Мастер-класс "Употребление местоимений в тексте. Связь предложений с помощью местоимений"

  • doc
  • 24.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мастер-класс.doc

Филиал МБОУ Роговской ООШ

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

« Употребление местоимений в тексте. Связь предложений с помощью местоимений»

 

 

 

 

 

 

 

                 Подготовила: учитель русского языка и

                                           литературы филиала МБОУ

                                               Роговской ООШ Рожкова З.Д.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

 

Тема. Употребление местоимений в тексте. Связь предложений с помощью местоимений

Цель:  передача коллегам личного профессионального опыта.

 

Эпиграф: Местоимения  выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» или «дублёры» в  театре выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.  (А.А.Реформатский)  

                                    Ход мастер-класса

I.Вступительная часть.

            1. Работа с эпиграфом, определение темы мастер-класса. (Слайд 3)

2. Слово учителя  

1) о важности усвоения обучающимися тем «Употребление местоимений в тексте» и «Связь предложений с помощью местоимений»;

2) об ошибках обучающихся в употреблении местоимений.

II. Теоретико-практическая часть.

            1.  Актуализация знаний о местоимениях  и их разрядах. (Слайды 4-7)

 

- Какую часть речи называют местоимением?      (Слайд 4)

    

Местоимение -  часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Отвечает на вопросы: кто? что? какой? чей? который? сколько?

 

- Вспомним разряды местоимений (Слайд 5)

 

- Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы: (Слайд 6 )

1.  Какие   части речи заменяют местоимения?

2. На какие вопросы отвечают?

3. Вспомните, как изменяются местоимения?

4. Какую синтаксическую функцию выполняют в предложении?

Разряд по значению

Местоимения-существительные

Местоимения- прилагательные

Местоимения- числительные

Личные

Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они

 

 

Возвратное

Себя

 

 

Вопросительно-относительные

Кто, что

Какой, каков, чей, который

Сколько

Неопределённые

Некто, нечто, кто-то, что-то, кое-кто, кое-что и др.

Некоторый, какой-то, чей-нибудь, кое-какой

Несколько, сколько-нибудь, сколько-то

Отрицательные

Никто, ничто, некого, нечего

Никакой, ничей

Нисколько

Притяжательные

 

Мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой

 

Указательные

 

Тот, этот, такой, таков

Столько

Определительные

 

Сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый

 

- Выводы, сделанные на основе таблицы, оформите в виде таблицы, схемы или рисунка. (Слайды 7-11)

 

2. Комплекс заданий, направленных на отработку умений находить местоимения, определять их разряд.

-  Запишите текст. Подчеркните в нём местоимения, определите их разряд. (Слайды 12)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

                                                                                                                                  (И.С.Тургенев)

- Найдите ошибку в определении разряда местоимения. (Слайды 13)

1) какой-то – неопределённое;

            2) ничей – отрицательное;

            3) свой- возвратное;

            4) этот – указательное.

 

- Найдите начальную форму каждого из данных местоимений, определите его разряд. (Слайды 14)

с ним

 мимо неё

 перед тобой

 с кем

 со всеми

 на тебя

 от неё

 каким-то

 со мной

 перед кем

 без всякого

 ни с кем

 

-  Выделенные слова замените устойчивыми оборотами. (Слайды 15) 

  1. Чувствовать себя неловко -  не в своей тарелке .
  2. Привязался искренне - всей душой
  3. Разозлиться - выйти из себя.
  4. Жизнь идет обычно своим чередом..
  5. Скрытый человек - себе на уме.
  6. Встречал часто – на каждом шагу.

 

-  Восстановите текст с помощью местоимений, определите их  разряд. (Слайды 16)

Русский язык открывается до конца в … поистине волшебных свойствах и богатстве лишь …, … кровно любит и знает «до косточки» … народ и чувствует сокровенную прелесть … земли.  (К.Г.Паустовский)

 

Русский язык открывается до конца в своих (притяж.) поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому (указ.), кто (относит.) кровно любит и знает «до косточки» свой (притяж.)народ и чувствует сокровенную прелесть нашей (притяж.) земли.

 

-  Учимся различать личные и притяжательные местоимения. (Слайды 17)
Определите разряд выделенных местоимений.

1. Приглашаем вас и ваших друзей в поход.

2. Нам и нашим друзьям было весело в походе.

 

-  Определите, в каком предложении личное местоимение употреблено в значении притяжательного? (Слайды 18)

Его никто там не знал.

2. В эту минуту они позвали его.

3. Его картины всегда были необычными.

 

3. Правила употребления местоимений в речи: (Слайд 19)

1.Личное местоимение обычно заменяет ближайшее к нему существительное.

2. Начальная буква н прибавляется в формах косвенных падежей личных местоимений после простых предлогов.

3. Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.

4. Местоимение «вы» употребляется, если речь идёт о группе людей, а «Вы» - при вежливом обращении к одному человеку.

 

 4. Комплекс заданий, направленных на отработку умений употреблять местоимения

-  Исправьте ошибки в употреблении местоимений  (Слайд 20-23)

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

2. На празднике у её было много друзей.

3. Из ихнего окна раздавались звуки музыки.

4. Уважаемая Мария Ивановна, поздравляем тебя с днём рождения!

5. Подарок, он должен приносить радость.

 

-  Избегайте речевой избыточности! (Слайд 21)

     Употребление местоимений в тексте нередко создает речевую избыточность.

      Правка - сокращение сводится к исключению лишних слов, то есть к устранению плеоназма.

Исключите лишние местоимения из предложений. Запишите их в исправленном виде. (Слайд 22)

Перед своей смертью преступник покаялся.

2. Признание и успех не помешали Владимиру в своем выступлении выразить свою большую благодарность своему учителю.  

3. Николая Лукьяновича сердечно поздравили с его 80-летним юбилеем.  

4. Я решил остаться работать в родной для меня деревне. 

(Перед своей смертью преступник покаялся (уточнение своей излишне).

2. Признание и успех не помешали Владимиру в своем выступлении выразить свою большую благодарность своему учителю (в этом предложении только последнее местоимение свой может быть оправдано).

3. Николая Лукьяновича сердечно поздравили с его 80-летним юбилеем (местоимение следует исключить).

4. Я решил остаться работать в родной для меня деревне (местоимение меня следует исключить).

 

-  Переделайте отрывок, заменив, где нужно, повторяющиеся местоимения существительными. (Слайд 23)

И.С.Тургенев  - замечательный русский писатель. Имя его известно во всем мире. Детство он провел в деревне. Он дружил с крепостными своей матери. Он хорошо знал жизнь крепостных крестьян. Он учился русскому языку у народа.

            В «Записках охотника» он с любовью показал умных, честных, благородных, добрых, трудолюбивых крестьян и чудесную русскую природу.

           

                        Слова для справок: писатель, мальчик, Иван Сергеевич, Тургенев, автор.

 

5. Роль местоимений в речи. Работа с текстом.

- Какие слова в данном тексте нужно заменить? Почему? (Слайд  24)

Однажды со мной в школу побежал Нордик. Мне жалко было прогонять Нордика. Нордик весело побежал впереди меня.

            Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Нордик бросился за шляпой. Нордик успел схватить шляпу и принес ее мне.

            Я погладил и приласкал Нордика.

1. Местоимения позволяют избежать повторов, делают нашу речь более экономной и краткой. Местоимения часто являются в тексте контекстными синонимами.      

2. Местоимения помогают объединять предложения не только в сложные, но и в связный текст. 

- Отредактируйте текст, устраняя повторяющиеся слова там, где это нужно.(Слайд 25)

- Сделайте вывод о   роли местоимений в этом тексте. ? (Слайд  26-27)

 

- Среди средств связи самостоятельных предложений наиболее распространены
такие  местоимения:
? (Слайд   28)

1) личные   ( он, она,оно,они);

2) притяжательные (его, её, их);

3) указательные (тот, этот, столько,   такой, таков, сей);

4) определительные (всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь).

- Назовите местоимения, которые используются  для связи предложений. (Слайд   29)

Говорили, что на набережной появилось повое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Берне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц.

            И потом он встречал ее в городском саду и на сквере, по нескольку раз в день. Она гуляла одна, все в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она, и называли ее просто так: дама с собачкой.

 

- Составьте предложение, которое было бы связано с предыдущим  (У дверей стояла Нина Васильевна) с помощью: ? (Слайд  30)

1) личного местоимения;

2) притяжательного местоимения;

3) противительного союза и указательного местоимения.

 

- Прочитайте текст, укажите местоимения, использующиеся для связи предложений, определите их разряд. ? (Слайд  31)

(28)Вот Райка ступила на дно. (29)Из воды показались её рыжая блестящая шея со спутанной гривой, перевитой стебельками речной травы, потом широкая, как палуба, спина, на которой восседал Лешка. (30)За ним тянулся обессиленный Мальчик. (31)Дрожь волнами перекатывалась по его влажной шелковистой коже. (32)Лешка спрыгнул с лошади, молча отжал рубаху, поглядел на другой берег, туда, где остались жеребята, потрепал Мальчика за ухом. (33)Тот, ответив на ласку, потерся о Лешкину щеку. (34)Глаза его озорно и ярко вспыхнули, и вдруг он тоненько и победно заржал. (По С.Полетаеву)

 

- Среди предложений 1 – 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. ? (Слайд  32)

(1) Тогда возникает вопрос: почему же человек так глух к внутреннему призыву самосохранения? (2) Почему он ломится в двери, на которых висит табличка «Посторонним вход воспрещен»? (3) Что это? (4) Глупость как врожденное качество человека? (5) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (6) А может, неистребимая потребность познания? (7) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность пить, есть, спать… (8) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного. (2)

 

- Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. ? (Слайд   33)

(1) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным.(3) И беспокойнее. (4) Но их совесть чиста. (5) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6) Их, как правило, уважают окружающие. (4)

- 1) Среди предложений 1-6  найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы)  с предыдущим при помощи  притяжательного местоимения.
2) Среди предложений 1-6  найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы)  с предыдущим при помощи  личного местоимения.
(Слайд  34)

(1) Работал он много и истово. (2) Его мебель шла нарасхват, потому что сделана была любовно и остроумно, без единого гвоздя или шурупа, и украшена была вдохновенной резьбой.

            (3) К непроходящему изумлению отца дочка радостно играла на полу мастерской со стружками. (4) Он даже не успел пожалеть, что его первенец «женскаго пола»: будь он «мужскаго»,  можно было бы передать ремесло. (5) Впрочем, через пять лет родился крепкий чернобровый мальчик, которого окрестили солидным именем Автоном. (6) Коренастый, здоровый, он рос кротким и послушным, вопреки торжественному своему имени, что не удивительно, поскольку привык отзываться на теплое, почти женское имя Мотя.

(Источник:https://урок.рф/library/gotovimsya_k_ege_sredstva_svyazi_predlozhenij_v_teks_220634.html

 

- Обратите внимание!  (Слайд  35)

1. В разряде личных местоимений связующую функцию обычно выполняют местоимения третьего лица (он, она, оно, они). Личное местоимение заменяет какое-либо существительное (или словосочетание) из предыдущего предложения:

            И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но не­вольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки (А.Куприн).

            2. Личное местоимение может быть связано с существительным из данного (а не предыдущего) предложения: Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной (В.Белов).

            В этом случае личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложением.

            3. Местоимение это может заменять собой не одно слово, а все предыдущее предложение:

            Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе пол­ный хозяин, что хочу, то и ворочу.  Меньше всего имели право на это царствующие особы (В.Тендряков).

 

 

 

- Составьте несколько сложноподчиненных предложений по фотографии. Выделите средства связи  частей СПП. (Слайд  36)

 

- Составьте несколько сложноподчиненных предложений или небольшой текст  по фотографии. Выделите средства связи предложений в тексте. (Слайд  37)

 

- Подготовьте рассуждение на основе высказывания А.А.Реформатского: (Слайд  38)

«Местоимения  выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» или «дублёры» в  театре выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».

 

Источники:

1.   https://5-ege.ru/sredstva-svyazi-v-tekste/

 

2. Фотографии из личного архива


Скачано с www.znanio.ru