Мастер-класс в 9 классе по теме: «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»
Оценка 4.6

Мастер-класс в 9 классе по теме: «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Оценка 4.6
docx
14.12.2019
Мастер-класс  в 9 классе по теме:    «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»
Мастер.docx

Мастер-класс

в 9 классе по теме:

  «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Джабраилова Айшат Нурмагомедовна

 

 

 

2019 год

1 слайд -  Мастер-класс  «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

 

- Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам мастер-класс  по обозначенной теме.

А именно я хочу вам продемонстрировать  некоторые приемы работы с  текстом, которые помогают нашим ученикам выполнить первую часть экзамена ОГЭ.

Честно сказать,  меня всегда умиляли возгласы некоторых наших педагогов,  которые любят рассказывать, что ЕГЭ и ОГЭ, это что-то недосягаемое, что многого нет в программе. Я хочу подчеркнуть, что на каждом уроке у нас есть возможность работать над текстом, а значит, целенаправленная подготовка идет постоянно!

 

2 слайд Цели мастер-класса:

     1. продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку;

     2. актуализировать знания об особенностях сжатого изложения;

     3. обобщить знания о способах сжатия текста;

     4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;

     5. развивать точность и лаконичность речи.

 

Что же такое сжатое изложение?

3 слайд - Сжатое изложение – это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания.   ("максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

В формате ОГЭ это   способ проверки таких содержательных разделов предмета «Русский язык», как: Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение.

Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности – так написано в спецификации к  контрольно-измерительным материалам. Это первая часть экзаменационной работы, на выполнение которой отводится 90 минут. Объем – не менее 70 слов.

 

 

4 слайд  Запомните!!!

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

При обучении сжатому изложению мы вырабатываем навыки точной и лаконичной речи, то есть формируются следующие

 

5 слайд  - Коммуникативно-речевые умения:

 

1.умение вычленять главное в информации;

2.сокращать текст разными способами;

3.правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;

4.находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

 

Вместе с тем, этот вид изложений способствует  совершенствованию и общих коммуникативных умений: раскрывать тему и основную

мысль текста; планировать высказывание; улучшать созданный текст и др.

 

Надо сказать, что на каждом уроке развития речи, на котором мы пишем сжатое изложение, на парте у ребят всегда под рукой памятки - они перед вами:

Я разделила систему обучения детей написанию сжатого изложения на несколько этапов.

 

6 слайд Четыре части памятки  нацеливают учащихся на эти этапы работы над изложением.  

 

7 слайд -  Первый этап – слушание и осмысление

 

         Прослушайте текст. Определите тему.

         Выделите главную информацию в тексте.

         На сколько  смысловых частей делится текст (композиция, микротемы)?

         В каком предложении заключена основная мысль текста?

         Определите тип речи и стиль текста.

 

(ученики выполняют работу над текстом)

8 -9 слайд - Второй этап – разграничение  главного и второстепенного,  формирование умения сокращать текст разными способами.

 

- это отработка навыков  компрессии текста.  При этом школьники должны уметь разделять информацию на главную и второстепенную, уметь  использовать приёмы исключения несущественной и второстепенной информации, сворачивать исходную информацию за счёт обобщения.

10 слайд - Я предлагаю вам небольшую практическую работу, которая позволит закрепить навыки сжатия текста. Мы работаем в парах. Перед вами листы с заданиями, которые вы будете выполнять по ходу объяснения, а затем мы проверим ответы.

 

Итак, какие же способы сжатия текста мы будем применять?

 

Исключение – первый способ.

 

11 слайд - Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1.     исключаем  несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте. слайд 12-13,

2.     2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

 

Второй способ – Обобщение

При ОБОБЩЕНИИ необходимо: Слайды 14 –

·        вычленить единичные факты;

·        подобрать языковые средства их обобщённой передачи;

·        составить новый текст.

 

Третий способ - упрощение

  При УПРОЩЕНИИ необходимо:  слайды 15

         заменить сложное предложение простым;

         заменить предложение или его часть указательным местоимением;

         объединить два или три предложения в одно;

         разбить сложное предложение на сокращённые простые;

         перевести прямую речь в косвенную.

 

слайд 16-17-18   Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

 

слайд 19 – Давайте проверим ответы в Практической работе

 

20 слайд - 3 этап

          - Написание  сжатого  изложения каждой части,

         Свяжи их между собой, чтобы получился текст.

 

слайд 21

4 этап

ž .редактирование написанного  на черновике.

ž Переписывание  начисто, проверка  написанного .

 

 

слайд 22 – Напоминаю учащимся о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

         необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;

         не объединять микротемы в один абзац;

         каждый абзац начинать с красной строки;

         объём изложения – 70-90 слов;

         пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Я предлагаю вашему вниманию  Практическую  работу №2.

Приёмы сжатия текста можно отрабатывать на обычных уроках русского языка. Предлагаю ученикам разбиться на четыре группы. Каждой группе предлагается произвести компрессию 1, 2, 3, 4 части текста, используя  обозначенные выше приёмы сжатия и руководствуясь таблицей «Приёмы сжатия (компрессии) текста».

   

 

-Давайте,   проверим полученный в результате групповой работы продукт.

Выполненный вариант.(проверка задания)

 

   

Выводы: Таким образом, следует отметить, что при сжатии исходного текста создаётся новое речевое произведение, в котором предложения должны быть объединены общим смыслом, а содержание передано последовательно без нарушения абзацного членения и без логических ошибок.

 

Ребята! От того, как  мы будем готовиться, зависит успешность сдачи  экзамена по русскому языку. Неважно, какими методами мы будем действовать, главное, чтобы они работали на  результат. Всем нам хочу пожелать удачи на  экзаменах!

 

Мастер-класс в 9 классе по теме: «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Мастер-класс  в 9 классе по теме:    «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Мастер-класс в 9 классе по теме: «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Мастер-класс  в 9 классе по теме:    «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Мастер-класс в 9 классе по теме: «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Мастер-класс  в 9 классе по теме:    «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Мастер-класс в 9 классе по теме: «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Мастер-класс  в 9 классе по теме:    «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Мастер-класс в 9 классе по теме: «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Мастер-класс  в 9 классе по теме:    «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2019