Мастер-класс
«Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроках русского языка»
Цель мастер-класса: познакомить педагогов разных предметных областей с различными приемами рефлексии.
«Кто чувствует в себе силу сделать лучше,
тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки»
Т.Бильрот
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Я приглашаю на сцену 8 человек (разноцветные вопросительные знаки и запятые (по 4 штуки) – садятся по группам).
Существует следующая классификация рефлексии на уроке:
-рефлексия настроения и эмоционального состояния;
-рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Задание 1-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «вопросительный знак»?
Задание 2-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «запятая»? Время размышления – 30 секунд.
Задания группам. Представьте, что вам, запятым и вопросительным знакам, предстоит встретиться. У вас всего два вопроса, чтобы узнать побольше друг о друге. Что вы спросите? Время для размышления – 1 минута.
Итак, мы провели эмоциональную рефлексию участников обеих групп.
Рефлексивный компонент урока.
Рефлексивный компонент на уроке может выглядеть по-разному. Сегодня я хочу познакомить Вас с некоторыми приемами. По ходу нашего занятия вы будете заполнять «Мыслительный лист» - чрезвычайно эффективное средство активизации мыслительной деятельности. По ходу мастер-класса на этих листах вы будете кратко отвечать на вопросы, требующие размышления. Вы должны высказывать любую версию, даже самую невероятную. Все ответы обязательно проверяются и оцениваются. Оценки записываются с помощью значков следующим образом:
+ (плюс) – хорошая мысль; |
- + идея есть, но недостаточно четко сформулирована и т.д. |
+! (плюс с восклицательным знаком) означает «отлично!» |
· (точка) – неверный ответ (символ, который предполагает возможность дальнейшего развития мысли) |
Количество заданий для работы на «мыслительном листе» может быть разным.
Например, задание 1 – пояснить эпиграф нашего занятия.
Мыслительный лист.
Этапы занятия |
оценки |
1.Пояснить эпиграф мастер-класса |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
Каждой группе дается задание 2 «Из предложенных рефлексивных методик выберите такую, которая кажется Вам наиболее интересной, новой, необычной».
Приемы рефлексии
Прием «Баллы и образы»
Учащиеся оценивают свое отношение к перечисленным предметам и действиям:
1 балл – совсем не нравится,
2 балла – не нравится,
3 балла – так себе,
4 балла – нравится,
5 баллов – очень нравится.
Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или предмет, т.е. ассоциацию).
Объект оценивания |
Оценка балл |
Оценка символ (цвет) |
1. школа |
|
|
2. уроки русского языка |
|
|
3. учитель русского языка |
|
|
4. кабинет русского языка |
|
|
5. учебник русского языка |
|
|
6. отметка по русскому языку |
|
|
7. работа с учебником |
|
|
8. ответ у доски |
|
|
9. мыслительный лист |
|
|
10. самостоятельная работа |
|
|
11. контрольная работа |
|
|
12. информационно-поисковые и творческие задания |
|
|
13. интервью (вопросы по теме и формулировка ответов от имени каких-либо частей речи и т.п.) |
|
|
14. работа в группах |
|
|
15. учет знаний в тетради |
|
|
16.интеллектуальная разминка |
|
|
17. за рамками урока (работа с рисунками учебника) |
|
|
18. самопроверка |
|
|
19. взаимопроверка |
|
|
20. работа по развитию речи |
|
|
21. добавить свое |
|
|
Прием «Лесенка»
Представьте себе, что есть такая лесенка, на которой стоят все школьные предметы. На первой ступеньке будут самые скучные, трудные, нелюбимые, а на десятой – интересные, полезные, любимые. Укажите, на какой ступеньке (от 1 до 10) лично у вас оказался бы русский язык.
Прием «Незаконченные предложения»
Учащимся предлагается закончить ряд предложений.
Прием «Плюс-минус-интересно»
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
П (плюс) |
М (минус) |
И (интересно) |
|
|
|
Рефлексивная деятельность, как и любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой формах. Вы должны проанализировать процесс вашей работы по ходу мастер-класса по следующему алгоритму: (задание 3)
Алгоритм для анализа коммуникации в группе
· Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной;
- тормозило выполнение задания;
- не позволило точно выполнить задачу;
· На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией;
- взаимодействие;
- взаимопонимание;
- были равномерно задействованы все уровни.
· Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
- недостаток информации;
- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.);
- трудности в общении;
· Какой стиль общения преобладал в работе?
- ориентированный на человека;
- ориентированный на выполнение задания.
· Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
- в группе сохранилось единство и партнерские отношения;
- единство группы в ходе работы было нарушено.
· Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
- лидер, выдвинувшийся в ходе работы;
- нежелание наладить контакт большинства участников группы;
- непонимание задачи, поставленной для совместной работы;
- сама задача оказалась неинтересной, трудной.
Таким образом, в рефлексии открывается не только способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы», но и как способность, характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает». Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние.
ПОПС-формула - интерактивный приём, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики.
В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.
А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.
Группы анализируют уровень коммуникации в группе.
Заключение.
Профессиональные успехи любого учителя так или иначе связаны с психологическим, методическим и предметно-практическим осмыслением. И если процесс усвоения детьми специально-профильных знаний по русскому языку, умений и навыков - это уже устоявшаяся «профессиональная» система, то уровень психологический, обеспечивающий педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс, например, рефлексивных моментов, должна стать постоянно обновляющейся системой воспитательно-образовательного пространства класса. Рефлексия направлена на формирование способности школьников к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации выхода из затруднений. Все учителя-предметники знают, что рефлексирующий ученик осознает смысл своих действий, он знает ответы на вопросы:
Но чтобы ученик на уроке смог на них ответить, ему для этого нужны условия, которые и должен обеспечить любой учитель-предметник.
Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику «синквейн»
Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:
1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Это классический вариант синквейна.
При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Участники мастер-класса предлагаю собственные синквейны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.