Мастер-класс
Тема: Структура современного урока в рамках ФГОС нового поколения
Мудрость обитателей пустыни говорит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться».
Эта пословица отражает основной принцип современного обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать.
Основной формой обучения в общеобразовательной школе сегодня по-прежнему остаётся урок.
Исходя из выше сказанного, определяем тему нашего мастер – класса как «Структура современного урока».
Структура урока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.
Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе.
Она должна отражать не только обучающую деятельность учителя, но и познавательную деятельность ученика, при этом важнейшей целью учителя и ученика остаётся работа над качеством знаний.
Согласно требованиям системно - деятельностного подхода, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
В результате этой деятельности, учащийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Цель учителя на уроке по новым стандартам обучить самостоятельному решению проблем.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Средство - открытие знаний вместе с детьми.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
а)
как сформулировать цель и задачи урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической
обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к
определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
И наконец, как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?
Исходя из этого, цель данного мастер – класса: создание примерной структуры современного урока, в результате которого учащийся почувствовал бы себя успешным.
Для работы вам предлагается 3 группы заданий:
1. на жёлтых листах
2. на синих листах
3. в листах исследования
Работа выполняется чёрным фломастером.
Обратная связь будет осуществляться с помощью сигнальных карточек.
! – всё понятно, работа выполнена
? – есть вопрос, что-то непонятно
… - ничего не понимаю, повторите задание
Задание №1
Ознакомьтесь с деятельностью учителя и учащегося на традиционном уроке и современном уроке. Подчеркните только те виды деятельности, которые осуществляются согласно современным требованиям.
Объявление темы урока
· Учитель сообщает учащимся
· Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
· Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
· Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
· Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
· Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
· Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
· Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля
· Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
· Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции
· Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
· Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся
· Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
· Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
· Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
· Проводится рефлексия
Домашнее задание
· Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
· Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Проверка по эталону (для самопроверки используются сигнальные карточки).
Обобщение.
Задание № 2. Расставьте в нужном порядке этапы современного урока.
Структурные элементы учебного занятия по требованиям ФГОС
№ |
Этапы |
1 |
Самоопределение к деятельности |
2 |
Актуализация знаний (по мере необходимости). Мотивация (эмоциональная , содержательная, социальная) |
3 |
Постановка учебной задачи |
4 |
Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий). |
5 |
Первичное закрепление (проверка понимания учебного материала) |
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
7 |
Контроль и самопроверка знаний. |
8 |
Рефлексия (знаниевая). Рефлексия ( эмоциональная). |
9 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Проверка по эталону. Самооценка.
Задание №3
Работа по каждому этапу урока, определение деятельности учителя и учащихся. (Работа в листах исследования).
Предлагаю по примерной структуре комбинированного урока (по традиционной системе и современным требованиям) определить дидактические задачи и деятельность учащихся и педагога.
Предполагаемый предмет: технология
Предполагаемый класс:
Предполагаемая тема:
I этап |
|
Традиционный урок |
Современный урок |
Организационный момент |
Самоопределение к деятельности |
Дидактические задачи |
|
Подготовка учащихся к работе на уроке |
|
Деятельность учителя и учащихся |
|
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм: · Проверка правил посадки, все учебные принадлежности подготовлены. · Систематическое повторение привычных действий (небольшая речевая разминка, эмоциональный настрой и т.д.) |
Вывод: на первом этапе урока дидактические задачи, деятельность учащихся и педагога на традиционном и современном уроке совпадают.
II этап |
|
Традиционный урок |
Современный урок |
Проверка домашнего задания |
Актуализация знаний. Мотивация. |
Дидактические задачи |
|
Проверка уровня усвоения знаний учащихся по темам, пройденным на прошлых уроках (на прошлом уроке) |
Обеспечение мотивации и принятия учащимся цели учебно - познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений |
Деятельность учителя и учащихся |
|
Подбор вопросов и заданий по теме, пройденной на прошлом уроке |
Подбор вопросов и заданий для подготовки учащихся к изучению нового материала: проверка опорных знаний необходимых для изучения нового материала, если закрепление, то для работы на данном уроке: · взаимосвязан с этапом постановки учебной задачи. · определить, для чего нужно изучать данный предмет, как полученные знания могут пригодиться в повседневной жизни, на последующих уроках |
Задание: подобрать вопросы и задания, выполнение которых необходимо для подготовки к изучению нового материала. |
|
|
Выполнение задания. Проверка. Отчёт групп. Самооценка.
Вывод: на современном уроке важно на данном этапе подбирать только те задания, выполнение которых поможет в усвоении нового материала, формулировать чёткие и нужные вопросы.
III этап |
|
Традиционный урок |
Современный урок |
Сообщение темы, цели и задач урока Учителем |
Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока |
Дидактические задачи |
|
Познакомить с названием темы, сообщить задачи урока. |
Создание проблемной ситуации учителем
Построение полных ответов. Объяснить необходимость использования таблиц. Позволяют учащимся запланировать свою деятельность, высказать свою точку зрения. Вовлечь в процесс урока, не оставаться равнодушным. |
Деятельность учителя и учащихся |
|
Учитель сам сообщает тему урока, формулирует цель и задачи урока. |
Формулирование проблемы учениками, через задание, спорные точки зрения, документы и т.д. Определение темы урока и постановка одной цели, нескольких учебных задач. |
Задание: Исходя из темы урока: создайте проблемную ситуацию, определите основную цель урока, поставьте чёткие задачи урока. Слова помощники: Цель урока: познакомиться … Задачи урока: 1) Узнать … 2) Научиться … 3) |
|
|
Выполнение задания. Проверка. Отчёт групп. Самооценка.
Вывод. Помочь сформулировать тему урока, поставить цель и задачи урока могут помочь следующие приёмы: проблемный диалог, выдвижение гипотез, задание с затруднением и т.д.
IV этап |
|
Традиционный урок |
Современный урок |
Объяснение материала учителем |
Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий). Правила, понятия, алгоритмы |
Дидактические задачи |
|
Знакомство учащихся с новыми понятиями, определениями, терминами |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
|
Деятельность учителя и учащихся |
|
Учитель объясняет, учащиеся слушают |
Построение этапов исследования: план урока. Использование различных методов и форм работы в рамках изучения нового материала:
|
Задание: Запланируйте деятельность учащихся на уроке (этапы исследования). |
|
|
Выполнение задания. Проверка. Отчёт групп. Самооценка.
Вывод: Этапы исследования помогут запланировать чёткие задачи урока.
V этап, VI этап |
|
Традиционный урок |
Современный урок |
Закрепление изученного материала |
Первичное закрепление (проверка понимания учебного материала).
Самостоятельная работа с самопроверкой
|
Дидактические задачи |
|
Отработка навыка |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации |
Деятельность учителя и учащихся |
|
Упражнение в применении знаний, полученных на уроке. |
Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Активная деятельность учащихся: примерно каждые 5-7 минут смена деятельности: парная работа, по цепочке, фронтальная, индивидуальная, групповая и т.д. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации |
Вывод: На данном этапе важно вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, продумывать целесообразность выбора вида работы для наиболее прочного усвоения знаний в зависимости от возраста учащихся и уровня подготовки класса.
VII этап |
|
Традиционный урок |
Современный урок |
Общая оценка за урок |
Контроль и самопроверка знаний. |
Дидактические задачи |
|
Оценить качество работы учащихся на уроке |
Организация самостоятельной работы учащихся, которая проверяется ими по эталонам. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции |
Деятельность учителя и учащихся |
|
Количественная оценка учителем деятельности учащихся на уроке |
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения (тест) при возможности. Работа с листами самооценки. Оценка учащихся на каждом этапе урока. Общая оценка урока учителем. |
Вывод: На данном этапе необходимо тщательно продумывать задания для проверки знаний.
VIII этап |
|
Традиционный урок |
Современный урок |
Обобщение. Итог урока. |
Рефлексия (знаниевая и эмоциональная)
|
Дидактические задачи |
|
Оценить общую результативность урока |
Организация экспресс – диагностики результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, над чем ещё предстоит работать . Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
Деятельность учителя и учащихся |
|
Учитель подводит итог урока. - Мы сегодня на уроке узнали …. |
Возвращение к задачам урока и подведение итога по степени реализации поставленных задач. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
- Я приобрёл… - Мне захотелось… - Меня воодушевило… - Я могу похвалить себя за то, что … |
Вывод: на данном этапе происходит осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Необходимо формулировать чёткие вопросы: (например)
-Какую задачу ставили на уроке?
-Удалось решить поставленные задачи?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем ещё надо поработать?
IX этап |
|
Традиционный урок |
Современный урок |
Домашнее задание (общее на всех) |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Дидактические задачи |
|
Отработка навыка, закрепление знаний, полученных на уроке |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Деятельность учителя и учащихся |
|
Учитель называет домашнее задание |
Инструктаж учителя по выполнению трёхуровневого домашнего задания:
1 уровень - репродуктивный характер: выучить правила, алгоритм, определения, если урок закрепления: задание на отработку алгоритма (базовые). 2 уровень – (конструктивный) репродуктивный и частично-поисковый: задания и упражнения по алгоритму, но с дополнительными заданиями. Устные предметы: - пересказ параграфа с дополнительными вопросами. 3 уровень - (исследовательский или творческий) на дополнительную оценку: -олимпиадные задания - повышенной сложности, Кимы. -творческое задание: сочинение, эссе, ребусы, кроссворды и т.д., дополнительные доклады и презентации. |
Задание: Сформулируйте 3 уровня домашнего задания |
|
1 уровень 2 уровень 3 уровень |
Подведение итогов работы в группах. Отчёт групп. Самооценка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.