МАСТЕР- КЛАСС «Учение – с увлечением!»
(Использование активных методов на уроках в начальной школе)
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Зовут меня _________.
Хочу поделиться опытом работы и представляю Вам мастер-класс «Учение – с увлечением!»
Начать хочу с примера из литературы. Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Предлагаю сегодня не просто слушать, а действовать, чтобы % запоминания материала был высок.
Цель сегодняшнего мастер-класса: показать применение активных методов обучения на
разных этапах урока в начальной школе.
Существуют различные методы в педагогике. Известны пассивные методы,
когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим
обучения; активные (здесь педагог является главным источником
информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение
задач)
Однако, существует ещё одна очень интересная форма обучения детей – интерактивная. Педагог в ней теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат. Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов.
Как гласит китайская мудрость : «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ
МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Наиболее полную классификацию активных методов обучения дала М. Новик, выделяя
неимитационные и имитационные активные группы обучения. Имитационные в свою
очередь делятся на игровые и неигровые. Остановимся на игровых.
1. АМ начала образовательного мероприятия
Начало урока может быть необычным.
Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Примеры:
Метод «Добро в ладошках»
Учащиеся соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
Метод «Поздоровайся локтями»
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с упражнения «Поздоровайся глазами».
Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча -
глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
А теперь давайте познакомимся друг с другом. Используем метод «Автограф».
На столах у вас приложения к мастер-классу.
Найдите ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Пока звучит музыка вам необходимо собрать как можно больше автографов, заполнив таблицу. Кто собрал больше всего автографов?
Этот метод можно проводить для знакомства с новым классом, во время проведения воспитательных мероприятий. Графы могут быть разными: к примеру, записать имя и прилагательное, которым ребёнок себя характеризует (Иван-смелый, Ира –ответственная, и т.д.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.