Мастер - класса для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ «Применение технологи «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки».

  • docx
  • 13.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала БУСОГРАД ставрополь.docx

Мастер - класса для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

«Применение технологи  «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки».

 

I.        Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер - класс по использованию игровой технологии «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки». (Слайд 1)

Актуальность:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это и полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка. В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники «Бусоград», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».

 

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании условий для интеллектуально-творческого и личностного  развития  дошкольников  посредством  игровой  технологии

«Бусоград», создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей с общим недоразвитием речи к школе.

 

Задачи:

-       дать  теоретические   и   практические   знания  педагогам-участникам   по применению игровой технологии;

-    вызвать интерес к данной педагогической технологии, желание педагогов применять ее в практической деятельности;

 

Демонстрационный материал: презентация, методическое пособие М. И. Родиной «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки».

 

Раздаточный материал: бусы разных цветов и размеров, бусины, камешки, пуговицы, палочки, браслеты, обруч.

 

Участники мастер класса: педагоги детских садов.

 

 

 

 

 

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, творчески подходить к решению       новых        жизненных проблем. В связи с этим перед дошкольным образованием встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и творческого развития детей, является игровая деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания.

Согласно ФГОС ДО развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки и реализации новых педагогических технологий.  Игровые технологии это

фундамент всего дошкольного образования. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием бусоматериалов. Качества и свойства используемого материала как объекта детской игровой деятельности являются основополагающими в данной технологии.

I.        «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» - это методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет. Автором данного методического пособия является известный педагог, музыкант Майя Ивановна Родина. Методическое пособие предлагает систему игр и творческих упражнений с бусами. (Слайд 2, 3)

Данная игровая технология способствует:

1.               формированию и совершенствованию пространственных представлений;

2.   развитию речевых и коммуникативных навыков;

3.      развитию мелкой моторики: точности и координации движений, гибкости рук;

4.          развитию зрительного и слухового восприятия, памяти и воображения;

5.   воспитанию положительных качеств личности: внимания, терпения, эмпатии, фантазии и др.

Использование методики по возрасту неограниченно, так как выкладывать различные образы, придумывать о них сказочные истории будет интересно всем и дошкольникам, и детям постарше, и педагогам, и даже родителям. Данная методика не оставила меня равнодушной. Теперь я использую эти приемы в работе с детьми, вовлекая в процесс родителей и педагогов!

Значимость методики заключается, в том, что практические игровые упражнения составлены с учѐтом возрастных, физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Каждое игровое упражнение содержит не только продуктивные задачи, но также образовательные и воспитательные, что позволяет воздействовать на все стороны личности ребѐнка.

Благодаря этим играм дети быстрее начинают чисто и выразительно говорить, не стесняются фантазировать, проявлять свою выдумку, учатся договариваться друг с другом. Одна из самых сильных сторон данного пособия – это то, что в нем предлагается целая воспитательная система, направленная не только на формирование речевых, коммуникативных и других полезных навыков (что тоже очень важно!), но и на воспитание

тонких качеств личности: внимания друг к другу, терпения, сочувствия, понимания, заботы и доброжелательности.

II.          Уважаемые педагоги, предлагаю вашему вниманию несколько вариантов работы с бусами. Давайте мы с вами попробуем выполнить эти упражнения.

«Бусоград» - сказочно красивый город, появился давным-давно. Правит этим городом Фея Бусинка. Все ее любят, потому что она необыкновенно красивая, умная и очень добрая! Бусинка тоже всех любит и старается сделать жизнь в своем чудесном городе интересной и радостной. Поэтому она придумывает для жителей своего города увлекательные игры, устраивает яркие праздники. Жители Бусограда очень любят играть. Но эти игры всегда не простые, а волшебные - в них нужно проявить выдумку и смекалку, ловкость и умение, терпение и настойчивость, внимание и фантазию.

Сегодня Бусинка принесла волшебный сундучок и предлагает всем стать добрыми волшебниками.

1.   «Бусы и шкатулочка»

Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.

"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, еѐ можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож? Ответы.

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Бусы, бусы, покажитесь, Красотою похвалитесь! Потанцуйте, не ленитесь,

А теперь опять сложитесь

(Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки. Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью).

2.   «Узоры»

Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!

Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось.

А теперь порисуем бусами.

Вместо красок разноцветных В руки бусы мы возьмѐм.

Необычно и красиво Рисовать сейчас начнѐм.

Однажды утром проснулась Бусинка и отправилась по городу гулять. Пошла по ровненькой дорожке.

3.   «Дорожка»

Бусы в кучку соберѐм И ладошками сгребѐм,

Пальчиками их поманим- Дорожку длинную растянем.

Пошла по дорожке и встретила улитку.

4.   «Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмѐм ладошкой. Крутим мы ладонь - и нитка Превращается в улитку!

Поздоровалась Бусинка с улиткой и дальше пошла мимо кочки.

5.   «Кочка, горочка, гора»

Жила-была дорожка, ровная дорожка. Пальчик, пальчик, помогай,

В серединочку вставай. Вверх бусы потяните

И на горку посмотрите. Пальчик, пальчик, не скучай, Горку выше поднимай!

Пошла мимо горочки и большой горы.

Кочка, горочка, гора – Вот так славная игра!

На небе показались птички.

6.   «Птичка»

Пальчик указательный Дорожку оживит.

Птичка машет крыльями, по небу летит!

Бусинка помахала птичкам и пошла по извилистой лесной дорожке.

7. «Лесная дорожка»

Все знают, что дорожка лесная Бывает прямая, бывает кривая!

Забрела на цветочную полянку, где росли красивые, волшебные цветы.

8. «Цветочек»

Выложим из бус дорожку, Потянем в стороны немножко- Потом мы сделаем кружочек,

И превратим его в цветочек! серединку можете положить бусинку или пуговицу) Собрала Бусинка большой букет цветов и в хорошем настроении отправилась домой.


 При работе с бусами можно придумывать много разных игр и упражнений. Например, брать упражнения, как часть занятия для закрепления лексических тем (тематическое планирование), празднования дней рождения детей (сделать торт или пирожные), календарных праздников (елочка – на новый год, цветы – подарок маме и т.д.). Я надеюсь, технология работы с бусами вам понравилась, и вы будете использовать ее в своей работе.

Таким образом, мы видим, что данная игровая технология позволяет сделать образовательный процесс более комфортным, повысить эффективность обучения, а главное – сохранить здоровье нашим воспитанникам.

III.  А сейчас я хочу предложить вам выполнить еще одно задание рисование мандалы. Рисовать будем бусами.

 Мандалатерапия - это инструмент изотерапии (ответвление от арт-терапии), в основе, которой лежит психологический механизм защиты – сублимация. Он заключается в том, что, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение. Давайте попробуем!

В переводе с санскритского «мандала» означает «магический круг»,  другими словами – рисунок в круге. (Обруч) (Слайд 4).

На слайде показаны несколько рисунков, как пример.

Большую картинку

Сложить мы хотим

Все вместе, все дружно

Ее создадим!

IV.    Рефлексия. Упражнение на рефлексию «Бусы»

В конце мастер класса я  передам  по кругу проволочку и шкатулку с бусинами красного, желтого и синего цвета. Предлагаю каждому  надеть на проволоку бусинку, оценив встречу:

- красная бусина – встреча интересная, результативная, родитель будет                использовать данный материал в воспитании своего ребенка;

- желтая – у родителя остались вопросы по теме, он удовлетворен встречей   частично;

- синяя – родитель не узнал ничего нового, встречей не удовлетворен.

-Уважаемые родители, сегодня вы окунулись в атмосферу игры и творчества. Спасибо, вам, за искренность и активность.

Литература.

1.     Горбунова М. С. Игровая технология «Бусоград» в развитии инициативы, самостоятельности и творчества дошкольников// Воспитатель ДОУ. 2017. 12. С. 41-47.

2.     Интернет-ресурсы.

3.     Родина М. И. Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки: Метод. Пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет. СПб., 2014.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Этапы работы с техникой «Бусоград» :

 I этап. Подготовительный.

Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ«Шкатулочка»«Маятник»«Волшебная дорожка»«Маленькая горка»«Большая гора»«Испеки пирожное»

II этап. Конструктивный.

Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ«Улитка»«Кочка»«Горочка, гора»«Тарелка, лодочка, квадрат»«Тучка»«Птичка»«Цветок»«Снежинка» и т. п.

Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними: - например, на парусник надо подуть – «с-с-с», по крыше дома стучит дождик – «бум-бум-бум» и т. д.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИ«Парусник»«Домик» и т. п.

III этап. Творческий.

Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам. А также составление и обыгрывание звуков (желательно применять и цветовое обозначение, соответствующее гласным и твердым и мягким согласным, принятое в логопедии, чтобы не путать детей).

А также совместное придумывание с детьми стихов на заданный звук.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ«Волшебный дворец»«Пряничный городок»«На лесной полянке»«Морское царство» «Рисуем звуки» и т. п.

Содержание деятельности (дидактические упражнения)

К детям приходит Фея Бусинка, говорит, что она любит всё яркое, красивое, цветное. Живёт она в прекрасном городе Бусограде и придумывает для жителей своего города увлекательные игры, устраивает праздники.

Бусоград - сказочно красивый город! Каждое утро на главной площади города жителей встречают удивительные картины: то морской берег с парусниками и островами, то лесная тропинка с бабочками и улитками, то зеленая полянка с необыкновенными цветами.

Жители Бусограда очень любят играть. Но эти игры всегда не простые, а волшебные - в них нужно проявить выдумку и смекалку, ловкость и умение, терпение и настойчивость, внимание и фантазию.

Сегодня Бусинка принесла волшебный сундучок и предлагает всем стать добрыми волшебниками. «Я открою вам секрет, говорит Бусинка, – можно рисовать бусами! Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень хрупкие и могут порваться!»

"Бусы и шкатулочка"

Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.

"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож?" Ответы.

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.

Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.

Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.

"Вертушка"

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

Потанцуйте, не ленитесь,

А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.

Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Затем также берём и вращаем другой рукой.

"Узоры"

Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!

Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми).

Рисуем бусами.

Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.

Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.

Для младшего возраста начинаем с пирожного, тортика.

 

«Дорожка»

Бусы в кучку соберём

И ладошками сгребём,

Пальчиками их поманим-

«Дорожку» длинную растянем.

 

«Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку»(Из кусочка делаем улитку-детку).

 

«Кочка, горочка, гора»

Жила-была дорожка, ровная дорожка.

Пальчик, пальчик, помогай,

В серединочку вставай.

Ты вверх бусы потяни

И на горку посмотри.

Пальчик, пальчик, не скучай,

Горку выше поднимай!

Кочка, горочка, гора –

Вот так славная игра!

 

«Тарелка, лодочка, квадрат»

Вновь выпрямляется дорожка,

Вниз потянем мы немножко.

Хороша тарелка наша.

Тянем, тянем – лодка здесь.

А потянем ещё дальше –

И уже квадратик здесь.»

Повторяем: «Дорожка, тарелка, лодочка, квадрат,

Получилось здорово, каждый очень рад!»

 

«Тучка»

Снова «дорожка»,

Лежит и молчит.

Две «ямки», две «горки»,

И «тучка» летит!

 

«Птичка»

Пальчик указательный

«Дорожку» оживит.

«Птичка» машет крыльями, по небу летит!

«Цветочек»

Выложим мы вновь «дорожку»,

Потянем в стороны немножко-

И вот мы сделаем кружочек,

А превратим его в «цветочек»!

 

«Бабочка»

Бабочки-красавицы на лугу порхают,

Им цветочки нравятся, нектар их собирают.

Рисуем из двух ниток.

 

«Домик»

Вот две дорожки, квадратик потом,

Над ним треугольник – построили дом.

 

«Парусник»

Бусы снова мы возьмём,

В две дорожки соберём.

Пальчики нам помогайте,

Строить лодку начинайте.

Над лодкой пальчиком одним

Мы треугольник смастерим.

Парусник плывёт вперёд,

Радость детям он несёт.

Второй вариант – верхнюю нитку кладём перпендикулярно лодке.

 


Примерное тематическое планирование с учетом техники «Бусоград» в старшей группе.

МЕСЯЦ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Декабрь

Знакомство детей с техникой «Бусоград».

Подготовительный этап работы.

Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ«Шкатулочка»«Маятник»«Волшебная дорожка»«Маленькая горка»«Большая гора»«Испеки пирожное»

 

Привить интерес к работе с бусами. Рассказ о сказочном городе «Бусограде»

Любая музыка на релаксацию. Зима. Признаки зимы. Дети учатся передавать фантазийные образы, навеянные зимними наблюдениями: снежинка, сугробы, морозные узоры, снеговик. Пальчиковые игры «Как на горке снег»«Снежок».

Коллаж из бус «Зимняя сказка»

 

Январь

Зимующие птицы

Конструктивный этап работы.

При помощи бус выкладываем более сложные фигуры, отражающие последовательно события в сказке, рассказанной педагогом: снег, птица, клин, море

Д/У с бусами: «Шкатулка», «Большая гора», «Маленькая горка», «На что это похоже?»

Чтение стихов о зиме., беседа о признаках зимы. Рисование морозных узоров в процессе изобразительной деятельности.

Февраль

Животные жарких и северных стран.

Конструктивный этап работы.

Детям дается задание на ориентацию в пространстве.

Сначала мы учимся по отдельности изображать с помощью бус: голову, туловище, лапы, хвост. Затем детям предоставляется возможность самим сконструировать любое животное. Усвоить классификацию животных.

 

Стихи, загадки о животных. Иллюстративный материал на тему «Животные».

Коллаж из бус на тему «Животные»

Д/И«Домик для животных»

Д/И с бусами«Рисуем животных бусами»

 

Март

Транспорт. Виды транспорта.

Конструктивный этап работы.

Детям дается задание на ориентацию в пространстве.

Сначала мы учимся по отдельности изображать с помощью бус: колесо, кабину, кузов. Затем детям предоставляется возможность самим сконструировать свою машину. Усвоить деление транспорта на грузовой и пассажирский, морской, речной, сухопутный, воздушный объяснить принцип движения машины.

Стихи, загадки о транспорте. Иллюстративный материал на тему «Транспорт».

Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд»

Д/И с бусами«Лодка»«Парусник»

Коллаж из бус на тему «Машины будущего»

Д/И: Наш транспорт»

Д/И с бусами«Нагрузи машину»

 

Апрель

Цветы. Садовые и полевые.

Творческий этап работы.

Дети делают сложные 8-ми лепестковые, двойные цветы, сами выбирают подходящие цветовые сочетания. В процессе работы добавляем к цветку стебель и листок.

Беседа о многообразии флоры. Деление цветов на садовые и полевые.

Стихи, загадки о цветах.

Рассматривание иллюстративного материала по теме «Цветы»

 

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик» Песня «Мальчик-замарашка» муз. И. Калашниковой. Слушание музыки«Вальс цветов» муз. П. Чайковского

Музыкально-ритмическое упражнение «Волшебный цветок» с газовыми шарфами.

Коллаж из бус «На нашей весенней полянке» (совместная работа)

 

Май

Насекомые

Творческий этап работы.

Дети делают сложную фигуру «Бабочка», затем украшают ее крылья, заполняя пространство внутри узорами.

Задание на свободное творчество. Беседа о многообразии насекомых и их отличительных признаках. Стихи, загадки о насекомых. Разглядывание коллекций насекомых.

 

Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкально-ритмическая гимнастика «Золотило солнышко лес»

Танцевальная импровизация с платками«Бабочки на полянке»

Коллаж с бусами«Вальс бабочек»

 

Использованная литература:

1. М. И. Родина, "Бусоград", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2014г.

2. М. И. Родина, А. И. Буренина, "Кукляндия", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2008г.