«Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте,
врезывается в мою душу гораздо прочнее
и вызывается из неё гораздо легче,
чем то, которое совершается…
в каких-то неопределённых пространствах»
К.Д. Ушинский
2
3
PISA –международная программа оценки знаний и умений учащихся.
PISA – тест включает в себя помимо прочего проверку умения работать с информацией различной типологии (схемы, таблицы, графики и т.п.).
В 2000 году учащиеся российских школ впервые приняли участие в исследовании
!!! Из 32 стран они заняли 27 место, хуже России оказались такие страны, как Мексика и Бразилия.
Учащихся российских школ умеют использовать информацию.
Но их не учат ее понимать, добывать, интерпретировать, преобразовывать.
“Почему наши школьники провалили тест PISA”,
Журнал “Директор школы” в 2005. №№ 4, 5.
4
Т.о. проблемы, стоящие перед современной системой образования:
проблема перехода от репродуктивного к продуктивному уровню обучения;
проблема узкопредметного характера информации и формируемых умений и навыков;
проблема отсутствия связи между обучением и социализацией ребёнка.
5
В требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы к числу основных умений относится умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) (ГОС2004)
Что такое карта? И зачем нужна историческая карта?
Карта – на нем.«образец» или «подлинник», на греческом «папирус для письма»
Работа со словарём Ожегова, найти значение слов:
Атлас - сборник географических карт.
Картограф - специалист по картографии.
Картография - наука о составлении карт.
Анализируя карту, уч-ся могут извлечь из ее содержания разнообразную информацию:
О географическом положении,
О природных условиях различных стран и определяющих их занятия населения,
О причинах и последствиях войн и колониальных захватов;
О различиях между раздробленным и централизованным государствами, между восстанием и крестьянской войной и др.
Карта мира
Дорожные карты
Морские карты (портоланы)
Контурные карты
Новые стандарты школьного образования по истории, включают в себя :
целый ряд умений, предполагающих приобретение школьниками определенных навыков работы с медиатекстами.
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
6
8
Комплекс используемых в процессе обучения карт.
карты в учебниках;
атласы различных издательств (“Дрофа”, “Просвещение”, “Астрель” и т.д.);
контурные карты;
анимированные и интерактивные карты в мультимедиа изданиях;
настенные карты.
АТЛАС ШКОЛЬНИКА
История России с древнейших времен до начала XXI в. 6—11 кл.М.: Дрофа ; Издательство ДИК , 2009. — 224 с : карты, текст, ил.
9
Исторические карты подразделяются:
по охвату территории (мировые, материковые, карты государств);
по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические).
Общие карты, отражающие исторические события в стране или группе стран, состояние в определенный момент исторического развития:
Обзорные карты отражают ряд последовательных моментов в развитии изучаемого явления
Тематические карты посвящены отдельным событиям или сторонам исторического процесса
Схематические карты раскрывают внутренние связи изучаемых событий и явлений. В упрощенно-обобщенном виде они передают одно событие или явление.
10
Алгоритм чтения исторической карты
Прочитай название карты;
Ознакомься с легендой карты;
Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути).
11
Памятка «Как работать с картой»
Ознакомься с условными обозначениями карты – легендой карты. Рассмотри представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитай подписи.
2. Обрати внимание на несоразмерность знаков и масштабов карты.
3. При работе с картой опирайтесь на знание природоведения и географии – изображение поверхности Земли, водоемов, границ государств.
4. Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой от нее стороны.
5. Старайтесь понять какие современные государства расположены на исторической карте если вам нужно показать те объекты, которые сейчас уже не существуют. ?
а) границы государства; б) города и столицы;
в) районы земледелия; …..
д) завоевательные походы. и т.п.
?
Целесообразно создать в тетради памятку,
пополняемую по мере изучения новых условных обозначений.
12
1. “ Места обитания и расселения древнейших людей”:
территории – закрашиваются различным цветом,
передвижение – стрелки цельные или прерывистые,
стоянки – пустые или закрашенные точки.
2. “Древний Египет”: столица государства – кружок с точкой внутри,
зона земледелия – прерывистая зеленая штриховка,
военные удары – стрелки с более коротким древком и широким основанием,
места и годы сражений – скрещенные мечи рядом год,
торговые пути: морские – синяя пунктирная линия, сухопутные – коричневая пунктирная линия,
названия государств – крупным черным шрифтом написанные, протянувшиеся через территорию государства,
названия народов – цветным шрифтом в местах предполагаемого обитания.
3. “Древняя Месопотамия”: границы – прерывистые и не прерывистые линии различных цветов.
4. “Персидская держава” : осада городов – точка в красном кольце.
5. “Финикийская колонизация и торговля”:
города-метрополии – точка определенного цвета в ромбе, города-колонии – точка цвета города-метрополии, предметы торговли – перечисление товаров в рамке.
6. “ Греко-персидские войны”: мирный договор – дата в рамке.
7. “ Римское государство”: зависимые территории – заштрихованные, восстания – красные точки.
14
Существует 2 методики работы с картой.
1) методика Стражева А.И.:
а) использование настенных карт;
б) учитель организует показ объекта, он должен стоять справа от карты по отношению к классу, указка в правой руке;
в) дотрагиваясь указкой до объекта рассказа, учитель должен подбирать словесные ориентиры.
2) методика Тонебаума:
а) использование настольной карты учебника или атласа;
б) учитель во время проведения урока дает сложные ориентиры, а ученики по ним самостоятельно находят объект;
в) вызвать ученика к настенной карте, чтобы он показал;
г) учитель формирует в ученике привычку постоянно обращаться к карте в совей учебной работе.
15
Приемы работы с картой
показ и пояснение (Диалоги реальных и исторических лиц; Диалоги неодушевленных («оживших») предметов (бытовая утварь, исторические памятники и т.п).
2) работа по 2-м картам для сравнения (Работа в парах-тройках);
3) прием разборной карты (игра “Кто быстрее соберёт карту” по принципу сбора картинки из детских пазлов);
4) прием оживления карты (через использование меловых картосхем и цветных аппликаций);
16
5) прием переноса карты (Задания могут носить усложнённый характер. Например, на чистом листе бумаги по памяти выполнить задания к теме ”Восстание Спартака”:
1) нарисовать контуры Апеннинского полуострова и острова Сицилия;
2) обозначить на них город Рим и реку, на которой он был основан;
3) город, где находилась школа гладиаторов и т.д.)
6) вычерчивание карты на доске (меловая и «ментальная» карты);
7) прием заполнения контурной карты (отметить столицу государства, обвести границы района крестьянских восстаний, отметить места сражений или показать направления завоевательных походов и т.п.
8) историко-географический диктант
9) игры - путешествия
По материалам Вагина А.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.