Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у школьников с ОВЗ.
I. Теоретическая часть:
Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги!
Хочу начать свой мастер-класс с научной загадки.
СЛАЙД. Подумайте, о какой человеческой ценности говорил известный русский врач и писатель Викентий Викентьевич Вересаев:
СЛАЙД «С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно»
СЛАЙД (здоровье)
Школа и здоровье неразрывно связаны. А школа – это одна большая многодетная семья, в которой много разных детей, в том числе и детей
ЩЕЛЧОК с ограниченными возможностями здоровья.
Все, кто имеет опыт работы с такими учениками, сталкивается с проблемой нарушения речи у детей, бедный словарный запас. Учащиеся затрудняются составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Встает цель: научить ученика, последовательно не только излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, но и мыслить.
Я хочу поделиться одной из форм работы на занятиях по педкоррекции по формированию мыслительной деятельности, образного мышления, развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий, овладение правильным произношением».
Всем знакомо это слово «синквейн», от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна, как я открыла для себя, очень эффективна и в работе с детьми с ОВЗ, так как считаю, что составление синквейна – один из способов частичного решения проблем, названных выше.
Мысль использовать прием «синквейна» возникла при работе по темам «Слова-предметы (имя существительное)», «Слова-действия (глагол), «Слова-признаки (имя прилагательное)», которые тесно перекликаются с правилами составления «синкейна», который облегчает усвоение данных тем.
СЛАЙД И, конечно же, чтобы правильно составить синквейн, школьнику необходимо:
• иметь достаточный словарный запас в рамках
темы: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
• владеть навыком обобщения,
• согласовывать слова в предложении,
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
СЛАЙД Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Результаты использования технологии «Дидактический синквейн»
Составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.
СЛАЙД видео
Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
СЛАЙД рисунки
II. Практическая часть:
Вариативность в применении технологии синквейн.
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.
1 группа: синквейн использую на занятиях для закрепления словарных слов.
1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза — символ России.
5. Дерево.·
2 группа: на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
3 группа: синквейн использую на занятиях для закрепления изученной темы, рефлексия.
Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):
1. ? 2. Гласные, согласные. 3. Слышим, произносим, выделяем. 4. Звуки складываются в слова. 5. Речь.· |
1. ? 2. Серый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек 5. Дикое животное. |
4 группа: составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
1. Машина.
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я очень люблю кататься.
5. Транспорт.
5 группа: «Синквейн о синквейне»
1. Синквейн.
2. Творческий, активизирующий.
3. Развивает, обогащает, уточняет.
4. Синквейн помогает учиться.
5. Технология.
— Обсуждение полученных результатов.
III. Вывод.
Преимущества. Эффективность и значимость технологии синквейн (на листочках-лепестках)
ОЛ РАЙТ РАЙН РОБИН (группа пишет список преимуществ технологии «синквейна»; ПОДЧЕРКНУТЬ; 1 группа читает, остальные ОТМЕЧАЮТ, то, что совпало, или дописывают новые идеи)
· Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
· Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
· Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
· Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.
· Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию речи.
· Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
· Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
· Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Оптимизация процесса обучения детей с ОВЗ.
Применяя в своей работе технологию «Дидактический синквейн», наблюдаю положительную динамику в развитии связной речи: более быстрый и устойчивый результат в формировании и развитии умения легко и интересно составлять по алгоритму короткие описательные рассказы.
Накопление, совершенствование и актуализация словаря детей по пройденным лексическим темам.
Развитие творческих способностей детей, ассоциативного мышления, образной памяти и тонкой моторики рук.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.