Мастер-класс «Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроках русского языка»
Оценка 4.9

Мастер-класс «Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроках русского языка»

Оценка 4.9
doc
04.12.2022
Мастер-класс «Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроках русского языка»
Мастер-класс.doc

Мастер-класс

«Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроках русского языка»

 

Цель мастер-класса: познакомить педагогов разных предметных областей с различными приемами рефлексии.

 

            «Кто чувствует в себе силу сделать лучше,

тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки»

Т.Бильрот

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Я приглашаю на сцену 8 человек (разноцветные вопросительные знаки и запятые (по 4 штуки) – садятся по группам).

Существует  следующая классификация рефлексии на уроке:

-рефлексия настроения и эмоционального состояния;

-рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала.

 

  1. Эмоциональная рефлексия участников мастер-класса.

Задание 1-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «вопросительный знак»?

Задание 2-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «запятая»? Время размышления – 30 секунд.

 Задания группам. Представьте, что вам, запятым и вопросительным знакам, предстоит встретиться. У вас всего два вопроса, чтобы узнать побольше друг о друге. Что вы спросите? Время для размышления – 1 минута.

Итак, мы провели эмоциональную рефлексию участников обеих групп.

Рефлексивный компонент урока.

Рефлексивный компонент на уроке может выглядеть по-разному. Сегодня я хочу познакомить Вас с некоторыми приемами.  По ходу нашего занятия вы будете заполнять «Мыслительный лист» - чрезвычайно эффективное средство активизации мыслительной деятельности. По ходу мастер-класса на этих листах вы будете кратко отвечать на вопросы, требующие размышления. Вы должны высказывать любую версию, даже самую невероятную. Все ответы обязательно проверяются и оцениваются. Оценки записываются с помощью значков следующим образом:

+ (плюс) – хорошая мысль;

- +  идея есть, но недостаточно четко сформулирована и т.д.

+! (плюс с восклицательным знаком) означает «отлично!»

·         (точка) – неверный ответ (символ, который предполагает возможность дальнейшего развития мысли)

 

Количество заданий для работы на «мыслительном листе» может быть разным.

 Например, задание 1 – пояснить эпиграф нашего занятия.

 

Мыслительный лист.

 

Этапы занятия

оценки

1.Пояснить эпиграф мастер-класса

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 Каждой группе дается задание 2 «Из предложенных рефлексивных методик выберите такую, которая кажется Вам наиболее интересной, новой, необычной».

 Приемы рефлексии

Прием «Баллы и образы»

Учащиеся оценивают свое отношение к перечисленным предметам и действиям:

1 балл – совсем не нравится,

2 балла – не нравится,

3 балла – так себе,

 4 балла – нравится,

5 баллов – очень нравится.

Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или предмет, т.е. ассоциацию).

 

Объект оценивания

Оценка

балл

Оценка

символ

(цвет)

1. школа

 

 

2. уроки русского языка

 

 

3. учитель русского языка

 

 

4. кабинет русского языка

 

 

5. учебник русского языка

 

 

6. отметка по русскому языку

 

 

7. работа с учебником

 

 

8. ответ у доски

 

 

9. мыслительный лист

 

 

10. самостоятельная работа

 

 

11. контрольная работа

 

 

12. информационно-поисковые и творческие задания

 

 

13. интервью (вопросы по теме и формулировка  ответов от имени каких-либо частей речи и т.п.)

 

 

14. работа в группах

 

 

15. учет знаний в тетради

 

 

16.интеллектуальная разминка

 

 

17. за рамками урока (работа с рисунками учебника)

 

 

18. самопроверка

 

 

19. взаимопроверка

 

 

20. работа по развитию речи

 

 

21. добавить свое

 

 

 

Прием «Лесенка»

Представьте себе, что есть такая лесенка, на которой стоят все школьные предметы. На первой ступеньке будут самые скучные, трудные, нелюбимые, а на десятой – интересные, полезные, любимые. Укажите, на какой ступеньке (от 1 до 10) лично у вас оказался бы русский язык.

 

Прием «Незаконченные предложения»

Учащимся предлагается закончить ряд предложений.

  1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..
  2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……
  3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….
  4. Мне не очень нравится……
  5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Прием «Плюс-минус-интересно»

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

П (плюс)

М (минус)

И (интересно)

 

 

 

   

Рефлексивная деятельность, как и любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой формах. Вы должны проанализировать  процесс вашей работы  по ходу мастер-класса по следующему алгоритму: (задание 3)

Алгоритм для анализа коммуникации в группе

 

·         Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

- делало её более эффективной;

- тормозило выполнение задания;

- не позволило точно выполнить задачу;

·         На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

- обмен информацией;

- взаимодействие;

- взаимопонимание;

- были равномерно задействованы все уровни.

·         Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

- недостаток информации;

- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.);

- трудности в общении;

·         Какой стиль общения преобладал в работе?

- ориентированный на человека;

- ориентированный на выполнение задания.

·         Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

- в группе сохранилось единство и партнерские отношения;

- единство группы в ходе работы было нарушено.

·         Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

- лидер, выдвинувшийся в ходе работы;

- нежелание наладить контакт большинства участников группы;

- непонимание задачи, поставленной для совместной работы;

- сама задача оказалась неинтересной, трудной.

 Таким образом, в рефлексии открывается не только способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы», но и как способность, характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает». Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние.

ПОПС-формула - интерактивный приём, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики.

В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать  на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.

Группы  анализируют уровень коммуникации в группе.

Заключение.

            Профессиональные успехи любого учителя так или иначе  связаны с психологическим, методическим  и предметно-практическим осмыслением. И если процесс усвоения детьми специально-профильных знаний по русскому языку, умений и навыков - это уже устоявшаяся «профессиональная» система,  то уровень психологический, обеспечивающий педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс, например,  рефлексивных моментов, должна стать постоянно обновляющейся системой воспитательно-образовательного пространства класса. Рефлексия направлена на формирование способности школьников к фиксированию соб­ственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, по­строению и реализации выхода из затруднений. Все учителя-предметники знают, что рефлексирующий ученик осознает смысл своих действий, он знает ответы на вопросы:

  1. Что я делаю?
  2. С какой целью?
  3. Почему  я делаю это так?
  4. Каковы результаты моей деятельности?
  5. Как я этого достиг?
  6. Можно ли это сделать по-другому?
  7. Какой вариант лучше?
  8. Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал?
  9. Что я буду делать дальше?

Но чтобы ученик на уроке смог на них ответить, ему для этого нужны условия, которые и должен обеспечить любой учитель-предметник.

Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику «синквейн»

            Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:

1.      Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2.      Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3.      Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4.      Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5.      В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Это классический вариант синквейна.

      При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Участники мастер-класса предлагаю собственные синквейны.


Мастер-класс «Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроках русского языка»

Мастер-класс «Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроках русского языка»

Каждой группе дается задание 2 «Из предложенных рефлексивных методик выберите такую, которая кажется

Каждой группе дается задание 2 «Из предложенных рефлексивных методик выберите такую, которая кажется

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась…

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась…

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2022