КОУ ОО «Троснянская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на заседании
Родительского Клуба
Мастер-класс
«Важность семейной поддержки
в коррекции речи»
/7 февраля 2025 г./
Подготовила:
учитель-логопед
Приведенцева З.А.
Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах развития речи детей младшего школьного возраста в условиях семьи.
Задачи:
1. Раскрыть актуальность темы, познакомить с причинами речевых нарушений.
2. Познакомить родителей с применяемыми методами и приёмами по развитию речи в образовательном учреждении.
3. Вовлечь родителей в практическую деятельность по совершенствованию связной речи у детей через словесные игры.
Добрый день Уважаемые родители!
Рада видеть Вас на нашем собрании. Я, Приведенцева Зинаида Александровна, учитель-логопед школы.
- Безусловно, желание каждого родителя - воспитать успешного, легко адаптируемого в социуме человека. И все мы знаем, какую роль играет яркая, эмоциональная, красивая речь.
– Вы со мной согласны?
- Значение выразительной, правильной речи в жизни человека неоспоримо. А эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, перестаёт быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими же проблемами мы можем столкнуться:
© недостаточный словарный запас;
© в речи появляются слова – «паразиты». Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых;
© недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос;
© неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А в школе это умение просто необходимо!)
© дети не умеют использовать интонации (где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова);
© плохая дикция.
А, какой бы вы хотели видеть речь ребенка? (Ответы родителей)
Речь должна быть
Грамотной
Понятной
Выразительной
Осмысленной
Богатой
Эмоциональной
Уважаемые родители! Я предлагаю Вам игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
НО, во время игры со словом есть несколько правил:
Ø учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.
Ø играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
Ø обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем богаче будет его речь.
Практическая часть:
Сейчас я предлагаю вам поиграть в словесные игры которые не
требуют
особых знаний и тщательной подготовки. Вы готовы?
1.
Игры на развитие грамматического строя речи. Игры с мячом
«Приготовим сок».
Из яблок сок (какой?) - яблочный;
из груш… (грушевый);
из вишни… (вишневый).
А
потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
«Один - много».
«Яблоко – много чего? (яблок);
Помидор
– много чего? (помидоров)»
«Чей, чья, чьё». Образование притяжательных прилагательных.
«Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
«Скажи наоборот»
«Назови детёныша»
«Кто как подаёт голос»
«Скажи ласково»
2. Игры на развитие мелкой моторики
«Помогаю маме»
Большую
часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок
крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем
самым он поможет вам и потренирует свои пальчики.
«Волшебные палочки»
Дайте ребенку счетные палочки или спички. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Это развивает не только мелкую моторику рук, что уже хорошо для развития речи, но и развивает фантазию, воображение, наглядно-образное мышление.
3.
Игры на обогащение словаря
Игра "Волшебная цепочка" или «Ассоциации»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "цветок" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - цветок - лето - море - кит и т. д.
А сейчас давайте составим новую словесную цепочку. Повар -
Игра «Шаги»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
Игра "Сказочные антонимы"
Взрослый предлагает ребёнку поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить какое-либо название, а он должен будет угадать истинное название
сказки – антоним.
Примеры заданий:
- "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
- "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
- "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
- "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
- "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
- "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
- "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
- "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
- "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");
«Кто я?»
Загадать какой-нибудь предмет и описывать его ребёнку, не называя задуманное слово. Задача ребёнка: отгадать это слово.
«Угощаю»
Предложите ребёнку вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Ищем слова»
Какие
слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?
«Опиши предмет»
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.
4. Игры на развитие фонематического слуха
«Повтори
правильно». Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка
– тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка - мишка и т. д.
«Придумай слово». Ребенок должен придумать слово на заданный
звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.
«Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда
услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и
т. д.
«Новое слово».
Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен
придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например,
«торт». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не
повторится или не сможет дать свой вариант ответа.
«Отгадай».
Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей:
- кабина, кузов, руль, колеса, фары — машина;
- голова, уши, рога, туловище, хвост, копыта, вымя - корова, коза.
- голова, уши, туловище, хвост, копыта, пятачок - поросёнок.
5. Игры на улице
«Кто самый внимательный».
Можно предложить ребенку посоревноваться
на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути,
параллельно выделяется отличительный признак этого предмета.
Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она
большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с
ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший
больше слов.
Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать
прилагательные с
существительными.
Игры на кухне
· Магниты, которыми принято украшать кухню,
помогут Вам придумать
много интересных заданий и игр. Например, попросить ребенка расположить
их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты,
потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.
· Для тех, кто умеет различать форму,
полезно поиграть в игру «Найди
все круглое, треугольное и т.д.».
Игра «Назови одним словом».
Ø Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка.)
Ø Режет овощи? (Овощерезка.)
Ø Мелет кофе? (Кофемолка.)
Ø Выжимает сок? (Соковыжималка.)
Ø Какой сок получается из яблок (яблочный),
§ груш (грушевый),
§ слив (сливовый),
§ вишни (вишневый),
§ моркови,
§ лимонов,
§ апельсинов, огурцов и т.д.
Ø И,
наоборот, - из чего получается апельсиновый
сок? морковный, томатный, тыквенный, малиновый…
Игры для всей семьи в выходной
Игра «Подбор прилагательных».
Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2-3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту.
Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков.
Например, «собака» - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т.п.
посуда -
дерево -
- И в заключении, скажите, можно одной ладошкой сделать звонкий хлопок? (нет) Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Педагоги, специалисты школы — это только одна ладошка. И какими бы сильными, творческими и мудрыми они не были, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) Мы бессильны. Отсюда можно сказать:
ТОЛЬКО СООБЩА, ВСЕ ВМЕСТЕ, МЫ ПРЕОДОЛЕЕМ ВСЕ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.