МАСТЕР-КЛАСС «Золотая полка» (стратегии предтекстовой деятельности)
Оценка 4.6

МАСТЕР-КЛАСС «Золотая полка» (стратегии предтекстовой деятельности)

Оценка 4.6
docx
12.06.2020
МАСТЕР-КЛАСС «Золотая полка»                      (стратегии  предтекстовой  деятельности)
МАСТЕР.docx

                                  МАСТЕР-КЛАСС «Золотая полка»

                     (стратегии  предтекстовой  деятельности)

«Золотая полка»  - это та полка, на которую ставятся любимые книги.

На эту полку мы собираем книги, которые хочется перечитывать, возвращаться к ним  снова и снова.

Но времена изменились, и возникает вопрос: нужны ли ребенку книги? Нужна ли им наша полка?

(задаем вопрос помощникам)

-Да, нужна.

Нет сомнений, что интерес к художественной литературе и к чтению в целом неуклонно падает. Чтение для детей — не удовольствие или развлечение, а тяжкий труд, смысла которого они часто не понимают. Мы сталкиваемся с тем, что заданное на дом произведение так и остается непрочитанным, поскольку мотивировать школьника к чтению не удалось.

Причин здесь несколько, и многие из них не поддаются корректировке силами школы:

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Родители либо заняты и «передоверяют» ребенка компьютеру и телевизору, либо не видят в чтении необходимости. 

Перед учителем-словесником встает проблема весьма сложная – показать подростку ценность и красоту художественных произведений.

2.Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования и воспитания, как залог их жизненной судьбы.

3.формировать  действия смыслового чтения, которое стало одной из важнейших педагогических проблем.

 

С позиции структуры читательской деятельности технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с книгой :

1.До чтения

2.Во время чтения текста

3.После чтения

Все они важны, но если не мотивировать ребенка и не формировать установку на чтение, он читать не будет.

Целью нашего мастер-класса является обучение эффективным приёмам   на этапе предтекстовой деятельности  на примере прочитанных произведений по проекту «Семейное чтение».

Как вы думаете, почему важно обучение этим приемам родителей и самих подростков?

 

 1. К подростковому возрасту снижается интерес к чтению

2. На процесс социализации все большее влияние оказывают «некнижные» средства массовой информации.

 

Мы познакомим вас с несколькими приёмами, которые практикуем на уроках литературы и на  занятиях  по проекту в 7- 8 классах. Они используются как для родителей, так  и для детей.

Сейчас я попрошу вас просмотреть  список  из нескольких книг по проекту «Семейное чтение». Отметьте названия тех книг, которые вам знакомы или вы их читали.

 Приложение №1

Мастер-класс «Золотая полка»

 

№п/п

Автор

Название книги

Читал(а)

Обязательно прочитаю

1.

Л. Дунаева

«Дождь»

 

 

2.

К.Сергиенко

«До свидания, овраг!»

 

 

3.

А. Алексин

«В стране вечных каникул»

«Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»

 

 

4.

Л. Чарская (Воронова)

«Сибирочка»

«Записки маленькой гимназистки»

«Записки институтки»

 

 

5.

А. Гавальда

«35 кило надежды»

 

 

6.

О. Громова

«Сахарный ребенок»

 

 

7.

Э. Портер

«Поллианна»

 

 

8.

В. Осеева

«Динка»

 

 

9.

Д.Сабитова

«Где нет зимы»

 

 

10.

Т. Крюкова

«Костя+Ника»

 

 

11.

Ж.Мурлева

«Река, текущая вспять»

 

 

 

А к концу мастер-класса я вас попрошу отметить названия тех книг, которые вы непременно прочитаете вместе с детьми. Мы составим   список  книг для вашей золотой полки. Эти книги станут вашими друзьями и спутниками ваших детей на всю жизнь.

Итак, приемы на этапе до чтения, которые  позволяют прогнозировать содержание книги и формировать установку на смысловое  чтение.

1 пара

Мозговой шторм

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Установка на чтение, мотивация. 

Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)-определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации.

1 пара

Книга К.Сергиенко «До свидания, овраг!»

Просмотрите  одну из глав  (Глава 10. КАК ЧЕЛОВЕК И СОБАКА СТАЛИ ГОВОРИТЬ ПО-РАЗНОМУ)

-Ребята, вы знаете, что собаки в древности разговаривали как люди?

А хотите узнать, о чем собаки думают, как они живут, особенно бездомные, о чем мечтают? Тогда нужно прочитать полностью произведение К.Сергиенко

 «До свидания, овраг!»

После такой мотивации, если  подростки любят книги о животных, обязательно прочитают.

2 пара Л. Дунаева «Дождь»

- Ребята, вы любите дождь?

- Какое у вас настроение во время дождя?

- Я принесла вам маленькую повесть замечательного автора Л.Дунаевой «Дождь». Как вы думаете, о чем эта книга?

-Кто её герои? Посмотрите на иллюстрацию на обложке.

Удивительная книга для семейного чтения.

Задания для смыслового чтения:

Составить тонкие и толстые вопросы к тексту,

Подумайте, что  снится  животным во время дождя

Прием «Подражание учительнице»

Часто мы сталкиваемся с неправильной мотивацией к чтению художественной литературы. Дети не понимают, зачем нужно читать.

 

 Подумайте сами: если вам надо срочно узнать, что едят белые медведи, кто такие илистые прыгуны, где вы быстрее найдете информацию: в библиотеке или в интернете?

 

Книги, тем более художественные, читают не для того, чтобы много знать или писать без ошибок (в этом отношении лучше взять словарь!), а потому, что чтение хорошей книги — это удовольствие. Не надо забывать говорить об этом детям. Пусть они сначала не поверят, но хоть задумаются о странностях некоторых людей, которым нравится читать. А если этот странный человек — любимая учительница, то кто-то, вероятно, захочет ей подражать.

 

2.Прием «Рассечение  вопроса» 

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия

2 пара    А. Алексин «В стране вечных каникул»

- Вы любите каникулы?

-Объясните, как вы понимаете название повести?

- Кто хочет жить в такой стране?

-Герой повести оказался в этой стране. Хотите узнать,  понравилось или нет ему?  И хочет ли он жить в стране вечных каникул?

1 пара

- Прочитайте  эпиграф книги «35 кило надежды» .

Подумайте, можно ли по названию книги  прогнозировать её содержание?

Прочитайте эпиграф к книге, объясните его. Выстройте логическую цепочку своих рассуждений.

-О чем книга? О ком?

Помощники:
 Герой книги не любит ходить в школу. Но у него есть дедушка, который его очень любит, потому что книгу автор  посвящает деду. Это значит, что есть дед или кто-то близкий и у героя.  Название «35 кило надежды» содержит слово надежда -значит у героя все будет хорошо.

 Следующий прием я назвала «Кто нам мешает, тот нам поможет». Можно призвать на помощь компьютер и Интернет.  Видеоролики на прочитанные книги. Их можно подобрать в интернете. Скачать и принести их могут сами дети. Эмоциональный рассказ о прочитанной книге или об авторе настраивает на чтение и знакомство с книгой.

Просмотр видеофрагмента

Эмоциональный  пересказ эпизода  из интересных книг для подростков. Стоит выделить несколько минут на уроке и посвятить их рассказу о том, как вы любите такого-то героя из такой-то книги. Или «припомнить» в связи с каким-нибудь событием интересный эпизод.

А может быть, в классе есть читающий подросток? У меня в 8 классе есть девочка, которая читает  три книги, пока все читают одну по проекту. Обсудите с ним (обязательно заинтересованно, даже с воодушевлением) при классе что-то из прочитанного. Подростки любят общение на равных, им будет обидно, что они не читали эту книгу и не могут обсудить ее с вами.

Следующий прием: «Удивительные судьбы»

Знакомимся с биографией Лидии Чарской. НАПЕЧАТАТЬ

Лидия Алексеевна Чарская (настоящая фамилия Воронова) ,писательница, поэтесса, родилась в 1875 году в Царском Селе, в семье военного инженера. Через некоторое время мать Лиды скончалась, а отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у девочки не сложились (эту жизненную ситуацию она впоследствии  много раз описывала в своих книгах).

-А сейчас я вас попрошу подвести итог.

Подросткам очень нравится читать книги о сверстниках.  А если вы хотите, чтобы у вас были доверительные и теплые отношения с подростком, читайте вместе с ним. Это напутствие родителям .

Эти замечательные книги с героями-подростками, с их  удивительными судьбами  на несколько дней увлекают и детей, и их родителей.

Элинор Портер "Поллианна"

Хорошая книжка о том, как с оптимизмом смотреть на все жизненные неурядицы и находить радость даже там, где другим не пришло бы в голову ее искать. Маленькая Поллианна - сирота, живет у суровой тетки, но при этом умудряется весь городок заразить счастьем и желанием играть в свою замечательную игру. 

Валентина Осеева "Динка"

История о трогательной дружбе девочки из приличной семьи и маленького бродяги. Начало XX века, на волжской даче лето. Непоседливая Динка, пытаясь помочь людям, все время попадает в разные приключения, но за ней присматривает и выручает ее из переделок рано повзрослевший мальчик Ленька. 

Заполнение таблицы.

Это список книг золотой полки нашего проекта «Семейное чтение».

Уверена, что золотая полка книг есть и у вас. Золотая полка мамы, папы, бабушки, внука ...  И нам  очень интересно было бы узнать, какие же книги занимают  почетное место на этих полочках. Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я ненавижу школу .

Ненавижу её пуще всего на свете.

Нет, даже ещё сильней…

Она испортила мне всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, приемы  работы с текстом до чтения.

На данном этапе работы с текстом формируются следующие УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Во время работы с текстом до чтения возможно использование следующих приемов:

- антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)-определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт;

- “дерево предсказаний”;

- работа с иллюстрациями- работа с репродукциями картин, отражающих эпоху, но не являющихся иллюстрациями к данному произведению;

- лексическая работа- работа со словами, не понятными обучающимся, их толкование, определение эпохи, в которой они использовались, определение содержания произведения;

- ассоциативный ряд- определение по группе слов темы урока, названия произведения;

- корзина мнений- дается ключевое слово по теме урока, обучающиеся должны вспомнить все, что связано с ним, сформулировать тему и цели урока;

- деформированный текст- восстановить текст, сформулировать тему и цели урока.

Итогом работы на этом этапе является определение темы, целей и задач урока, которые формулируются обучающимися самостоятельно.

с целью формирования  установки на чтение, мотивирование читателя  использую  следующие приемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Следующий прием: «Первая страница»

- Знакомство с повестью  «Серебряные коньки» Мэри Додж.

Читаю именно первую страницу.  (НАПЕЧАТАТЬ)

-В какое время происходит действие? Случаются ли чудеса в это время года? С чем это связано?

- Действие происходит в Голландии. Знаете что-нибудь об этой стране?

Прекрасная страна с богатыми традициями. Называется теперь Нидерланды.

Страна тюльпанов и голландского сыра. И что примечательно,  американская писательница ни разу не была в этой стране. А написала такую замечательную повесть. Хотите познакомиться с её содержанием?

Задания перед чтением:

1.     С какими традициями и обычаями этой страны вы познакомились?

2.     Расскажите о географическом  расположении страны?

3.     О каких знаменитых людях страны вы прочитали?

Приглашаем вас на обсуждение этой книги.

 

Читая книги по проекту, узнаем, что очень интересно изучать историю страны и историю и географию других стран по художественным произведениям.

В книгах поднимаются разные проблемы для обсуждения.   Часто знакомство с биографией автора книги  помогает  настроить на чтение и мотивировать читателя.

4) Следующий прием: «Удивительные судьбы»

Знакомимся с биографией Лидии Чарской. НАПЕЧАТАТЬ

Лидия Алексеевна Чарская (настоящая фамилия Воронова) ,писательница, поэтесса, родилась в 1875 году в Царском Селе, в семье военного инженера. Через некоторое время мать Лиды скончалась, а отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у девочки не сложились (эту жизненную ситуацию она впоследствии  много раз описывала в своих книгах).

Для некоторых этого достаточно, чтобы все предложенные мною три книги Чарской были прочитаны.  Я предлагаю прочитать книги: «Сибирочка» , «Записки институтки», «Записки маленькой гимназистки».  Остальные включаются в чтение поле обсуждения первого произведения автора.

На обсуждении обычно присутствуют и те, кто не читал. После эмоциональных выступлений одноклассников  читают книги и другие.

5) По многим известным художественным произведениям созданы одноименные фильмы для детей.  И следующий прием – это ссылка на художественный фильм.

Цель: привлечь внимание к книге через фильм

Так,  при чтении книги Т. Крюковой «Костя+Ника»  или «КостяНика» мы смотрели сначала отрывки из фильма.  Те, кто не читал, фильм посмотрели и участвовали в обсуждении.  Можно сравнить фильм и книгу. Выявить различия. Часто в книге намного интереснее и увлекательнее, чем в кино.

Например, когда мы знакомились с книгой П. Санаева «Похороните меня за плинтусом», выясняем, что фильм начинается совершенно по-другому. И самые первые части, где читатель знакомится с главным героем,  пропущены.

Во время знакомства с некоторыми произведениями, участники проекта знакомятся с  известными российскими  актерами.  Повесть «Похороните меня за плинтусом» привела детей к знакомству с семьей актеров Санаевых.

Повесть К. Железняков «Чучело»  открыла для детей ещё  юную Кристину Орбакайте.  Родители, которые присутствовали при обсуждении, с удовольствием вспоминали свое детство  и смотрели отрывки из фильма.

Следующий прием связан с умением обучающихся устанавливать аналогию, находить общую тему.

6) Прием: «Алфавит за круглым столом»

Цель: вспомнить как можно больше  произведений на определенную тему.

Обучающимся предлагается написать названия и авторов книг на одну тему. В прошлом году в апреле-мае мы читали книги, связанные темой «Великая Отечественная война в судьбах детей» (Богомолов «Иван», Сергей  Баруздин  « Её зовут Елка», Воронкова «Девочка из города»)

Многие подростки любят читать про своих сверстников. Эти замечательные книги с героями-подростками, с их  удивительными судьбами  на несколько дней увлекают и детей, и их родителей. Единственная трудность – читать вслух уже становится тяжеловато. Чем-то похожи герои некоторых книг. Например, Поллианна  Элинор Портер и Динка  Валентины Осеевой.

Если читать сначала «Поллианну», то можно рассказать о судьбе самой Валентины Осеевой и о её героине Динке, похожей на Поллианну своей отзывчивостью и желанием помогать  людям в трудные ситуации. 

Даже названия частей книг синонимичны.

«Поллианна» и «Поллианна вырастает»

«Динка» и «Динка прощается с детством»

Обязательно нужно прочитать,   в какую игру радости играет всю свою маленькую жизнь Поллианна.  (с. 43 со слов Потому что это такая игра)

 

- А вы, ребята, смогли бы так радоваться жизни, как Поллианна. Во всем она может найти что-то положительное, чему можно радоваться.

7) Следующий прием:  Букктрейлеры на книги. Их можно подобрать в интернете. Скачать и принести их могут сами дети.

Просмотр короткого эпизода.

Эмоциональный рассказ о прочитанной книге или об авторе настраивает на чтение и знакомство с книгой.

При выполнении заданий ОГЭ  по  сборнику И.П.Цыбулько  восьмиклассники и  девятиклассники  также работают с текстами из художественных произведений, с полными текстами которых при желании можно познакомиться.

Чтобы быстро анализировать произведение, детям нужно научиться читать с пометками и выписывать важные высказывания. Мы начали альбом с афоризмами, куда собираем понравившиеся высказывания после анализа каждой книги.

В обсуждения включаются задания по подготовке к экзамену – сочинение-рассуждение на разные темы.

( Сочинения  взять с собой)

 

 

выбор темы и формы проведения мастер-класса; глубина и оригинальность содержания, мотивация аудитории к использованию авторских находок и идей; умение комментировать идеи, цели, задачи используемых технологий

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо

скорости прочтения и воспроизведения информации, ведется

перечитывание, глубокое понимание текста.

Целью технологии является формирование типа правильной

читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. формирование техники чтения и приемов понимания и анализа

текста;

2. одновременное развитие интереса к самому процессу чтения,

потребности читать;

3. введение детей через литературу в мир человеческих отношений,

нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

4. развитие устной и письменной речи, овладение речевой и

коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

5. приобщение к литературе как искусству слова и практическое

ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

А я хочу познакомить вас с действиями учителя

на этапе до чтения

I. Работа с текстом до чтения:

1. Обсуждает с учениками смысл заглавия.

2. Рассматривает с детьми предтекстовую иллюстрацию.

3. Предлагает прочитать ключевые слова текста.

 1 этап Работа с текстом до чтения (Антиципация)

 

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Работа в классе начинается с вопросов учителя:

какими были ваши ожидания?

Какие вопросы до чтения у вас возникали?

На что обратили внимание перед чтением и почему?

 

Цель:Итак, на этапе работы с текстом до чтения учащиеся прогнозируют и предполагают.

Достоинства технологии:

1.    Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

2.    Ориентирована на развитие личности читателя.

3.    Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

4.    Практическая часть

5.    1 этап. Работа с текстом до чтения.

6.    Уважаемые коллеги, вы на время девятиклассники.

7.    1) Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя, прочитайте его фамилию. Вам что-нибудь известно об этом авторе? (слайд)

8.    2)По названию художественного произведения давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать? Название тексту я дала сама, т.к. автор назвал его по первому предложению. («Борожай» , 1-е предложение текста «Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак»)

Или

Ребята, как вы думаете, с кем прощается овраг в произведении

 

Структура урока по технологии продуктивного чтения

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время

чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

 

 

 

 

Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

 

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

 

Поэтому формирование действия смыслового чтения в нашей школе стало одной из важнейших педагогических проблем.

 

Целью нашего мастер-класса является обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи.

 

Мы познакомим вас лишь с несколькими приёмами, которые практикуем на уроках литературы и внеклассных занятиях в 5- 8 классах с разными типами текстов. Они используются всеми учителями-предметниками.

 

Представляем вашему вниманию фрагмент внеклассного занятия, на котором учащиеся работали с текстами притч. Для активизации работы была подготовлена и распечатана газета «Узелок на память». На этом занятии ребята познакомились с разными типами чтения.

-Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)

Итак, первый тип: просмотровое чтение - это общее знакомство с любым текстом.

-Просмотрите газету «Узелок на память». Что интересного есть в этом номере? (Ответы)

-Хорошотогда познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом.

(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)

 

А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

 

Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.

Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

 

Следующий тип чтения - ознакомительное чтение. Текст читается полностью. На уроках можно использовать чтение цепочкой, по частям или приём «Читай самому себе». Мы читали по цепочке.

- Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

 

При работе с данной притчей был использован приём «Верно ли, что…»

- Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо было выбрать те, которые соответствуют содержанию.

Перед вами примеры утверждений:

- Купил себе человек новый дом. (Да)

- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

-А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка».

(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде).

 

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

 

При знакомстве с данной притчей был использован приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)

 

В своей работе пользуемся и другими приемами:

- приём «Рюкзак – помощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст);

- приём «Закладки – подсказки» (помогает научиться читать активно, контролировать себя и качество своего чтения);

- приём «Чтение с остановками» (способствует развитию внимания);

-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);

-приём «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

 

 

Итак, использование этих и других приёмов (вы можете познакомиться с ними в буклете) помогает нам:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

Начинается работа с 5 класса, а при подготовке к изложению в 9 классе и сочинению в 11 классе учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, кроме того выделяют главную мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.

 

Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.

 

 

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Среди задач использования данной технологии можно выделить следующие:

- формирование основ читательской компетенции школьников в условиях организации системно- деятельностного подхода;

- совершенствование умения работать с разными источниками информации;

- создание единого читательского пространства на основе взаимодействия УЧИТЕЛЬ- УЧЕНИК.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя):

1. Работа с текстом до чтения.

На данном этапе работы с текстом формируются следующие УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Во время работы с текстом до чтения возможно использование следующих приемов:

- антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)-определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт;

- “дерево предсказаний”;

- работа с иллюстрациями- работа с репродукциями картин, отражающих эпоху, но не являющихся иллюстрациями к данному произведению;

- лексическая работа- работа со словами, не понятными обучающимся, их толкование, определение эпохи, в которой они использовались, определение содержания произведения;

- ассоциативный ряд- определение по группе слов темы урока, названия произведения;

- корзина мнений- дается ключевое слово по теме урока, обучающиеся должны вспомнить все, что связано с ним, сформулировать тему и цели урока;

- деформированный текст- восстановить текст, сформулировать тему и цели урока.

Итогом работы на этом этапе является определение темы, целей и задач урока, которые формулируются обучающимися самостоятельно.

2. Работа с текстом во время чтения.

УУД данного этапа: эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; выразительно читать и пересказывать текст. При работе с текстом во время чтения используются следующие приемы:

- читательский дневник, который заполняется по мере самостоятельного чтения произведения, который выполняет информационную, стимулирующую и контролирующую функции;

- двухчастный дневник, который заполняется по мере чтения произведения, в процессе работы над которым обучающиеся выписывают цитаты из текста и дают им свои комментарии;

- бортовой журнал;

- аннотирование текста (выделение с помощью цветного маркера или подчеркивания, выделение главных мыслей или разделов текста с помощью специальных значков, постановка вопросов);

- “диалог” с автором;

- комментирование текста;

- кластер;

- инсерт.

Итог работы на данном этапе- подробное изучение и понимание текста в целом.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МАСТЕР-КЛАСС «Золотая полка» (стратегии предтекстовой деятельности) «Золотая полка» - это та полка, на которую ставятся любимые книги

МАСТЕР-КЛАСС «Золотая полка» (стратегии предтекстовой деятельности) «Золотая полка» - это та полка, на которую ставятся любимые книги

Все они важны, но если не мотивировать ребенка и не формировать установку на чтение, он читать не будет

Все они важны, но если не мотивировать ребенка и не формировать установку на чтение, он читать не будет

Э. Портер «Поллианна» 8

Э. Портер «Поллианна» 8

Л. Дунаева «Дождь» - Ребята, вы любите дождь? -

Л. Дунаева «Дождь» - Ребята, вы любите дождь? -

Кто хочет жить в такой стране? -Герой повести оказался в этой стране

Кто хочет жить в такой стране? -Герой повести оказался в этой стране

Лидия Алексеевна Чарская (настоящая фамилия

Лидия Алексеевна Чарская (настоящая фамилия

Я ненавижу школу . Ненавижу её пуще всего на свете

Я ненавижу школу . Ненавижу её пуще всего на свете

Итак, приемы работы с текстом до чтения

Итак, приемы работы с текстом до чтения

Итогом работы на этом этапе является определение темы, целей и задач урока, которые формулируются обучающимися самостоятельно

Итогом работы на этом этапе является определение темы, целей и задач урока, которые формулируются обучающимися самостоятельно

Страна тюльпанов и голландского сыра

Страна тюльпанов и голландского сыра

Так, при чтении книги Т. Крюковой «Костя+Ника» или «КостяНика» мы смотрели сначала отрывки из фильма

Так, при чтении книги Т. Крюковой «Костя+Ника» или «КостяНика» мы смотрели сначала отрывки из фильма

Обязательно нужно прочитать, в какую игру радости играет всю свою маленькую жизнь

Обязательно нужно прочитать, в какую игру радости играет всю свою маленькую жизнь

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1

Достоинства технологии: 1.

Достоинства технологии: 1.

Целью нашего мастер-класса является обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи

Целью нашего мастер-класса является обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи

Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик

Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик

Рядом в большом особняке жил сосед

Рядом в большом особняке жил сосед

Рюкзак – помощник» ( помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст); - приём «Закладки…

Рюкзак – помощник» ( помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст); - приём «Закладки…

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем,…

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем,…

Итог работы на данном этапе- подробное изучение и понимание текста в целом

Итог работы на данном этапе- подробное изучение и понимание текста в целом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020