Мастер-класс «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Автор: Капорская Евгения Леонидовна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Малыш»
Цель мастер-класса:
Представить опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.
Ход мероприятия:
Здравствуйте. Меня зовут Капорская Евгения Леонидовна, я воспитатель из Усть-Илимского района. Хочу вас всех поприветствовать и представить вам свой мастер-класс.
Слайд №1
Но для начала, чтобы определить тему мастер-класса, я Вам хочу предложить модифицированный на дошкольников кубик Блума.
Для этого я приглашаю фокус группу, 4 человека.
Перед вами предмет, Вам необходимо описать его только с одной стороны, той которой повернётся к вам кубик.
Задание: «Кубик Блума».
1. Глаз - это зрение – опишите, что вы видите.
2. Нос – это обоняние - какой запах у предмета.
3. Руки – это осязание – что вы ощущаете.
4. Ухо – это слух – что вы слышите.
5. Язык – это вкус – какой на вкус.
6. Интуиция, в нашем случае это знания – что мы знаем об этом предмете.
Сейчас вы изучали предмет, используя что?.......Действительно, ваши органы чувств, так необходимые нам для исследования мира.
Слайд 2
Младший возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. В нашем случае не просто игра, а дидактическая игра.
Слайд № 3
Обращение к фокус группе и к аудитории Вы смогли определить тему мастер-класса?
- Тема моего мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
СЛАЙД № 4
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, которые специально созданы с целью обучения и воспитания детей.
Слайд 5
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию. В игре мы учим детей находить, сравнивать, делать простейшие выводы, используя имеющиеся знания и опыт.
В игровом общении со взрослыми и сверстниками ребёнок получает удовлетворение, эмоциональный подъём, что способствует лучшему усвоению новых знаний.
Слайд 6
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций. Игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей.
Дети младшего возраста испытывают определенные трудности в запоминании сенсрных эталонов.
Решение данной проблемы я видела в использовании простых, но интересных игр, в придумывании их различных вариантов.
Слайд 7
Пример такой игры волшебный мешочек. Идея изготовления была позаимствована из методики М. Монтессори. Игра в волшебный мешочек способствует развитию тактильной чувствительности, увеличению активного словарного запаса, развитию речи, моторной и зрительной памяти, мелкой и общей моторики и мышления.
Волшебный мешочек можно изготовить в виде любимого сказочного персонажа. Обязательно используем художественное слово: загадки, стихи, потешки. Все вы знаете правила этой игры, когда в мешочек помещаются самые разные мелкие предметы – ключи, мячики, кубики, куколки, машинки – все, что найдется под рукой! Давайте поиграем!
Слайд 8
На основе «Волшебного мешочка» придумано множество подобных игр: тактильный мешочек, умное ведёрко, сенсорный прожорливый крокодил, сенсорная коробка и другие.
Я хочу представить Вам несколько усложненных вариантов подобных игр сделанных мной.
Слайд 9
1.Это наш любимый «Чудо-куб», который позволяет участвовать в игре нескольким детям, добавляет дух соревнования и развивает умение работать в паре:
- Кто больше?
- Кто быстрее?
- Найди такой же?
- «Фрукты-овощи» и тд.
Слайд 10
2. Следующая игра «Слонёнок-сенсорёнок». Мною расширены возможности использования данной игры и вариативность заданий к ней:
- Что за предмет?
- Какой он?
- Достань кубик (называется конкретный предмет).
- Найди такой же.
- Найди по признаку (круглый, тяжёлый, гладкий).
Из «Слонёнка – сенсорёнка» можно не только доставать, но и класть в него – кормить: только фрукты, предметы треугольной формы и другое.
Слайд 11
3. Третья игра – это «Волшебная муфта» - муфта сделана из мягкого материала, приятного на ощупь, аналог настоящей муфты от холода. В неё складываются мелкие игрушки, например на тему магазин. Взрослый просит ребёнка достать для него определённый предмет. Ребёнок вставляет обе руки в муфту и ищет загаданный предмет. Возможность ощупывать предмет двумя руками, позволяет ребёнку прощупать мелкие детали. Закреплять: левую и правую руку, скоординированность движений рук.
Слайд 12
Таким образом, во всех играх прослеживается цепочка: понимание – ощущение – вербализация. Так ребёнок закрепляет признаки предмета в пассивном и активном словаре.
Слайд 13
Есть ещё один вариант «Муфты», вот такая прозрачная. Предлагаю вам объединиться в пары, подумать и предложить, как можно использовать такие муфты.
Задание «Муфта».
Группы отвечают на вопрос: Какие задания можно дать ребёнку при работе с прозрачной муфтой?
Действительно, она предназначена для: релаксации, для развития мелкой моторики, можно использовать для обучения счёту, ориентировка на плоскости, группировка предметов (отделить плоские камешки от круглых).
Отличительной особенностью подобных игр, где обследование предмета идет на ощупь, что называется вслепую сохраняется эффект неожиданности, большей заинтересованности в результате, правильно ли я выбрал тот или иной предмет.
Слайд № 13
Чтобы достичь поставленных целей в игре необходимо соблюдать методические основы проведения игр.
В дальнейшем я планирую продолжить изучение данной темы и систематизировать данный опыт в картотеку игр по сенсорному развитию. Спасибо вам за взаимодействие, мне было приятно делится с вами опытом.
Слайд № 14
И подводя итог, прошу продолжить фразы:
Мастер-класс был….
Мне было интересно узнать…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.