Мастер-класс "Разработка авторских рабочих листов"
Оценка 4.6

Мастер-класс "Разработка авторских рабочих листов"

Оценка 4.6
docx
27.04.2022
Мастер-класс "Разработка авторских рабочих листов"
Разработка авторских рабочих листов .docx

Разработка и использование авторских рабочих листов

Подготовила: Мальцева Влада Александровна

Здравствуйте коллеги. Меня зовут Мальцева Влада Александровна.

Учителем я стала не так давно. Все понимают, насколько важна математика и в тоже время насколько она сложна в понимании учащимися. В ходе работы пришлось столкнутся с рядом трудностей. Часто ученик по той или иной причине пропускает урок:

- заболел

- был на соревнованиях

- проспал

- во время дистанционного урока

- и множество других причин.

Это приводит к пробелам в знаниях. В итоге у каждого ученика разный уровень подготовки. Учителю необходимо организовать подачу учебного материала таким образом, чтобы и отсутствующие дети смогли освоить материал. В таких случаях я все чаще обращаюсь к такому инструменту, как Рабочий лист.

Рабочий лист (РЛ) - дидактическое средство организации самостоятельной учебной деятельности ученика по итогам изученного материала, этапа тематического блока или урока в целом.

 С другой стороны РЛ — это заранее спланированная деятельность учащихся, полноценный обучающий материал для работы на занятии.

Он позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с разным уровнем подготовки, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Изначально я использовала готовые рабочие листы из интернета. Но большинство из них просто состоят из заданий на отработку навыка. Мне же важно научить ученика учиться, показать, что процесс обучения может быть увлекательным, что, если ученик приложит некоторые усилия, он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов.

И тогда я решила попробовать создать свой авторский рабочий лист.

Процесс можно разделить на следующие этапы:

1.     Выделяем объем блока проверки (урок, тема, глава)

2.     Подбираем материал (задания, схемы, формулы, исторические справки, развивающие и творческие задачи)

3.     Формулируем вопросы и задания

4.     Моделируем рабочий лист ( продумываем структуру и композицию, располагаем материал на листе)

5.     Эстетически оформляем материал ( проверяем шрифт, строчки, читаемость и визуальное восприятие)

6.     Выполняем сами все задания в умеренном темпе ( определяем контрольное время, проверяем связность заданий)

Вот мой первый рабочий лист. Все четко, строго и без излишеств.

А вот такие рабочие листы я создаю сейчас.

Разница колоссальная. Многие подумают, что я прошла курсы дизайна или photoshop, но нет. Эти рабочие листы созданы в word. Они изменились не только визуально, но и по содержанию.

Американский психолог Роберт Ганье выделяет 8 когнитивных процессов, которые необходимо пройти любому человеку для того, чтобы хорошо запомнить информацию, а именно:

1 Привлечение внимания (восприятие)

Не стоит сразу подавать информацию, если ваши слушатели не подготовлены. Привлеките их внимание. Все это вызовет любопытство аудитории и заставит их обратить пристальное внимание.

2 Информирование обучающихся о целях и задачах (ожидания)

Вам нужно проинформировать обучающихся о том, какого результата они должны достичь и что выучить, а также о том, что нужно сделать с этими навыками и информацией.

3 Прежние знания (восстановление)

Если для решения нужны знания из предыдущих теме, напомните их. Попытайтесь сочетать ее с новым уроком для формирования цепочки ассоциаций. У вашей аудитории также могут быть и свои знания на эту тему, поэтому поинтересуйтесь этим, задав соответствующие вопросы. Это вовлечет внимание и позволит изучить новую информацию более эффективно.

4 Новая информация

Вам необходимо представить новую информацию в наиболее эффективной манере. Организуйте ее логически. Используйте разные стили обучения и используйте визуальную, аудиальную и практическую информацию. Используйте аналогии, метафоры, картинки, примеры и научитесь рассказывать истории.

5 Сопровождение обучения

Необходимо показывать возможные пути решения, консультировать на этапе выбора пути, помогать конструировать и реализовывать плана.

6 Практика

Нам нужно убедиться в том, что обучающийся не только выучит информацию, но и сумеет ее надолго запомнить. Поэтому поощряйте своих учеников заниматься развитием навыка, причем в самых разных формах.

7 Обратная связь

Когда ваша аудитория показала свои знания и навыки, обеспечьте ей обратную связь для того, чтобы закрепить некоторые моменты в случае необходимости. Наблюдайте за их действиями во время реальной практики и обеспечьте их конструктивной обратной связью. Не критикуйте напрямую, а используйте косвенные методы. Объясните, почему что-то не сработало.

8 Связь с жизнью

Обучающиеся не только должны понимать, чего достигнут, но и то, зачем им вообще это нужно. Это очень важный шаг, который позволит аудитории быть более мотивированной. Поэтому потратьте достаточно времени на этом этапе.

Многое из вышеперечисленного отображено в самих рабочих листах. Конечно, полностью всю работу на них не перенести, для обучение необходим контакт учитель-ученик. Но уверена, что вы и так знаете все эти приемы. Да и подобрать материал для вас не составит труда. Но что же касается визуального оформления, хотела показать вам некоторые приемы, которые я использую и которые очень помогают облегчить создание работы.

 

Горизонтальный формат в две колонки

Первое что мне помогло, так это альбомный формат бумаги и деление на две колонки. Это дает возможность разместить больше заданий. Можно тематически разграничить материал (слева уже изученное, справа новые знания). После выполнения заданий листы остаются у учащихся в качестве справочного материала и такой лист удобно хранить в книге сложив пополам.

Клеточки

Второе это клеточки. Для решения задач они намного удобнее линий или пустого блока. Я использую несколько вариантов их создания

Самый простой, вставить под заданием картинку фрагмент тетрадного листа

Таблица. Этот способ я использую при оформлении контрольных работ. Он удобен тем, что можно полностью настроить размер клеточек

Вставить картинку тетради на весь лист. Этот вариант я использую постоянно. Он объединяет все мои рабочие листы в один стиль. Нет необходимости вставлять для каждого задания отдельный блок решения, сами задания кажутся вписанными в тетрадь 

Рисунки

Рисунки всегда привлекают внимание.

Стикеры очень удобно использовать для заметок, справочного материала и просто интересной информации. Я думаю, многие сталкивались с проблемой: подвинул картинку и текст съехал на трех листах- чтобы этого не происходила вот что надо сделать: выберите картинку, на вкладке «формат рисунка» выберите «обтекание текстом» => «По контуру» (можно попробовать вариант «перед текстом» или «за текстом», поэкспериментируйте с этим). Это позволит свободно перемещать изображения по листу, не смещая при этом текст.

Так же я вставляю милые картинки или раскраски, но у многих из них есть свой фон. Очень просто удалить однотонный фон можно в самом Word’е. Для этого : выберите картинку, на вкладке «формат рисунка» выберите «цвет» => «установить прозрачный цвет» и щелкните левой кнопкой мыши на фоне изображения который хотите удалить. Это придаст целостность работе.

 

Текстовые поля

Сам текст заданий удобно размещать в текстовых полях. Форматирование как у картинки (по контуру, без заливки). С помощью таких блоков задания легко менять местами, проще регулировать ширину блока. Так же с помощью такого приема проще «вписать» задание в клеточки. А еще эти блоки можно выделять контуром и делать заливу, что очень удобно при акцентирование внимания на правилах.

В дальнейшем эти листы мы используем на уроках как памятки. Создавая такие рабочие листы, мы активизируем работу обучающихся и делаем процесс решения более интересным. Это воспринимается не как скучное задание из учебника, а скорее, как игра. Благодаря тому, что весь материал находится перед учеником, он не отвлекается на поиск заданий в учебнике. С применением рабочих листов мои уроки стали эффективнее. Учащиеся активнее отвечают и решают задания. Даже те, кто пропустил некоторые темы, легко осваивают материал.


 

Разработка и использование авторских рабочих листов

Разработка и использование авторских рабочих листов

Выделяем объем блока проверки (урок, тема, глава) 2

Выделяем объем блока проверки (урок, тема, глава) 2

Это вовлечет внимание и позволит изучить новую информацию более эффективно

Это вовлечет внимание и позволит изучить новую информацию более эффективно

Горизонтальный формат в две колонки

Горизонтальный формат в две колонки

Текстовые поля Сам текст заданий удобно размещать в текстовых полях

Текстовые поля Сам текст заданий удобно размещать в текстовых полях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2022