Мастер-класс "Развитие интеллектуальных и творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения"

  • pptx
  • 02.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мастер класс.pptx

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»

«Ребёнок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других» Б. Астафьев.

«Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя» К. Д. Ушинский

Актуальность данной темы

основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь
мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения, человек вынужден реагировать на них, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Показатели развития творческих способностей

Высокий уровень интереса к урокам русского языка и литературного чтения.
Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
Проявление радостных эмоций во время работы.
Способность переживать ситуацию успеха; наслаждаться процессом творчества.
Проявление самостоятельности в работе.
Умение преодолевать возникшие трудности.

Задачи учителя:

Сочетать учебную деятельность, с развитием индивидуальных задатков учащихся.
Замечать любые творческие проявления учеников.
Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Использовать на уроках и внеклассных мероприятиях творческие задания.

Критерии уровня развития творческих и познавательных способностей младших школьников:

Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий. Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Этапы развития творческих и познавательных способностей.

Подготовительный –элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры, проходит чаще в 1-2 классах.
Исследовательский –творчество в изучении языка проходит во 2-3 классах.
Самовыражение через различные виды деятельности,например,различные сочинения, проходит в 3-4 классах.

Основные приемы развития интеллектуальных и творческих способностей.

написание сочинений, изложений;
рецензирование творческих работ;
различные виды игр;
задания на установление ситуативных и причинных связей между предметами и событиями;
творческие словари,ребусы,шарады;
составление синквейнов;
творческие задания на дом;

Виды работ, которые делают уроки развития речи «живыми»

Свободное сочинительство (пиши,что хочешь).
«Мой дневник»(пиши о том,что сейчас вспомнил).
«Фантазия-картинка»(картинка твоего воображения).
Экскурсия в картинную галерею.
Сценарий мультфильма(по рисункам на доске).
Музыкальное сочинение (под впечатлением прослушанного произведения).
Сочинение –продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

Стихи из жизни класса:

Задача трудная попалась,
Она от Коли отбивалась.
Но Коля так её схватил,
Что за пять минут решил.

Как-то раз спросили Стёпу:
«Чем ты занят в классе?»
Он задумался слегка
И ответил: -«Жду звонка».
(Марат А. 3б кл.)

К.Д. Ушинский

«Ребенок мыслит образами»

П льто

А

Ты надел совсем не то, Нужна не шуба, а …..

Графические ассоциации.

АВТ М БИЛЬ
КОСМ С
А ЕЯ

Ассоциативные зацепки.

Из бананов легко выложить букву «А»,но нельзя выложить букву «О».
Когда тебя ужалит крапива,то трудно удержаться от крика «-А!».
Ну какой восход без солнца?!

Фонетические зацепки.

Пассажир берет билет в кассе.
На улице встречаю знакомые лица.
На западе солнце падает.

.

Игровые приемы.

выделение противоположных свойств;
поиск аналогий;
постановка вопросов;
переформулирование;
генерирование идей;
установление ситуативных связей между предметами;
установление причинных связей между событиями;
игры-задания на развитие детской фантазии,языкового чутья;

Ситуативные связи.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюдов?

Почему читая газету,ты сутулишься,как верблюд?