Мастер-класс «Приёмы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»
Оценка 4.8

Мастер-класс «Приёмы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

Оценка 4.8
docx
25.04.2022
Мастер-класс «Приёмы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»
мастер-класс.docx

Мастер-класс

«Приёмы развития критического мышления младших школьников

на уроках литературного чтения»

 

        Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

                                     Методические задачи:

-Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

-Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

-Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности

         Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в группах по 4 человека. На столах лежит: текст

       Инструменты для рисования: плакаты, маркеры, стикеры.

       Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point.

Ход мастер-класса

Приветствие

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас ! Меня зовут Поровицына Елена Сергеевна. Я хочу начать с высказывания великого древнекитайского философа Конфуция 

«Я вижу, и я запоминаю.
Я слышу, и я забываю.
Я делаю, и я
понимаю

      Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова американского писателя Сти́вен  Э́двин Кинга

       Эпиграф: Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

 

                  - Мой мастер-класс будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, технологии развития критического мышления. Я на конкурсе в первый раз и возможно до меня уже представляли работу по данной технологии.

        Технология «Критическое мышление через чтение и письмо», американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л.В.Занкова).

             Работая многие годы в школе я замечаю, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10 %. Почему? Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять,  то что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90 %.

              Мотивацией  послужили вопросы:

- Как же научить детей учиться?

- Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности?

- Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем?

- Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос?

- Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении.

        А тем более, как научить учащихся самостоятельно находить знания?

 - Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом?

            Ответ нашла,  когда познакомилась с технологией критического мышления , но самое главная причина  это - несформированность универсальных учебных действий. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?

       Теория развития критического мышления состоит из трёх этапов

    Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».

   Второй этап – «осмысление» - содержательная работа , в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

    Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

 

          Чтобы всем хорошо себя чувствовать и плодотворно работать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я раздам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех, не забывая сказать, на каком языке приветствие.

-На Востоке говорят «Салям алейкум» и складывают руки возле груди, вот так. (показ)

-В Германии девушки говорят «О-ля-ля» и машут правой рукой.

-В Англии говорят «Хелоу» и поднимают над головой собранные в замок руки.

-Во Франции мужчины говорят «Бонжур» и наклоняют голову вниз.

-В Украине «Здоровеньки буллы!»

-На планете Мумба-Юмба раздвигают руки и говорят «Ку».

-  Спасибо всем. И если, как говорят учёные, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться.

- я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль, мышление  - это ключевое слово в основе технологии, которую я применяю на уроках.

        Данную технологию  в начальных классах можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающего мира, изобразительного искусства .

 

На уроках литературного чтения мы используем приёмы технологии развития критического мышления, такие как:

 

-Чтение с остановками;

-обращение к личному опыту учащихся;

-прогнозирование по названию;

-кластер;

-синквейн;

-использование «толстых» и «тонких» вопросов.

-Метод «Светофор»

-Инсерт

-Ромашка Блума

 

            Я хочу на примере работы с художественным произведением рассмотреть часть приёмов технологии развития критического мышления.

    Практическая работа по произведению Валентины Осеевой  «Печенье».

Цель урока: создание условий для работы  над развитием нравственных качеств личности, понятием «доброта», «дружба» при работе с художественным произведением.

    На этапе закрепления класс делится на три группы.

1)    Первой группе даётся задание – составить кластер о добре.

Кластер, в переводе с английского языка означает гроздь, схема - метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы, графически отображать размышления об изучаемом объекте. Нужно записать слова или предложения по теме и установить связи. Дети очень любят  такой приём.

- Что такое добро? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает это слово? Значит, что оно.

-Что  значит «добро»? Для членов группы приготовлены маркеры и листы с ключевым словом. Составьте кластер «Цветок добра» с  этим понятием . Запишите как можно больше определений этому слову и скажите, для чего «добро» нужно людям.

 

2) Второй группе я предлагаю поработать с  методом «фишбоун».  «Фишбоун» - по-другому «рыбная кость», «скелет рыбы». Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Он помогает разбить общую проблемную тему на ряд предположений, гипотез, аргументов и сделать сооветствующий вывод.

В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.

 

-  Тема «добро». На верхней половине напишите, какие добрые поступки вы совершали, а на нижней к чему это привело, следствие и сделайте вывод.

 

3) Третьей группе  я предлагаю почувствовать себя в роли режиссёров и создать диафильм по теме «Наши добрые дела»

 

1)    Пока третья группа работает со своим заданием, первая группа представляет свой кластер.

- Покажите свою работу.

 (ответы: дружба- это доверие, добродетель, любовь, подарок судьбы, взаимопомощь, общение, веселье)

Вывод - Дружба нужна людям для понимания и взаимопомощи, чтобы не было войны.

 

- Посмотрите, какой кластер получился у моих детей. (слайд)

- А вот еже одна форма кластера – интерактивный кластер.

( видео с ответами детей: добро – это радость, мама, кусочек счастья, любовь, взаимопомощь, это наша добрая учительница, мы желаем добра всем людям на земле)

 

2)  Вторая группа применяла в своей работе метод «фишбоун». Покажите свою работу.

-Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Делая людям добро сам становишься счастливым и в ответ получаешь добро.

 

- Посмотрите на работу детей на слайде.

- По завершению ее заполнения мы вместе с ребятами загадали желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала нам решать любые проблемы.

 

3) Третья группа представляет свою работу «Наши добрые дела»

- А теперь, посмотрите какой фильм создали мои дети.

(просмотр фильма)

 

                И в заключение хочу сказать, что применение  данной технологии позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося. И результатом моей работы стало, что дети стали более эмоциональными, общительными, внимательными, увеличился словарный запас. Также я хочу пожелать всем успехов в нашей работе. Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс «Приёмы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

Мастер-класс «Приёмы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

Я вижу, и я запоминаю . Я слышу, и я забываю

Я вижу, и я запоминаю . Я слышу, и я забываю

Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? -

Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? -

На Востоке говорят «Салям алейкум» и складывают руки возле груди, вот так

На Востоке говорят «Салям алейкум» и складывают руки возле груди, вот так

Метод «Светофор» -Инсерт -Ромашка

Метод «Светофор» -Инсерт -Ромашка

Составьте кластер «Цветок добра» с этим понятием

Составьте кластер «Цветок добра» с этим понятием

Тема «добро». На верхней половине напишите, какие добрые поступки вы совершали, а на нижней к чему это привело, следствие и сделайте вывод

Тема «добро». На верхней половине напишите, какие добрые поступки вы совершали, а на нижней к чему это привело, следствие и сделайте вывод

Посмотрите на работу детей на слайде

Посмотрите на работу детей на слайде

Чтение с остановками; -обращение к личному опыту учащихся; -прогнозирование по названию; -кластер; -синквейн; -использование «толстых» и «тонких» вопросов

Чтение с остановками; -обращение к личному опыту учащихся; -прогнозирование по названию; -кластер; -синквейн; -использование «толстых» и «тонких» вопросов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2022