«Мастер-класс «Социализация несовершеннолетних»
Оценка 4.8

«Мастер-класс «Социализация несовершеннолетних»

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
социальная работа
19.02.2020
«Мастер-класс «Социализация несовершеннолетних»
Современная действительность показывает, что нашим детям должна быть предоставлена возможность оказывать большее влияние на жизнь в семье, школе, социуме. Этого нельзя добиться без наличия у них необходимых навыков участия в общих делах, выработки умения решать проблемы, формирования у них компетентности и независимости, активной жизненной позиции.
Социализация несовершеннолетних.doc

«Мастер-класс «Социализация несовершеннолетних»

Мутагарова Наталья Александровна,

социальный педагог

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Современная действительность показывает, что нашим детям должна быть предоставлена возможность оказывать большее влияние на жизнь в семье, школе, социуме. Этого нельзя добиться без наличия у них необходимых навыков участия в общих делах, выработки умения решать проблемы, формирования у них компетентности и независимости, активной жизненной позиции.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся в среднем звене особенно значимо, так как подростковый возраст это пора достижений, стремительного пополнения знаний, умений, становления нравственности, развития самосознания и открытия своего «Я», обретения новой социальной позиции. Этот период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки переходят к сдержанному непослушанию – скрытому неповиновению. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично со взглядами сверстников.

Чтобы сгладить этот период, в гимназии работает клуб «Подросток» для учащихся 6-8 классов. В рамках данной программы у подростков формируются и развиваются социально-значимые и жизненно важные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе, активизируются механизмы самопознания и самовыражения, вырабатываются позитивные жизненные цели и развивается мотивация к их достижению, повышается ответственность за свои поступки, формируется бережное отношения к своему физическому и психическому здоровью, следствием чего становится избегание вредных привычек, развиваются навыки общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, формируется представление о социальных ролях, выполняемых в течение жизни.

Работа с учащимися по развитию социальных и коммуникативных компетенций способствует проявлению творческой активности, умению выражать свои мысли, раскрепощению, что позволяет им активно участвовать в научно-практических конференциях.

Предлагаю вам на время забыть, что вы взрослые и принять активное участие в одном из таких занятий. Тема нашего занятия «Хорошо, что мы такие разные».

Упражнение «Посидите так, как сидит…»

Чтобы снять эмоциональное напряжение предлагаю вам расслабиться и посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, преступник на допросе, начальник милиции, маленькая мышка, бабочка.

А теперь предлагаю вам нарисовать свой словесный портрет, передав при этом не фотографическое сходство, а индивидуальные черты. (Например, меня зовут Наталья - я общительна, инициативна, обладаю организаторскими способностями, остра на язык, но дружелюбна, всегда готова придти на помощь всем кто в этом нуждается, люблю осень, особенно теплые осенние деньки, когда светит солнышко, а под ногами шуршит листва). (5-7 минут).

Замечательно, у каждого есть свои неповторимые черты, свой взгляд на жизнь, свои мысли и интересы. Когда мы говорим об уникальности и неповторимости личности, то говорим, что этот человек … (индивидуальность).

Но мы живем в обществе. Оставаясь индивидуальностью, человек должен быть внимательным и терпимым по отношению к другим людям, так как все в обществе имеют равные права и обязанности.

Посмотрите на эпиграф нашего занятия и выскажите свое отношение к словам Гете. (2 минуты).

То есть, если сказать один словом, Гете напоминает нам о толерантности, т.е. терпимости к чужим мнениям и верованиям, снисходительном отношении.

Подумайте, к кому в учебно-воспитательном процессе нам приходится проявлять толерантность?

Фиксирую на доске:

- ученик – ученик;

- ученик – учитель;

- учитель – родитель;

- дети – родители;

- друг – друг;

- нация – нация.

Знаете, пока мы с вами играли, я получила письмо с другой планеты с просьбой рассказать о землянах. Сделать это можно, отправив коллективный портрет Землянина, изготовленный своими руками на листе бумаги. Каким он будет? Решайте сами.

Перед вами вырезки из журналов. С помощью ножниц и клея вам необходимо в течение 7 минут изготовить портрет Землянина, но не забудьте, что на земле живут дети и взрослые, мужчины и женщины, люди с разным цветом кожи, веселые и не очень. После изготовления выберите одного человека, кто представит вашего Землянина. (2 минуты).

Отлично, но в течение жизни человеку приходится выполнять те или иные социальные роли. Предлагаю сейчас некоторые из них испытать на себе.

Упражнение «Диалектика».

В конвертах находятся листочки с социальными ролями. Письменно ответьте на вопрос «Быть … хорошо, потому что …, а плохо, потому что …». Работайте в парах, разделите одну социальную роль на двоих, кто-то ответит на первую половину вопроса, кто-то на вторую. И не обижайтесь, если кому-то не досталась роль. (Приведу пример ответа, высказанный моими ребятами: Быть взрослым хорошо, потому что можно по ночам смотреть интересные передачи и поздно ложиться спать, можно приходить домой во сколько хочешь и не отчитываться перед родителями где ты был все это время, а плохо, потому что нужно ходить на работу, т.к. необходимо зарабатывать деньги, чтобы прокормить себя и семью, а также приходится отвечать за свои поступки и нести административную и уголовную ответственность). На выполнение задания у вас будет 3 минуты.

(Социальные роли: ребенок, учащийся, учитель, директор школы, кондуктор в автобусе, продавец в магазине, главный бухгалтер, президент, дворник, уборщик служебных помещений).

Обсуждение: Конечно, нет плохих профессий или ролей, которые мы переживаем в жизни. Плохо, когда ты не выполняешь то, что обязан делать. Нужны дворники и уборщицы, иначе все окружающие утонут в грязи. Это не работа плохая, это люди плохо относятся к ней, потому что не умеют ценить труд других. А мы не умеем этого делать, вот и нужны люди, которые за нами убирают! А как приятно выйти в чистый двор или прийти в убранный класс! Когда мы научимся жить чисто, тогда в таких должностях не будет необходимости, а пока нам без них не прожить.

Мини-итоги:

Итак, несмотря на все личностные и социальные различия все люди обладают равными правами. Поэтому нам необходимо учиться уважению и терпимости по отношению к другим людям. Стремиться жить по древней заповеди: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе».

Спасибо вам за участие в занятии и активность. Наше занятие я хотела бы закончить притчей.

Притча «Урок бабочки»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Также и в воспитании детей. Если мы будем все решать за ребенка, мы лишаем его духовного развития. Ребенок должен научиться прикладывать усилия, необходимые в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.

Спасибо!


Мастер-класс «Социализация несовершеннолетних»

Мастер-класс «Социализация несовершеннолетних»

Работа с учащимися по развитию социальных и коммуникативных компетенций способствует проявлению творческой активности, умению выражать свои мысли, раскрепощению, что позволяет им активно участвовать в научно-практических…

Работа с учащимися по развитию социальных и коммуникативных компетенций способствует проявлению творческой активности, умению выражать свои мысли, раскрепощению, что позволяет им активно участвовать в научно-практических…

Подумайте, к кому в учебно-воспитательном процессе нам приходится проявлять толерантность?

Подумайте, к кому в учебно-воспитательном процессе нам приходится проявлять толерантность?

На выполнение задания у вас будет 3 минуты

На выполнение задания у вас будет 3 минуты

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020