МАСТЕР-КЛАСС «Золотая полка»
(стратегии предтекстовой деятельности)
«Золотая полка» - это та полка, на которую ставятся любимые книги.
На эту полку мы собираем книги, которые хочется перечитывать, возвращаться к ним снова и снова.
Но времена изменились, и возникает вопрос: нужны ли ребенку книги? Нужна ли им наша полка?
(задаем вопрос помощникам)
-Да, нужна.
Нет сомнений, что интерес к художественной литературе и к чтению в целом неуклонно падает. Чтение для детей — не удовольствие или развлечение, а тяжкий труд, смысла которого они часто не понимают. Мы сталкиваемся с тем, что заданное на дом произведение так и остается непрочитанным, поскольку мотивировать школьника к чтению не удалось.
Причин здесь несколько, и многие из них не поддаются корректировке силами школы:
Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Родители либо заняты и «передоверяют» ребенка компьютеру и телевизору, либо не видят в чтении необходимости.
Перед учителем-словесником встает проблема весьма сложная – показать подростку ценность и красоту художественных произведений.
2.Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования и воспитания, как залог их жизненной судьбы.
3.формировать действия смыслового чтения, которое стало одной из важнейших педагогических проблем.
С позиции структуры читательской деятельности технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с книгой :
1.До чтения
2.Во время чтения текста
3.После чтения
Все они важны, но если не мотивировать ребенка и не формировать установку на чтение, он читать не будет.
Целью нашего мастер-класса является обучение эффективным приёмам на этапе предтекстовой деятельности на примере прочитанных произведений по проекту «Семейное чтение».
Как вы думаете, почему важно обучение этим приемам родителей и самих подростков?
1. К подростковому возрасту снижается интерес к чтению
2. На процесс социализации все большее влияние оказывают «некнижные» средства массовой информации.
Мы познакомим вас с несколькими приёмами, которые практикуем на уроках литературы и на занятиях по проекту в 7- 8 классах. Они используются как для родителей, так и для детей.
Сейчас я попрошу вас просмотреть список из нескольких книг по проекту «Семейное чтение». Отметьте названия тех книг, которые вам знакомы или вы их читали.
Приложение №1
Мастер-класс «Золотая полка»
№п/п |
Автор |
Название книги |
Читал(а) |
Обязательно прочитаю |
1. |
Л. Дунаева |
«Дождь» |
|
|
2. |
К.Сергиенко |
«До свидания, овраг!» |
|
|
3. |
А. Алексин |
«В стране вечных каникул» «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» |
|
|
4. |
Л. Чарская (Воронова) |
«Сибирочка» «Записки маленькой гимназистки» «Записки институтки» |
|
|
5. |
А. Гавальда |
«35 кило надежды» |
|
|
6. |
О. Громова |
«Сахарный ребенок» |
|
|
7. |
Э. Портер |
«Поллианна» |
|
|
8. |
В. Осеева |
«Динка» |
|
|
9. |
Д.Сабитова |
«Где нет зимы» |
|
|
10. |
Т. Крюкова |
«Костя+Ника» |
|
|
11. |
Ж.Мурлева |
«Река, текущая вспять» |
|
|
А к концу мастер-класса я вас попрошу отметить названия тех книг, которые вы непременно прочитаете вместе с детьми. Мы составим список книг для вашей золотой полки. Эти книги станут вашими друзьями и спутниками ваших детей на всю жизнь.
Итак, приемы на этапе до чтения, которые позволяют прогнозировать содержание книги и формировать установку на смысловое чтение.
1 пара
Мозговой шторм
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Установка на чтение, мотивация.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)-определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации.
1 пара
Книга К.Сергиенко «До свидания, овраг!»
Просмотрите одну из глав (Глава 10. КАК ЧЕЛОВЕК И СОБАКА СТАЛИ ГОВОРИТЬ ПО-РАЗНОМУ)
-Ребята, вы знаете, что собаки в древности разговаривали как люди?
А хотите узнать, о чем собаки думают, как они живут, особенно бездомные, о чем мечтают? Тогда нужно прочитать полностью произведение К.Сергиенко
«До свидания, овраг!»
После такой мотивации, если подростки любят книги о животных, обязательно прочитают.
2 пара Л. Дунаева «Дождь»
- Ребята, вы любите дождь?
- Какое у вас настроение во время дождя?
- Я принесла вам маленькую повесть замечательного автора Л.Дунаевой «Дождь». Как вы думаете, о чем эта книга?
-Кто её герои? Посмотрите на иллюстрацию на обложке.
Удивительная книга для семейного чтения.
Задания для смыслового чтения:
Составить тонкие и толстые вопросы к тексту,
Подумайте, что снится животным во время дождя
Прием «Подражание учительнице»
Часто мы сталкиваемся с неправильной мотивацией к чтению художественной литературы. Дети не понимают, зачем нужно читать.
Подумайте сами: если вам надо срочно узнать, что едят белые медведи, кто такие илистые прыгуны, где вы быстрее найдете информацию: в библиотеке или в интернете?
Книги, тем более художественные, читают не для того, чтобы много знать или писать без ошибок (в этом отношении лучше взять словарь!), а потому, что чтение хорошей книги — это удовольствие. Не надо забывать говорить об этом детям. Пусть они сначала не поверят, но хоть задумаются о странностях некоторых людей, которым нравится читать. А если этот странный человек — любимая учительница, то кто-то, вероятно, захочет ей подражать.
2.Прием «Рассечение вопроса»
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия
2 пара А. Алексин «В стране вечных каникул»
- Вы любите каникулы?
-Объясните, как вы понимаете название повести?
- Кто хочет жить в такой стране?
-Герой повести оказался в этой стране. Хотите узнать, понравилось или нет ему? И хочет ли он жить в стране вечных каникул?
1 пара
- Прочитайте эпиграф книги «35 кило надежды» .
Подумайте, можно ли по названию книги прогнозировать её содержание?
Прочитайте эпиграф к книге, объясните его. Выстройте логическую цепочку своих рассуждений.
-О чем книга? О ком?
Помощники:
Герой
книги не любит ходить в школу. Но у него есть дедушка, который его очень любит,
потому что книгу автор посвящает деду. Это значит, что есть дед или кто-то
близкий и у героя. Название «35 кило надежды» содержит слово надежда -значит у
героя все будет хорошо.
Следующий прием я назвала «Кто нам мешает, тот нам поможет». Можно призвать на помощь компьютер и Интернет. Видеоролики на прочитанные книги. Их можно подобрать в интернете. Скачать и принести их могут сами дети. Эмоциональный рассказ о прочитанной книге или об авторе настраивает на чтение и знакомство с книгой.
Просмотр видеофрагмента
Эмоциональный пересказ эпизода из интересных книг для подростков. Стоит выделить несколько минут на уроке и посвятить их рассказу о том, как вы любите такого-то героя из такой-то книги. Или «припомнить» в связи с каким-нибудь событием интересный эпизод.
А может быть, в классе есть читающий подросток? У меня в 8 классе есть девочка, которая читает три книги, пока все читают одну по проекту. Обсудите с ним (обязательно заинтересованно, даже с воодушевлением) при классе что-то из прочитанного. Подростки любят общение на равных, им будет обидно, что они не читали эту книгу и не могут обсудить ее с вами.
Следующий прием: «Удивительные судьбы»
Знакомимся с биографией Лидии Чарской. НАПЕЧАТАТЬ
Лидия Алексеевна Чарская (настоящая фамилия Воронова) ,писательница, поэтесса, родилась в 1875 году в Царском Селе, в семье военного инженера. Через некоторое время мать Лиды скончалась, а отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у девочки не сложились (эту жизненную ситуацию она впоследствии много раз описывала в своих книгах).
-А сейчас я вас попрошу подвести итог.
Подросткам очень нравится читать книги о сверстниках. А если вы хотите, чтобы у вас были доверительные и теплые отношения с подростком, читайте вместе с ним. Это напутствие родителям .
Эти замечательные книги с героями-подростками, с их удивительными судьбами на несколько дней увлекают и детей, и их родителей.
Элинор Портер "Поллианна"
Хорошая книжка о том, как с оптимизмом смотреть на все жизненные неурядицы и находить радость даже там, где другим не пришло бы в голову ее искать. Маленькая Поллианна - сирота, живет у суровой тетки, но при этом умудряется весь городок заразить счастьем и желанием играть в свою замечательную игру.
Валентина Осеева "Динка"
История о трогательной дружбе девочки из приличной семьи и маленького бродяги. Начало XX века, на волжской даче лето. Непоседливая Динка, пытаясь помочь людям, все время попадает в разные приключения, но за ней присматривает и выручает ее из переделок рано повзрослевший мальчик Ленька.
Заполнение таблицы.
Это список книг золотой полки нашего проекта «Семейное чтение».
Уверена, что золотая полка книг есть и у вас. Золотая полка мамы, папы, бабушки, внука ... И нам очень интересно было бы узнать, какие же книги занимают почетное место на этих полочках. Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
Я ненавижу школу .
Ненавижу её пуще всего на свете.
Нет, даже ещё сильней…
Она испортила мне всю жизнь.
Итак, приемы работы с текстом до чтения.
На данном этапе работы с текстом формируются следующие УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Во время работы с текстом до чтения возможно использование следующих приемов:
- антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)-определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт;
- “дерево предсказаний”;
- работа с иллюстрациями- работа с репродукциями картин, отражающих эпоху, но не являющихся иллюстрациями к данному произведению;
- лексическая работа- работа со словами, не понятными обучающимся, их толкование, определение эпохи, в которой они использовались, определение содержания произведения;
- ассоциативный ряд- определение по группе слов темы урока, названия произведения;
- корзина мнений- дается ключевое слово по теме урока, обучающиеся должны вспомнить все, что связано с ним, сформулировать тему и цели урока;
- деформированный текст- восстановить текст, сформулировать тему и цели урока.
Итогом работы на этом этапе является определение темы, целей и задач урока, которые формулируются обучающимися самостоятельно.
с целью формирования установки на чтение, мотивирование читателя использую следующие приемы:
3) Следующий прием: «Первая страница»
- Знакомство с повестью «Серебряные коньки» Мэри Додж.
Читаю именно первую страницу. (НАПЕЧАТАТЬ)
-В какое время происходит действие? Случаются ли чудеса в это время года? С чем это связано?
- Действие происходит в Голландии. Знаете что-нибудь об этой стране?
Прекрасная страна с богатыми традициями. Называется теперь Нидерланды.
Страна тюльпанов и голландского сыра. И что примечательно, американская писательница ни разу не была в этой стране. А написала такую замечательную повесть. Хотите познакомиться с её содержанием?
Задания перед чтением:
1. С какими традициями и обычаями этой страны вы познакомились?
2. Расскажите о географическом расположении страны?
3. О каких знаменитых людях страны вы прочитали?
Приглашаем вас на обсуждение этой книги.
Читая книги по проекту, узнаем, что очень интересно изучать историю страны и историю и географию других стран по художественным произведениям.
В книгах поднимаются разные проблемы для обсуждения. Часто знакомство с биографией автора книги помогает настроить на чтение и мотивировать читателя.
4) Следующий прием: «Удивительные судьбы»
Знакомимся с биографией Лидии Чарской. НАПЕЧАТАТЬ
Лидия Алексеевна Чарская (настоящая фамилия Воронова) ,писательница, поэтесса, родилась в 1875 году в Царском Селе, в семье военного инженера. Через некоторое время мать Лиды скончалась, а отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у девочки не сложились (эту жизненную ситуацию она впоследствии много раз описывала в своих книгах).
Для некоторых этого достаточно, чтобы все предложенные мною три книги Чарской были прочитаны. Я предлагаю прочитать книги: «Сибирочка» , «Записки институтки», «Записки маленькой гимназистки». Остальные включаются в чтение поле обсуждения первого произведения автора.
На обсуждении обычно присутствуют и те, кто не читал. После эмоциональных выступлений одноклассников читают книги и другие.
5) По многим известным художественным произведениям созданы одноименные фильмы для детей. И следующий прием – это ссылка на художественный фильм.
Цель: привлечь внимание к книге через фильм
Так, при чтении книги Т. Крюковой «Костя+Ника» или «КостяНика» мы смотрели сначала отрывки из фильма. Те, кто не читал, фильм посмотрели и участвовали в обсуждении. Можно сравнить фильм и книгу. Выявить различия. Часто в книге намного интереснее и увлекательнее, чем в кино.
Например, когда мы знакомились с книгой П. Санаева «Похороните меня за плинтусом», выясняем, что фильм начинается совершенно по-другому. И самые первые части, где читатель знакомится с главным героем, пропущены.
Во время знакомства с некоторыми произведениями, участники проекта знакомятся с известными российскими актерами. Повесть «Похороните меня за плинтусом» привела детей к знакомству с семьей актеров Санаевых.
Повесть К. Железняков «Чучело» открыла для детей ещё юную Кристину Орбакайте. Родители, которые присутствовали при обсуждении, с удовольствием вспоминали свое детство и смотрели отрывки из фильма.
Следующий прием связан с умением обучающихся устанавливать аналогию, находить общую тему.
6) Прием: «Алфавит за круглым столом»
Цель: вспомнить как можно больше произведений на определенную тему.
Обучающимся предлагается написать названия и авторов книг на одну тему. В прошлом году в апреле-мае мы читали книги, связанные темой «Великая Отечественная война в судьбах детей» (Богомолов «Иван», Сергей Баруздин « Её зовут Елка», Воронкова «Девочка из города»)
Многие подростки любят читать про своих сверстников. Эти замечательные книги с героями-подростками, с их удивительными судьбами на несколько дней увлекают и детей, и их родителей. Единственная трудность – читать вслух уже становится тяжеловато. Чем-то похожи герои некоторых книг. Например, Поллианна Элинор Портер и Динка Валентины Осеевой.
Если читать сначала «Поллианну», то можно рассказать о судьбе самой Валентины Осеевой и о её героине Динке, похожей на Поллианну своей отзывчивостью и желанием помогать людям в трудные ситуации.
Даже названия частей книг синонимичны.
«Поллианна» и «Поллианна вырастает»
«Динка» и «Динка прощается с детством»
Обязательно нужно прочитать, в какую игру радости играет всю свою маленькую жизнь Поллианна. (с. 43 со слов Потому что это такая игра)
- А вы, ребята, смогли бы так радоваться жизни, как Поллианна. Во всем она может найти что-то положительное, чему можно радоваться.
7) Следующий прием: Букктрейлеры на книги. Их можно подобрать в интернете. Скачать и принести их могут сами дети.
Просмотр короткого эпизода.
Эмоциональный рассказ о прочитанной книге или об авторе настраивает на чтение и знакомство с книгой.
При выполнении заданий ОГЭ по сборнику И.П.Цыбулько восьмиклассники и девятиклассники также работают с текстами из художественных произведений, с полными текстами которых при желании можно познакомиться.
Чтобы быстро анализировать произведение, детям нужно научиться читать с пометками и выписывать важные высказывания. Мы начали альбом с афоризмами, куда собираем понравившиеся высказывания после анализа каждой книги.
В обсуждения включаются задания по подготовке к экзамену – сочинение-рассуждение на разные темы.
( Сочинения взять с собой)
выбор темы и формы проведения мастер-класса; глубина и оригинальность содержания, мотивация аудитории к использованию авторских находок и идей; умение комментировать идеи, цели, задачи используемых технологий
Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо
скорости прочтения и воспроизведения информации, ведется
перечитывание, глубокое понимание текста.
Целью технологии является формирование типа правильной
читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. формирование техники чтения и приемов понимания и анализа
текста;
2. одновременное развитие интереса к самому процессу чтения,
потребности читать;
3. введение детей через литературу в мир человеческих отношений,
нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
4. развитие устной и письменной речи, овладение речевой и
коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
5. приобщение к литературе как искусству слова и практическое
ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
А я хочу познакомить вас с действиями учителя
на этапе до чтения
I. Работа с текстом до чтения:
1. Обсуждает с учениками смысл заглавия.
2. Рассматривает с детьми предтекстовую иллюстрацию.
3. Предлагает прочитать ключевые слова текста.
1 этап Работа с текстом до чтения (Антиципация)
Работа в классе начинается с вопросов учителя:
какими были ваши ожидания?
Какие вопросы до чтения у вас возникали?
На что обратили внимание перед чтением и почему?
Цель:Итак, на этапе работы с текстом до чтения учащиеся прогнозируют и предполагают.
Достоинства технологии:
1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
2. Ориентирована на развитие личности читателя.
3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
4. Практическая часть
5. 1 этап. Работа с текстом до чтения.
6. Уважаемые коллеги, вы на время девятиклассники.
7. 1) Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя, прочитайте его фамилию. Вам что-нибудь известно об этом авторе? (слайд)
8. 2)По названию художественного произведения давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать? Название тексту я дала сама, т.к. автор назвал его по первому предложению. («Борожай» , 1-е предложение текста «Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак»)
Или
Ребята, как вы думаете, с кем прощается овраг в произведении
Структура урока по технологии продуктивного чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время
чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.
Поэтому формирование действия смыслового чтения в нашей школе стало одной из важнейших педагогических проблем.
Целью нашего мастер-класса является обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи.
Мы познакомим вас лишь с несколькими приёмами, которые практикуем на уроках литературы и внеклассных занятиях в 5- 8 классах с разными типами текстов. Они используются всеми учителями-предметниками.
Представляем вашему вниманию фрагмент внеклассного занятия, на котором учащиеся работали с текстами притч. Для активизации работы была подготовлена и распечатана газета «Узелок на память». На этом занятии ребята познакомились с разными типами чтения.
-Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)
Итак, первый тип: просмотровое чтение - это общее знакомство с любым текстом.
-Просмотрите газету «Узелок на память». Что интересного есть в этом номере? (Ответы)
-Хорошо, тогда познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом.
(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)
А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.
Притча «Книга»
Ученик спросил старца:
-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?
Спросил и старец:
-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?
-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.
- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.
Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.
Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Следующий тип чтения - ознакомительное чтение. Текст читается полностью. На уроках можно использовать чтение цепочкой, по частям или приём «Читай самому себе». Мы читали по цепочке.
- Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.
Притча «Ведро с яблоками»
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
При работе с данной притчей был использован приём «Верно ли, что…»
- Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо было выбрать те, которые соответствуют содержанию.
Перед вами примеры утверждений:
- Купил себе человек новый дом. (Да)
- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)
- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)
- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)
- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.
-А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка».
(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде).
Притча «Два волка»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
При знакомстве с данной притчей был использован приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.
- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)
В своей работе пользуемся и другими приемами:
- приём «Рюкзак – помощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст);
- приём «Закладки – подсказки» (помогает научиться читать активно, контролировать себя и качество своего чтения);
- приём «Чтение с остановками» (способствует развитию внимания);
-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);
-приём «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)
Итак, использование этих и других приёмов (вы можете познакомиться с ними в буклете) помогает нам:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
Начинается работа с 5 класса, а при подготовке к изложению в 9 классе и сочинению в 11 классе учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, кроме того выделяют главную мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.
Читать - это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чём главное дело.
К.Д. Ушинский
Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Среди задач использования данной технологии можно выделить следующие:
- формирование основ читательской компетенции школьников в условиях организации системно- деятельностного подхода;
- совершенствование умения работать с разными источниками информации;
- создание единого читательского пространства на основе взаимодействия УЧИТЕЛЬ- УЧЕНИК.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя):
1. Работа с текстом до чтения.
На данном этапе работы с текстом формируются следующие УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Во время работы с текстом до чтения возможно использование следующих приемов:
- антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)-определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт;
- “дерево предсказаний”;
- работа с иллюстрациями- работа с репродукциями картин, отражающих эпоху, но не являющихся иллюстрациями к данному произведению;
- лексическая работа- работа со словами, не понятными обучающимся, их толкование, определение эпохи, в которой они использовались, определение содержания произведения;
- ассоциативный ряд- определение по группе слов темы урока, названия произведения;
- корзина мнений- дается ключевое слово по теме урока, обучающиеся должны вспомнить все, что связано с ним, сформулировать тему и цели урока;
- деформированный текст- восстановить текст, сформулировать тему и цели урока.
Итогом работы на этом этапе является определение темы, целей и задач урока, которые формулируются обучающимися самостоятельно.
2. Работа с текстом во время чтения.
УУД данного этапа: эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; выразительно читать и пересказывать текст. При работе с текстом во время чтения используются следующие приемы:
- читательский дневник, который заполняется по мере самостоятельного чтения произведения, который выполняет информационную, стимулирующую и контролирующую функции;
- двухчастный дневник, который заполняется по мере чтения произведения, в процессе работы над которым обучающиеся выписывают цитаты из текста и дают им свои комментарии;
- бортовой журнал;
- аннотирование текста (выделение с помощью цветного маркера или подчеркивания, выделение главных мыслей или разделов текста с помощью специальных значков, постановка вопросов);
- “диалог” с автором;
- комментирование текста;
- кластер;
- инсерт.
Итог работы на данном этапе- подробное изучение и понимание текста в целом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.