Мастер-класс для педагогов
«Укрепление партнерства ДОО и семьи через социоигровые технологии»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Поволоцкая С.А.
Цель: демонстрация системы педагогической деятельности по взаимодействию с родителями (законными представителями) дошкольников, повышение профессионального мастерства участников мастер – класса.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер — класса с методами и приёмами социоигровой технологии, применением их при взаимодействии с родителями (законными представителями) дошкольников.
2.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социоигровой технологии.
3.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.
Ход мастер – класса:
1. Психологический настрой
Разминка. Упражнение «Улыбнитесь»
Цель: создание доброжелательной атмосферы, снятие эмоционального напряжения.
«Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня смотрелся утром в зеркало?»
«А теперь, поднимите, пожалуйста, руку те, кто не только посмотрелся в зеркало, но и улыбнулся своему отражению?». И поскольку не все это сделали, я предлагаю сейчас посмотреть друг на друга, улыбнуться своему соседу и подарить свой позитивный настрой.
2. Теоретическая часть:
Введение
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не общающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
Сегодня я хочу представить вам технологию, применяемую нами для работы с коллективом родителей (законных представителей) в группе. Технология называется «СИТ – социо-игровая технология».
Новизна использования данной технологии заключается в том, что разработана она для работы с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста. И впервые она применяется для работы со взрослыми людьми, имеющими свой собственный социальный опыт, свое мировоззрение – родителями (законными представителями).
«СИТ – социо- игровая технология» — сам термин «социо-игровая технология» объясняется так: «организация занятий как игры между микрогруппами (малыми социумами — отсюда и термин «социо — игровая»). Авторы технологии - это педагоги новаторы – Вячеслав Михайлович Букатов и Андрей Петрович Ершов.
Сущность СИТ:
В.М. Букатов говорит: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».
Актуальность применения данной технологии в том, что происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Цель современного личностно — ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Для реализации этих требований нам необходимо тесное сотрудничество с семьями дошкольников, которое невозможно без налаживания контактов с каждым из родителей ребенка.
У классика (опера П. И. Чайковского «Пиковая дама») есть такие слова: «Что наша жизнь? – игра!». Взяв это утверждение за основу, мы нашли такой «инструмент» взаимодействия с родителями дошкольников, как социо — игровая технология (СИТ). Родители – играя как в детстве — будут лучше понимать своих детей. Можно провести прямую зависимость между социоигровой технологией и личностно–ориентированной моделью общения с родителями, с использованием приемов работы в малых группах — взрослые как дети: и слушают, и делают, и говорят. Благодаря этому каждый родитель сам формирует систему представлений о воспитании своего ребенка и естественным образом у него возникают педагогические знания.
Главная цель нашего педагогического взаимодействия с родителями воспитанников через социо — игровую технологию – побуждение их к социальной активности и саморазвивитию, сплочение детско-родительского коллектива.
Технология СИТ позволяет решать задачи:
· усвоение родителями (законными представителями) активных форм познания;
· совершенствование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия в родительском коллективе;
· обеспечение душевного благополучия;
· коррекция импульсивного поведения.
Оригинальность СИТ в её универсальности: универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах, например, родительского собрания, так и на отдельно взятых мероприятиях. Если в традиционной педагогике воспитатель выполняет роль «музыканта – исполнителя», а родители (законные представители), чаще всего – роль зрителей, то в социоигровой педагогике их роли меняются: родители (законные представители) сами становятся мыслящими «исполнителями», а педагог дирижером.
Эффективность:
Применение данной технологии приводит:
— к сплочению детско-родительского коллектива группы;
— к увеличению количества семей, участвующих в жизнедеятельности группы
и ДОО, в различных интеллектуальных и творческих конкурсах;
— к повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся.
С уверенностью можно утверждать, что использование социоигровой технологии направлено на получение нового результата, помогает решать педагогические задачи, учит родителей самостоятельно добывать знания. Важно, что при этом каждый получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха!
Уважаемые коллеги, имеются ли у Вас вопросы по теоретической части?
родителем.
3. Практическая часть:
Сегодня мы на практике ознакомимся с приёмами данной технологии
1. Приём «Волшебная палочка» Аудитория делится на подгруппы. Каждая подгруппа встает в круг. Палочка (либо какой — нибудь предмет) передается от человека к человеку и каждому, по очереди, дается задание. Задание берут на первый взгляд самые простые, но с глубинным смыслом, например,
1 шаг: Нужно назвать свою любимую игру либо игрушку из детства, затем задание усложняется: назвать игру/ игрушку и рассказать, почему она нравилась.
2 шаг: Нужно назвать самые популярные игры/игрушки детей на данное время, затем задание усложняется: дать оценку играм/игрушкам, с точки зрения воздействия на детей (положительного и негативного).
По окончании побудить аудиторию сделать коллективный вывод о целесообразности тех или иных игр/игрушек которые родители покупают детям поддавшись на влияние «моды на игрушки», их возможного воздействия на психику и поведение ребенка, и последствия такого воздействия (положительные и негативные).
Итак, я показала вам лишь один приём, а вы в это время продемонстрировали три золотые правила технологии:
1. Работа в малых группах со сменой лидерства.
2. Смена мизансцен и ролей в ходе деятельности (вариативность/интеграция видов деятельности);
3. Двигательная активность участников со сменой темпа и ритма деятельности.
Эти три принципа заложены в основу игровой технологии.
Психогимнастическое упражнение «Тактильные ощущения».
Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза, остальные подходят к нему и кладут по очереди свои руки на его ладони. Задача участника - постараться определить по рукам, какой мамой (или каким папой) может быть этот человек, более мягким или более жестким. Методом отбора формируются 2 группы: мягкие и строгие родители. После этого основной участник объясняет, на какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел. Упражнение дает прекрасный повод для обратной связи участникам группы: рефлексии восприятия себя, как родителя, другим родителем.
2. Следующий приём называется «Видимо не видимо».
У нас образовались микрогруппы.
1 шаг: Я даю каждой микрогруппе карточки, на которых разбросаны буквы.
Вам нужно найти название сказки. Когда найдете, название вслух его не произносите, вместо этого применим следующий приём –
3. Приём «Оживление».
Вам надо показать название сказки, а другой микрогруппе – угадать его.
2 шаг — применим приём «Видимо не видимо» с точки зрения педагогики:
Теперь я даю карточки каждой микрогруппе, на которых изображены картинки совместного отдыха с детьми.
Вам нужно определить виды семейного досуга, например:
Применим прием «Оживление». Участникам каждой микрогруппы надо показать название семейного досуга, а другой микрогруппе – угадать его.
Далее родители обсуждают, как лучше провести эти досуги, предлагают свои варианты проведения досуга, делятся опытом.
4. Есть такой приём, который авторы социоигровой технологии назвали «Разведчики».
Вам нужно посмотреть друг на друга, первый с кем вы встретитесь глазами, будет вашей парой, с которой вы беретесь за руки и встаете рядом.
Его применяют для подготовки работы в парах, например: для проведения тренинга; для практической отработки какой-либо педагогической ситуации.
5. Следующий прием — «Работа в группах»— его мы рассмотрим практически.
Распределение на группы может происходить так: педагог раздаёт родителям части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе). Родители собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, они сообщают об этом одновременным хлопком.
Так же они будут показывать и момент завершения работы над каким – либо заданием.
6. Приём «Говорим хором».
Среди родителей могут быть люди, которые затрудняются, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку, сказать неверно. Работая в микрогруппах, им помогает хоровая работа. Педагог говорит микрогруппам: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если какая-то из микрогрупп ошибается, то ошибка не будет выглядеть слишком вызывающе (можно будет к ней отнестись с некоторым юмором), не оставит у участников неприятного осадка, а значит, ее легче исправить.
7. И последний прием, который я хочу вам показать, это
«Шапка «Вопросов и ответов». Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот приём предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать. Вопросы могут быть самые разнообразные, в том числе по возникающим в группе проблемам и педагогическим ситуациям. И так, сейчас мы обыграем это приём. (Педагоги пишут на листочках вопросы, затем листочки перемешиваются, потом по очереди участники педсовета тянут листочки и отвечают на вопросы).
Например, какие вопросы могли бы задать вы, уважаемые коллеги? Таким образом, родители сами добудут ответы на интересующие их вопросы, а вы будете выступать в роли коллектора.
III. Рефлексия.
Подведем итог нашей работы.
В конце мастер-класса педагоги получают памятки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.