Учитель: Первухина Ольга Константиновна
МКОУ «Калининская СОШ»
Мастер-класс «Учу учиться!»
Цель: познакомить с опытом работы по развитию функциональной грамотности школьников. Задачи:
• раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
• показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом Ожидаемые результаты:
Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию функциональной грамотности школьников на уроках и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в парах), метод рефлексии.
Оборудование: компьютер, проектор, листы заданиями для работы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Прошу Вас посмотреть Вступление (ролик) Как Вы думаете, что объединяет эти ситуации? Да, верно! Герои не умеют работать с информацией!
Все мы уже понимаем, что задача системы образования главным образом состоит в формировании и оценке способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
И вы согласитесь, что наши педагоги дают сильные предметные знания. Однако результаты диагностических работ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, не всегда высоки.
Как вы думаете, почему?
Недостатками сегодняшнего образования являются, то что ребята
• Недостаточно владеют смысловым чтением
• Не справляются с задачами на интерпретацию информации
• Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения
• Не умеют высказывать предположения, строить доказательства
• Недостаточно сформировано умение работать с моделями
Начать решение обозначенной проблемы я хочу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония». «Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Прополощи чайник кипятком», – с гордостью сказал первый ученик.
- «Положи чай в чайник» – добавил второй.
- «Кипящей водой залей чайник,» –подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика.
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил один из учеников.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Коллеги, какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» в переводе на современный язык, указывает на необходимость формирования функциональной грамотности.
Что же такое функциональная грамотность?
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно или в сотрудничестве осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оформить страховку, счет в банке, выбрать удобный тариф, прочитать и выполнить требования инструкции, например по применению лекарств, заполнить анкету обратной связи и т.д.),
Функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать. Оценивать.)
Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его
• Добывать информацию
• Применять её в жизни
• Оценивать себя
Использование заданий на развитие функциональной грамотности
Задание 1. Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах (за каждое название и страну ‒ 1б, протоны и нейтроны ‒ 1б).
Задания 2. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.
Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор? (Ответ: Растворить 6,8 г соли в 793 мл воды.)
Задание 3. У дельфина слёзы сладкие, потому что в слезе дельфина содержатся сахара – галактоза и фруктоза. Углеводно-белковые, напоминающие белок куриного яйца, слёзы служат смазкой. Дельфины плачут, чтобы лучше видеть и быстрее плавать.
Вопросы:
1. Установите молекулярную формулу фруктозы, которая придаёт дельфиньим слезам сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: 40,0% (С), 6,6% (Н), 53,4% (О).
2. Сравните (в табличной форме) физические свойства глюкозы и фруктозы.
Задание 4. На гидролизном заводе за сутки из древесных опилок получено 50 т. 96% этилового спирта. Вычислите объем выделившегося углекислого газа в атмосферу. К чему может привести повышенное содержание углекислого газа в атмосфере?
Задание 5. Солёное золото Тысячи рек и ручейков вымывают соль из недр земли и приносят в озёра и моря. Самое известное соляное озеро в России – озеро Баскунчак. Вода в озере испаряется, и соль остаётся по берегам и на отмелях в виде кристаллов. После купания в этом озере тело человека покрывается тонким белым слоем соли, который быстро осыпается. Какие процессы происходят при образовании соли на берегу соляного озера?
Задача 5. Одной из причин долголетия японцев является широкое употребление в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержания здоровья человека и продления его жизни.
Задание: Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты – триптофана С11Н12О2N2. (Ответ. 204.)
Приведенные выше задания можно использовать как элемент на уроках, я тоже использую такие задания.
Но существует много различных форм проведения занятий на формирование функциональной грамотности длительных по времени (деловая игра, проектная деятельность) их можно использовать во внеурочной деятельности.
Задания на формирование функциональной грамотности, есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебник, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ в проектах «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Итак, для повышения у обучающихся интереса к изучению учебного предмета можно использовать следующие правила:
Семь простых правил
Правило 1. Сначала познавательный интерес, а затем учение: интересно и полезно, занимательно и экспериментально.
Правило 2. Прежде вещество, а затем его строение ‒ «от живого созерцания к абстрактному мышлению...».
Правило 3. начала практика: исследования, эксперименты, решение проблем, а затем теория.
Правило 4. Изучать химию в контексте: химия ‒ жизнь ‒естествознание – неразрывно связанных понятия.
Правило 5. Нужны твёрдые знания и умения, чтобы связывать в единое представление различные стили репрезентации вещества и мыслить, используя эти стили.
Правило 6. Формулы и уравнения познавать с помощью химических расчётов.
Правило 7. Создавать ситуацию успеха в интегрированной познавательной деятельности.
Заканчивая мастер-класс, оцените его значимость для себя:
Итог нашего мастер-класса, что мы должны развивать функционально-грамотную личность.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.