Конспект мастер-класса
«Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности».
Цель: ознакомление и распространение опыта работы применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС.
Задачи:
· раскрыть значение здоровьесберегающий технологий;
· познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;
· поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся;
· убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, листы формата А-4, ручки, карточки для рефлексии, капсулы с эфирным маслом лимона, памятки «Влияние эфирных масел на энергетику человека», звуковое сопровождение для упражнений.
Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой штурм, работа в парах, работа в группах, составление кластера, практикум.
Слайд 1.
1.Подготовительно-организационный этап:
(коллеги делятся на группы по желанию)
Организация аудитории на работу:
-Уважаемые коллеги ! Вы пришли на мастер-класс.
Рада видеть всех я Вас.
Прошу хором дать ответ на мои вопросы- Да или Нет.
-Начнём коллеги? (Да)
-Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
-Активными все вы будете ? (Да)
1.2. Вступление (приветствие, эмоциональный настрой):
-Я вижу, что все вы пришли с хорошим настроением…Поприветствуем друг друга!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом-
Улыбнемся всем кругом!
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, учитель начальных классов МКОУ «Крайновская СОШ», Магомедова Любовь Васильевна.
Сегодня я проведу мастер-класс на
Тему «Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности».
Слайд 2
Цель: ознакомление и распространение опыта по сохранению здоровья обучающихся начальной школы.
Задачи: раскрыть понятие здоровьесберегающих технологий; показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приемов в образовательной деятельности; поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.
Девиз моей работы: «Помочь ребенку учиться легко и с удовольствием».
2. Основная часть. ( Погружение в тему).
2.1. Обоснование проблемы.
Вопрос. Мы приветствуем людей словом “здравствуйте”. А что означает слово «Здравствуйте»?
Ответы педагогов.
- Я вам предлагаю работу в парах.
2.2 «Работа в парах» ( см. Приложение 1)
- Она поможет нам оценить роль здоровья для человека. На каждую букву слова «Здоровье» назовите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым. (Здоровье, доброта, отзывчивость, радость, общительность, веселье, любовь, терпение – другие варианты).
Слайд 3 «Здоровье…»
(Группы работают одновременно 1-2 минуты, потом представляют работу)
- Вы заметили, что работали над одной и той же темой, задания были одинаковые, а ответы - совершенно разные.
- А сейчас подчеркните для себя одно главное слово из всех перечисленных.
- К какому выводу мы пришли?
Вывод : Здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем. Как говорил Сократ: «Здоровье- не всё, но всё без здоровья- ничто»
Слайд 4 «Данные…»
-Данные Всемирной организации здравоохранения:
(Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 17 – 20 % – экологическими, на 8 – 10 % – биологическими (наследственными) факторами, на 8 – 10 % – состоянием медицины и на 45 – 55% образом жизни. )
2.3. Мозговой штурм.
Вопрос: Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока ?
Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии
Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?
Ответы педагогов:
· Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
· Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
Слайд 5 «Обоснование проблемы»
На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения.
Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Второй проблемой, названы нарушения осанки.
Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств.
Слайд 6 «Здоровый ученик…»
2.4. Здоровый ученик – успешный ученик.
Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек.
Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. И поможете мне в этом вы, уважаемые коллеги!
Слайд 7 « Ароматерапия»
2.5. Эмоциональный настрой.
Для поднятия настроения, снятия напряжения я применяю ароматерапию.
Я выбрала запах лимона, который помогает согреться, забыть о поздней осени и неприятностях, тонизирует нервную систему, снимает депрессию, повышает работоспособность.
( В Приложении на ватный диск- цветок наносим эфирное масло лимона. Также прилагается Памятка «Эфирные масла»)
Слайд 8 «Основные…»
Работа в парах. Составление кластера. (Приложение №2)
Уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Я предлагаю составить кластер и ответить на вопрос — Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?
Слайд 9 « Схема»
Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
- двигательная активность;
- психологическое здоровье школьника;
- творческий характер процесса обучения;
- использование оздоровительной силы природы;
- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс.
3. Практикум
Сейчас мы с вами постараемся, насколько это возможно, разобраться на практике с работой по данным направлениям.
Слайд 10 « Двигательная…»
1. Двигательная активность.
В первую очередь в классе должна быть комфортная температура с достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах СанПиНа.
Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение.
Для этого я обычно использую физминутки, пальчиковую, дыхательную, глазную гимнастику. Такие оздоровительные моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект.
Слайд 11 « Картинки и фото»
Очень важен для сохранения работоспособности психологический климат. В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор.
Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки.
Слайд 12 « Психологическое…»
2. Психологическое здоровье школьника
Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаются не только физические упражнения, но и «этюды для души».
Оздоровительная минутка «Солнышко»
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.
Слайд 13 «Энергетические упражнения»
Энергетические упражнения- помогают избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его накапливание. После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и бодрее, проходит вялость и усталость.
1. Хлопки в ладоши парами.
2. Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.
3. Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
4. Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
Слайд 14 «Творческий характер…»
3. Творческий характер процесса обучения (Слайд 19)
В целях предупреждения утомления и усталости использую в своей работе нетрадиционные уроки: урок-сказка; урок-КВН; урок-викторина; урок- путешествие; урок-соревнование и т.д. Использую: дидактические игры; групповые и парные формы работы; ИКТ; эмоциональную передачу учебного материала и т.д. Лучший отдых – это смена видов деятельности, методов и приёмов работы.
Слайд 15 «Урок-…»
В соответствии со здоровьесберегающими технологиями к организации урока предъявляют следующие требования:
1. Плотность урока - 60-70 %;
2. Наличие эмоциональных разрядок ( шутки, улыбки, стихи, музыка- 2-3 раза за урок);
3. Виды учебной деятельности должны чередоваться 4-7 раз за урок и не превышать более 10 минут.
Слайд 16, 17, 18 « Элементы урока»
На уроках я использую упражнение-звукоподражание. Психологи рекомендуют пропевать гласные звуки, и оказывается, что
Слайд 19 «Голос…»
Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.
Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление.
Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин: повышает активность организма, улучшает настроение.
Звук «о-о-о» — горло лечит, средство мгновенной настройки организма.
Звук «ы-ы-ы» – лечит уши, улучшает
дыхание.
Звук «э-э-э» – улучшает работу головного мозга.
Вывод: За короткое время мы сняли стресс, расслабились, полечили горло, уши, улучшили дыхание, работу головного мозга, улучшили настроение.
Слайд 20 «Оздоровительная сила природы…»
4. Использование оздоровительной силы природы.
Живительная сила природы в сочетании с красивой музыкой и яркими красками, оказывают огромное положительное воздействие не только на духовную и эмоциональную сторону человека, но и стимулируют работу мозга. Это:
- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);
- экскурсии;
- подвижные игры на свежем воздухе;
- уголок здоровья и др.
Слайд 21 «Оздоровительная сила природы…»
Внеурочную деятельность организую через: классные часы по формированию здорового образа жизни; спортивные соревнования и праздники; прогулки, походы и экскурсии; кружок «Уроки доктора Здоровье».
Слайд 22 «Десять золотых правил…»
5. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс.
Работа в группах: ( Приложение № 1)
* Нарисуйте лист бумаги- ребенок- это чистый лист бумаги, а мы, учителя, первые художники, которые впишут правила и законы жизни; первые строители, которые заложат фундамент знаний.
* Нарисуйте сердце - подарите частичку своей души и свою любовь детям, и они всегда ответят Вам взаимностью.
* Нарисуйте улыбку- улыбка- это не только мимическая гимнастика, но и положительная эмоция, которую Вы дарите окружающим.
* Нарисуйте дружбу (два смайлика держатся за руки)- тактильный контакт необходим для детей : воспитывает доверие, взаимовыручки и дружбы.
* Нарисуйте человечка, занимающегося спортом- воспитывайте в детях стремление к здоровому образу жизни.
* Нарисуйте музыкальный ключ- Музыка в школе- это ведь не только релаксия, но и воспитание эстетического вкуса для развития гармонической личности.
* Нарисуйте цветок- используя ароматерапию на уроках, мы прививаем любовь к родной природе и воспитываем патриотизм.
* Сделайте поделку- развивая мелкую моторику руки, мы развиваем речь и мышление.
Слайд 23 «Н.К.Смирнов…»
ВЫВОД: Выполняя эти не сложные правила, мы воспитываем не только физически здоровых детей, но социально и духовно-развитую личность.
«Понятие здоровья рассматривается не только как отсутствие заболевания, или физического дефекта, это состояние полного физического, социального и духовного благополучия» - Н.К.Смирнов (родоначальник понятия «Здоровьесберегающие технологии»- кандидат медицинских наук, профессор)
Слайд 24 «Результат»
Вы, наверное, обратили внимание на многоточие после пункта 10? Думаете, что я ошиблась и нарушила нормы литературного языка? Нет. Можно продолжить этот список способов применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в зависимости от потребности и уровня творческой инициативы учителя.
3. Подведение итогов. Рефлексия:
Сегодня на занятии мы с вами:
1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.
2. Вы вернетесь в свои классы и каждый из Вас продолжит пункт №10.
3. Я благодарю Вас за работу. Вы все сегодня очень мне помогли, внимательно слушали, активно работали! Прошу оценить мою работу. Выразите свои эмоции, настроение с помощью жестов , мимики или смайликов (Приложение № 4)!
В завершении разрешите всех поздравить с предстоящим праздником Днем Матери. Ведь мы не просто мамы… Мы еще и КЛАССНЫЕ мамы! Мира всем и здоровья! Спасибо за внимание!
Слайд 24 «Спасибо за внимание»
Литература:
1. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва, 2005.
2. Базарный В.Ф. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях/ В.Ф. Базарный, Л.П Уфимцева, - М., 1983.- 232 с.
3. Гоникман, Э.И. Как вытащить себя из стресса/ Э.И. Гоникман,– М., 1996.
4. Журавлева, Е.Л. Целительные пальчики/ Е.Л. Журавлева,- Кемерово, 1996.
5. Исаева, С.А. Физкультурные минутки в начальной школе/ С.А. Исаева,- Айрис пресс, М., 2003
Приложение № 1.
№ |
Задание |
Ответы |
1. |
На каждую букву этого слова назовите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым. |
ЗДОРОВЬЕ |
2. |
Нарисуйте чистый лист бумаги.
|
|
3. |
Нарисуйте сердце.
|
|
4. |
Нарисуйте улыбку.
|
|
5. |
Нарисуйте дружбу.
|
|
6. |
Нарисуйте человечка, занимающегося спортом.
|
|
7. |
Нарисуйте музыкальный ключ.
|
|
8. |
Нарисуйте цветок.
|
|
9. |
Сделайте поделку
|
|
10… |
|
|
Приложение 2
Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?
![]() |
Приложение № 3.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.