Мастер-класс «Создание благоприятной развивающей среды для развития способностей и творческого потенциала дошкольников. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Оценка 5

Мастер-класс «Создание благоприятной развивающей среды для развития способностей и творческого потенциала дошкольников. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Оценка 5
Мероприятия
docx
21.04.2020
Мастер-класс «Создание благоприятной развивающей среды для развития способностей и творческого потенциала дошкольников. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Мастер – класс для педагогов ДОУ.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ     «ДЕТСКИЙ САД № 15» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ          ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

 

 

 

Мастер – класс для педагогов ДОУ

по теме: «Создание благоприятной развивающей среды для развития способностей и творческого потенциала дошкольников. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

 

 

 

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 15»

Козлова А.М.

 

 

 

 

 

Декабрь 2015г.

 

Именно творческая деятельность человека делает его

существом,  обращенным к будущему,

созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

 

Л. С. Выготский

 

Введение:

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения. Только человек, с хорошо развитой фантазией, даже с недостатком знаний и опыта, относительно уверенно чувствует себя в сложном и изменчивом мире. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Что же такое воображение?

 Воображение (фантазия) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов деятельности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Проанализировав педагогическую литературу, в которой освещаются вопросы развития воображения детей в разных видах деятельности и в частности в театрализованной деятельности, я пришла к выводу, что на сегодняшний день существует большое количество мнений о том, как правильно строить работу с детьми по театрализованной деятельности. Но все мнения и подходы сводятся к одному – важности развития у ребенка креативности, творческого воображения и эффективности организации театрализованной деятельности в ДОУ, как средство развития этих способностей. Театрализованная деятельность в силу своей синтезированности признается уникальной «методой» развития всесторонне развитой личности, закладывает основы успешной социализации ребенка в будущем, позволяет весомо расширить опыт ребенка путем проживания разнообразных жизненных ситуаций.

Цель:

Познакомить коллег с некоторыми особенностями, методами и приемами по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием социо-игровой технологии.

Задачи:

1. Обучать игровым приемам, которые способствуют развитию воображения через театрализованную деятельность.

2. Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений; а также развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.

3. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении между участниками компаний; готовность к творчеству.

Принципы:

Содержание мастер-класса оставлено с учетом принципов:

1. Принцип возрастной адресованности. Используется методы, приемы соответствующие возрастным особенностям детей.

2. Принцип системности. Работа по развитию воображения детей через театрализованную деятельность проводится систематически.

3. Принцип полноты. Развитие воображения детей через театрализованную деятельность осуществляется по всем разделам театрализованной деятельности:

- театральная игра

-ритмопластика

-культура и техника речи

-кукловождение

-основы театральной культуры

4. Принцип интеграции. Воображение детей через театрализованную деятельность можно развивать по всем разделам и направлениям.

5. Принцип преемственности  взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Ход занятия

Вступительное слово.

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию, и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта.

Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействие взрослого с детьми.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

·охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

·максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

·   построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

·создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

·открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

·   построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

·   создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

·        Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

·        Характер взаимодействия с взрослыми;

·        Характер взаимодействия с другими детьми;

·        Система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

Предметно-пространственная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования она должна быть направлена на создание:

·        условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

·        развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, она связана с вхождением ребенка в мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели и педагоги.

Социализация дошкольника осуществляется, прежде всего, в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания. В игре действия дошкольника направлены не столько на внешний предмет, сколько на изображение действия как такового. Игра изнутри мотивирует детскую деятельность, что позволяет актуализировать внутреннюю социальную направленность субъекта во внешний мир, стимулируется социальная активность ребенка.

Сегодня я вас познакомлю с некоторыми игровыми приемами как можно развивать воображение детей старшего дошкольного возраста через 

театрализованную деятельность с использованием социо-игровой технологии.

Социо-игровая технология – это сочетание игрового момента и социума. Стоит она на трех китах:

* движение (очень характерно для дошкольника, он должен обучаться в движении)

* вариативность (смена мизансцен, возможность детей работать в разных местах группы, там, где они решат: за столом, на ковре, в любом другом месте групповой комнаты)

*малые группы (фронтальная работа со всеми детьми с одновременным делением на компании)

Социо-игровая технология позволяет развивать у детей активную позицию, самостоятельность, творчество, не ограничивать детей в воображении и дать им возможность проявить себя.

Использование данной технологии позволяет провести емкую и насыщенную по содержанию работу, т.к. театрализованная деятельность включает в себя 5 разделов, что очень трудно и практически невозможно по времени провести в образовательной деятельности. Применяемая технология, т.е. работа по кампаниям, упрощает эту задачу.

Теперь, я предлагаю, вам познакомится с каждым из разделов театрализованной деятельности и с некоторыми игровыми приемами по развитию воображения по этим разделам.

1. Начнем работать над таким разделом как

«Техника и культура речи»

Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать свои мысли (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Я приглашаю всех в круг, чтобы поработать над этим разделом. Для дальнейшей работы лучше начинать с подготовки речедвигательного аппарата.

Я начну рассказывать сказку, вначале которой встречаются звуки. Мы их будем четко произносить, а затем каждый из вас друг за другом будет придумывать по предложению, продолжая сказку. В конце концов, у нас должна получиться законченная сказка.

Итак: Наступило утро, и запели птицы. Чив-чив-чив

Над цветами зажужжали пчелы: Ж-ж-ж.

Где – то зафыркала кошка: ф-ф-ф

Вдруг засвистел ветер: С-с-с

Зашумели деревья: Ш-ш-ш

Закапали капли дождя: Кап-кап-кап

Повсюду зазвенели звонкие комары: З-з-з

Их было так много, что больше всех этому обрадовалась зеленая лягушка…

А что было дальше, продолжите сказку…

- Получилась ли у нас сказка и почему?

- Теперь мы разделимся на компании.

Я предлагаю Вам занять место на стуле с тем шариком, который вам больше всего понравился. У нас получилось 4 компании. Каждая компания договаривается, выбирает капитана и придумывает название компании (например, одним из видов театра). Готовность к работе покажите «теремками» (поднять руки над головой в виде крыши).

- Я приглашаю капитана 1-й компании подойти ко мне и вытянуть из моего «волшебного» мешочка лист, на котором написан раздел, с которым будет работать ваша компания. И так каждый раз.

2. Раздел «Кукловождение»

Этот раздел помогает вживаться детям в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения своего героя: жесты, движения, мимику, способность сопереживать героям сказок, умение владеть своей рукой, кистью руки, пальцами; совершенствуются двигательные способности руки, а так же умение напрягать и расслаблять различные группы мышц руки, вплоть до полной релаксации.

Вашей компании я предлагаю поработать с пальчиковым театром. Из моего «волшебного мешочка»  каждому предлагается достать фигурку – героя для пальчика. Всей компании нужно договориться и составить небольшую интересную сказку с участием выбранных героев.

Одна компания выступает, другие внимательно слушают, чтобы ответить на вопрос: получилась ли у них сказка и почему?

3.Раздел «Ритмопластика»

Подходит капитан следующей компании. Ему дается работа, например, с таким разделом как «Ритмопластика».

Этот раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. 

Вашей компании нужно представить, что вы находитесь в магазине игрушек, в котором очень большой выбор и ассортимент. Сейчас вы услышите музыку, под которую вам нужно представить себя игрушкой, куклой. Пока музыка играет каждый участник компании, изображает придуманную им игрушку. Музыка останавливается, игрушка замирает. Затем мы спросим кто из них, какая игрушка.

Остальные компании смотрят, стараются угадать и ответить на вопрос удалось ли участнику изобразить своего героя, передать его характерные особенности под музыку.

4. Раздел «Театральная игра»

Этот раздел направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь обращаться и общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Вашей компании я предлагаю поиграть в игру «Живой телефон» (Данное упражнение развивает память, слуховое внимание, согласованность действий между участниками).

Между участниками данной компании распределяются цифры от 0 до 5. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Например: 24-31-56. Задача участников выстроится по порядку цифр в названном номере. Комбинация цифр меняется несколько раз.

Остальные компании отвечают на вопрос, была ли согласованность действий и почему.

5. Раздел «Основы театральной культуры»

Этот раздел призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства: особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Компании дается задание «Собери пазл». Участникам компании нужно собрать пазлы, на котором в итоге получится изображение театра. Далее идет беседа-диалог по этому театру.

Примерные вопросы:

* как вы думаете, что изображено на получившейся картинке?

* почему вы решили, что это театр?

* чем он отличается от других зданий?

* для чего нужны театры?

* кто работает в театре?

Рефлексия:

- Как вы себя чувствовали в позиции обучающегося?

- Какие выводы, открытия вы для себя сделали?

- Какие приемы вам больше всего понравились, почему?

Данный мастер-класс проводится с использованием социо-игровой технологии.

Реализуется с помощью таких методов как,

* наглядные (демонстрационный и раздаточный материал)

* словесные (объяснения, беседа, диалог)

* практические

При его проведении используются следующие игровые приемы:

* этюды

* музыкальное сопровождение некоторых видов деятельности

* игры и упражнения на развитие воображения

Данный практический материал можно  использовать при развитии воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность:

- при планировании и проведении конкретных занятий по театрализованной деятельности, включать данные упражнения и игры по развитию воображения в другие виды занятий,

- при планировании режимных моментов, а так же при разработке и организации развлечений и досугов и праздников для дошкольников.   

 

 

 

 

 

Библиография

1. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». - М.: «Владос», 2001.-160 с.

2. Т.Н. Доронова «Играют взрослые и дети»: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. – М.: Линка-пресс, 2006.- 208с.

3. М. Б. Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»: обзор программ дошкольного образования. - М.:ТЦ Сфера, 2010.- 128с.

4. В.М. Букатова «Игры для детского сада. Развитие талантов через игру»: иллюстрированный словарик игровых приемов.- М.: Сфера, 2009.-189с.

5. В. Кудрявцев. «Воображение, творчество и личностный рост ребенка. - М.: Чистые пруды, 2010.-32с.

6. О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. «Чего на свете не бывает?». – М.: Знание, 1994.-160с.

7. Л.Ю. Субботина «Развитие воображение детей. Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль: Академия развития, 1996.-240с.

8. «Мастер-класс как форма повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения: из опыта работы педагогов ДОУ/сост. Н.Б. Потолицына; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2010.-51с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении между участниками компаний; готовность к творчеству

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении между участниками компаний; готовность к творчеству

Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействие взрослого с детьми

Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействие взрослого с детьми

Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты: ·

Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты: ·

Социо-игровая технология позволяет развивать у детей активную позицию, самостоятельность, творчество, не ограничивать детей в воображении и дать им возможность проявить себя

Социо-игровая технология позволяет развивать у детей активную позицию, самостоятельность, творчество, не ограничивать детей в воображении и дать им возможность проявить себя

Я предлагаю Вам занять место на стуле с тем шариком, который вам больше всего понравился

Я предлагаю Вам занять место на стуле с тем шариком, который вам больше всего понравился

Вашей компании я предлагаю поиграть в игру «Живой телефон» (Данное упражнение развивает память, слуховое внимание, согласованность действий между участниками)

Вашей компании я предлагаю поиграть в игру «Живой телефон» (Данное упражнение развивает память, слуховое внимание, согласованность действий между участниками)

Библиография 1. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»

Библиография 1. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020