Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»
Оценка 5

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Оценка 5
docx
21.01.2020
Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»
дидактический синквейн.docx

Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у школьников с ОВЗ.

 

I. Теоретическая часть:

Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги!

 

Хочу начать свой мастер-класс с научной загадки.

СЛАЙД. Подумайте, о какой человеческой ценности говорил известный русский врач и писатель Викентий Викентьевич Вересаев:

СЛАЙД «С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно»

СЛАЙД (здоровье)

Школа и здоровье неразрывно связаны. А школа – это одна большая многодетная семья, в которой много разных детей, в том числе и детей

ЩЕЛЧОК с ограниченными возможностями здоровья.

Все, кто имеет  опыт работы  с такими учениками, сталкивается с проблемой нарушения речи у детей, бедный словарный запас. Учащиеся затрудняются составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Встает цель: научить ученика, последовательно не только излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, но и мыслить.

Я хочу поделиться одной из форм работы на занятиях по педкоррекции по формированию мыслительной деятельности, образного мышления, развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий, овладение правильным произношением».

Всем знакомо это слово «синквейн», от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

 

Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна, как я открыла для себя, очень эффективна и в работе с детьми с ОВЗ, так как считаю, что составление синквейна – один из способов частичного решения проблем,  названных выше.

 

Мысль использовать прием «синквейна» возникла при работе по темам «Слова-предметы (имя существительное)», «Слова-действия (глагол), «Слова-признаки (имя прилагательное)», которые тесно перекликаются с правилами составления «синкейна», который  облегчает усвоение данных тем.

 

СЛАЙД И, конечно же, чтобы правильно составить синквейн, школьнику необходимо: 

• иметь достаточный словарный запас в рамках темы: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак, 
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы, 

• владеть навыком обобщения, 

• согласовывать слова в предложении, 

• правильно оформлять свою мысль в виде предложения. 

 

СЛАЙД Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

 

Результаты использования технологии «Дидактический синквейн»

Составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.

СЛАЙД видео

 

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

СЛАЙД рисунки

 

II. Практическая часть:

 

Вариативность в применении технологии синквейн.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

 

1 группа: синквейн использую на занятиях для закрепления словарных слов.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

5. Дерево.·

 

2 группа: на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

 

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

 

3 группа: синквейн использую на занятиях для закрепления изученной темы, рефлексия.

Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

1. ?

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.·

1. ?

2. Серый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится этот зверек

5. Дикое животное.

4 группа: составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет,   обгоняет, тормозит.  

4. Я   очень  люблю   кататься.

5. Транспорт.

 

 

5 группа: «Синквейн о синквейне»

 

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.

 

— Обсуждение полученных результатов.

 

 

III. Вывод.

Преимущества. Эффективность и значимость технологии синквейн  (на листочках-лепестках)

ОЛ РАЙТ РАЙН РОБИН (группа  пишет список преимуществ технологии «синквейна»; ПОДЧЕРКНУТЬ; 1 группа читает, остальные ОТМЕЧАЮТ, то, что совпало, или дописывают новые идеи)

 

·         Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

·         Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

·         Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

·         Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.

·         Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию речи.

·         Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

·         Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

·         Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптимизация процесса обучения детей с ОВЗ.

Применяя в своей работе технологию «Дидактический синквейн», наблюдаю положительную динамику в развитии связной речи: более быстрый и устойчивый результат в формировании и развитии умения легко и интересно составлять по алгоритму короткие описательные рассказы.

Накопление, совершенствование и актуализация словаря детей по пройденным лексическим темам.

Развитие творческих способностей детей, ассоциативного мышления, образной памяти и тонкой моторики рук.



 

 

 

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Мастер-класс "Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020