастер-класс
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературы в 5 классе»
Ход мастер - класса
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
В. А. Сухомлинский в книге «Письма к сыну» писал: «Чтение книги — это не механический процесс. Это творчество. Овладевай этим мастерством — умением читая — воспитывать себя, читая — думать, читая — рассуждать».
Мудрые слова, вечные.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Сегодня мы поговорим о некоторых приёмах, используемых мною на уроках литературы в 5 классе. Эти приемы помогают обучающимся извлекать информацию из текстов максимально, глубже понимать её, а также помогают в формировании функциональной грамотности пятиклассников.
В самом начале урока я использую дыхательную гимнастику (К примеру, дыхательная гимнастика «Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц, подготовка к чтению. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Инструкция: Перед началом занятия к каждой бабочке привязать нитку длиной до 40 см, прикрепить нитки к шнуру на небольшом расстоянии друг от друга. Шнур натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ученика.
Учитель показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть:
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотри, умеют ли они летать?
Учитель дует на бабочек.
- Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ученик дует на бабочек. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирал воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Основной в моей в работе является технология смыслового чтения, состоящая из трех частей работы с текстом:
I - работа с текстом до чтения.
II - работа с текстом во время чтения.
III - работа с текстом после чтения.
I часть. Работа с текстом до чтения имеет очень важный смысл – сформировать мотив чтения, настроить на текст, подготовить к диалогу с автором. Данный этап работы включает в себя прежде всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание чтения). На этом этапе использую такие техники работы с текстом:
- составление вопросов к новому тексту, перефразирование в вопрос заголовка;
- подробное чтение с выделением того, что было не совсем понятно или что показалось необычным;
- чтение текста отрывками – это чтение с остановками и разъяснением прочитанного;
- прогнозированное чтение: ученикам предлагается текст с пропусками.
Среди часто используемых мной приемов этого этапа работы выделю следующие:
1) ответы на вопросы, которые появляются при чтении заголовка: «Что я уже знаю об этом?» Он способствует включению маленьких читателей в тему.
Например, перед знакомством со стихотворением «Бородино» М.Ю. Лермонтова многие дети, услышав тему урока, сразу начинают цитировать: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром...» и другие отрывки, постепенно вспоминая, о каком времени и на какую тему произведение;
2) приём шести «почему» к заголовку, абзацу или какой-либо части текста.
Например, при чтении «Сказки о мервой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина на доске записываются озвученные детьми и стандартные, и оригинальные вопросы с тем, чтобы в ходе прочтения произведения дать ответы на них;
При чтении «Сказки о мервой царевне и семи богатырях»
А.С. Пушкина учащимися были составлены стандартные вопросы:
Сколько времени ждала царица царя?
Когда она умерла и почему?
Через сколько времени царь женился на другой?
Как описать новую царицу?
Какое было приданое у новой царицы?
Как звали жениха царевны?
Также прозвучали и оригинальные вопросы: 1. Какую иностранную сказку напоминает сказка А.С. Пушкина? 2. Если зеркальце «выдало» молодую царевну, значит оно плохое? 3. Зачем Пушкин «допустил», что умерла собачка, ведь она тоже хорошая?
1.
II часть. Работа с текстом во время чтения
Во время чтения выдвигаются предположения, которые либо доказываются, либо опровергаются при чтении текста.
Приём «Один день из жизни литературного героя». Детям предлагается рассказать о своём самом памятном дне в жизни. А потом ответить на вопросы:
– Был ли такой день у литературного героя?
– Чем он особенный?
Такой прием можно использовать, например, читая главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» или рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише».
Во время чтения предлагаю использовать после остановки приём «чтения с остановкой» при работе с сюжетными текстами. Рекомендации для метода «дерево предсказаний»:
• Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее.
• Не использовать приём более одного раза на уроке.
• Все версии аргументировать содержанием текста.
На стрелочках-линиях школьники записывают объяснения своим версиям. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
Ствол дерева:
1. Что будет дальше?
2. Чем закончится рассказ?
3. Что может произойти в рассказе с таким названием?
Фрагмент урока литературы при знакомстве с произведением «Ночь перед
Рождеством» В.Н. Гоголя
- Какие мысли, образы у вас возникают при слове «Рождество»
Ответы (подарки, елка, снег, зима,..)
-Что может произойти в рассказе с таким названием?
-Как будут развиваться события дальше?
-Чем все закончится?
На эти вопросы дети озвучивают свои предсказания, записываю на листках – выходит дерево с ветками, на каждой – листочки-предсказания. После прочтения вместе с классом выясняем, что из предсказанного подтвердилось, а что нет.
Применение данной технологии формирует у детей умение выражать свои мысли, сотрудничать в группе, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, работать с увеличивающимся потоком информации. Также этот приём подходит для развития умения обосновывать свои прогнозы.
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.
Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы которые бы подошли к прочитанной на уроке сказке и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - логическо-поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, которая точно отражает главную мысль сказки.
III часть. Работа с текстом после чтения
Этот вид письменного задания применяю в конце урока на этапе рефлексии, чтобы помочь учащимся подытожить свои задания по изученной теме, а мне почувствовать, что происходит в головах учеников. Прошу детей выполнить такие задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать вопрос, на который они так и не получили ответа.
Таким образом, данный комплекс личностно-ориентированных методов и приемов нацелен на создание атмосферы, способствующей выражению чувств и эмоций учащихся; заставляет задуматься не только о теме урока, но и о самих себе; создавая портрет литературного героя или его психологическую характеристику, учащиеся прибегают к перечитыванию произведения.
В конце урока, после знакомства с произведением, делю пятиклассников на группы и даю каждому листок с именем героя. Каждый должен написать свое предложение или словосочетание, характеризующее этого героя, и передать по часовой стрелке сидящему рядом. Заполнять листки нужно до тех пор, пока листки не сделают круг. После зачитываю «Письмо по кругу», предлагаю детям комментировать услышанное о герое или произведении из «письма» одноклассников.
Навыки мышления, формируемые у обучающихся при использовании указанных форм и методов работы на уроках литературы, являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». Она, в свою очередь, является базовым навыком функциональной грамотности школьника.
«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное».
Ф.М. Достоевский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.