Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Мастер-класс
«Совместная работа учителя-логопеда, воспитателя, учителя
по коррекции речевого развития обучающихся
младшего школьного возраста с ОВЗ УО»
(в рамках методической недели в школе)
Подготовила: Масленникова М.В., учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
26.03.2024 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы проводим мастер-класс по системе совместной работе учителя-логопеда и воспитателей. Актуальность данной деятельности особо прослеживается в период реализации ФГОС с ОВЗ. Где практическим умениям уделяется особое место, так как при обучении детей в школе мы формируем у них жизненные компетентности, позволяющие им адаптироваться в обществе. А несовершенство коммуникативных умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их речевая пассивность осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации школьников.
Наши дети имеют диагноз СНР (легкой, средней, тяжелой степени). Поэтому коррекционную работу по развитию речи мы проводим так же в системе. Как учитель-логопед я веду работу в соответствии определенных лексических тем, что позволяет детям обобщать полученные знания, закреплять свои умения и навыки как мыслительной, так и произносительной стороны.
Какой темой сегодняшнего мастер-класса будут объединены все задания, я попрошу вас догадаться самих, ответив на мой вопрос-загадку: (звучит музыка весенних звуков)
-Её ждут с нетерпением,
С отличным настроением,
Красива, зелена,
Любимая... (сегодня
тема нашего занятия «Весна»)
I. И начнем мы с развития артикуляционного аппарата. (взяли зеркала)
- мы с весной играем, челюсть развиваем:
1.весна наступает и сугробы тают (надули и втянули щечки)
2.все весну давно мы ждем звонко песенку поем: А – О, И – Э.
3.«сосульки тают» («иголочка», «блинчик»);
4. «капель стучит по крыше» («молоточек»);
II. Работа над речевым дыханием
1.Трубим-весну кличем;
2.Ручейки звенят.
3. Весенний ветерок.
3.Природа просыпается и слышим звуки:
-«кап»-«кап»-«кап» дождь большой (по ладони стучим кулачком)
-«кап»-«кап»-«кап» по ладони каждым пальчиком (мелкий дождик)
III. Пальчиковая гимнастика
1.Упражнение «Весна»: (пальчики рук веером на локоточках)
1 – весна
2 – капель
3 – сосульки тают
4 – март пришел
5 – идет апрель
Птицы прилетают (скещивают руки и машут кистями)
2.Упражнение «Весна в природе»: («Пальчики здороваются»)
Тает снег, уходит лед.
И на речке ледоход.
Скоро к нам придет апрель
С крыш закапает капель.
IV. Работа по развитию общей моторики
Упражнение «Весна идет»
Раньше был сугроб на крыше (руки над головой крышкой)
А теперь все ниже, ниже (приседают)
Оседает, оседает, а потом совсем растает.
Солнышко сильней все греет (руки вверх, потрясли кистями раскрытыми)
Растопить весь снег сумеет.
Побегут ручьи везде, все окажется в воде. (руки движутся волнами перед грудью)
Все деревья вдруг проснулись (руки вверх)
И от снега отряхнулись. (встряхивания руками)
Пробудились ото сна.
Это к нам идет весна! (помахивания, руки в стороны)
V. Работа по развитию фонематического слуха.
1.Упражнение «Поймай невесеннее слово»
- ручьи, проталины, сугробы;
- скворечник, снеговик, почки;
- синица, ласточка, скворец;
- просыпается, спит, пробуждается;
2. Упражнение «Отхлопай слово»
- весна, - ручей
- ледоход,
- сосулька,
- проталины,
- подснежник.
VI. Звуки речи закрепляем, и по парам повторяем: (С-З)
(четкое проговаривание строк)
1.Травка зеленеет, 2. К нам весна шагает
солнышко блестит. Быстрыми шагами.
Ласточка с весною И сугробы тают
В сени к нам летит. Под ее ногами.
3. Весело аукнула 4. Долго шла весна тайком
Из лесу весна. От ветров и стужи,
Ей медведь откликнулся А сегодня прямиком
Проурчав со сна. Шлепает по лужам.
VII. Развиваем лексико-грамматические категории
1. Весна какая? (ответы: теплая, ранняя, радостная….)
Ручей какой? (ответы: звонкий, журчащий, ….)
2. Посчитай до 5: проталина, звонкий ручеёк.
3. Закончи предложение:
- Солнце светит ярко, а будет светить еще…..
- Снег тает быстро, а будет таять еще….
- День длинный, а будет еще ….
- Небо высокое, а будет еще….
- Ветер теплый, а станет еще….
VIII. Развиваем память, внимание
1. Игра «4 лишний»
- март, зима, апрель, май;
- воробей, ласточка, грач, соловей;
- тает, замерзает, просыпается, журчит;
2. Игра «Что пропущено?»
- зима, лето, осень; (весна)
- март, май, июнь; (апрель)
- ночь, день, вечер. (утро)
3. Ответьте на вопрос:
- чего больше на дереве: веточек или листочков?
- кого меньше: ласточек или птиц?
- чего больше: деревьев или берез?
IX. Релаксация. Солнышко одарите лучами-прищепками, выразив одним словом, свое отношение-мнение о мастер-классе.
X. Итог. Уважаемые коллеги! Мастер-класс подошел к концу. Я думаю, наши встречи будут проходить систематически, в результате чего мы будем добиваться от наших ребят положительной динамики речевого развития. Всем спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.