Выступая на семинаре с темой «Педагогические условия формирования, развития, сохранения читательского интереса у младших школьников в системе современного образования» я отметила, что одним из стимулов по развитию читательского интереса является творчество.
А в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения, принятой в июне 2017 года, подчеркивается, что необходимо развивать самостоятельную, читательскую, творческую деятельность младших школьников.
- Я приглашаю вас на свой мастер-класс. Чему он будет посвящен, узнайте из рассуждений моих учеников.
- Мой мастер-класс называется «Восхождение на пик фантазии»
- А нужно ли учить детей фантазировать?
- Да, это полезное занятие. Важно помнить, чтобы фантазия не переходила ту грань, за которой начинается вранье.
- Осуществляемую деятельность можно расценивать как творческую, когда получается конечный продукт.
- Критерии этой деятельности:
- оригинальность;
- новизна;
-убедительность.
- Я попрошу вас оценить свое умение мыслить творчески, фантазировать. Оцените на каком уровне вы сейчас находитесь.
- А фантазировать легко или трудно. Давайте проверим и проведем небольшую самодиагностику «Уровень новизны».
- Я попрошу вас за 10 секунд нарисовать домик.
- Зрители в зале также могут участвовать в диагностике.
- Давайте проверим:
Если у вас получился примерно такой домик ( рис. 1)- вы находитесь на первом уровне новизны, (рис.2)- на 2 уровне, (рис. 3)- на 3 уровне и вы преодолели психологию инерции, которая чаще всего и мешает нам придумывать, фантазировать.
- Теперь зная эти уровни , вы не хотите внести изменения на пути продвижения к Пику фантазии?
- Давайте на нашем занятии скажем НЕТ психологической инерции с помощью специальных приемов.
- Я хочу познакомить вас с приемом «Морфологический анализ», придуманный писателем Д. Родари.
- Попробуем выполнить наше задание с домиками по- другому.
- В домиках можно выделить части ( слайд):
-крыша; -дверь.
-стены; -пол;
-окна;
-Попробуйте изобразить несколько вариантов частей дома за те же 10 сек. Зрители в зале также можете выполнить это задание.
- Покажите, что у вас получилось.
- А теперь комбинируя эти части мы можем получить совершенно другие варианты домиков. (слайд)
- Это была небольшая разминка.
- Я хочу познакомить вас с приемом придумывания своей сказки.
- Перед вами лежат 3 картинки и 3 героя.
- В какую из них войдут герои?
- Поясните свой выбор.
-Мы с вами работали на репродуктивном уровне, основываясь на своих ассоциациях, исходя из содержания сказки.
-А теперь давайте поработаем на творческом уровне. Поселим героев в другие картины, не руководствуясь содержанием произведения.
-Что может почувствовать герой? - Чему удивиться, обрадоваться?
- Озвучьте мысли героя, но так, чтобы мы догадались о каком герое идет речь. –
- Вот мы начали фантазировать…
-Продолжаем движение вверх к Пику фантазий.
-А теперь пусть один из героев пройдет через 3 картины, ведь число 3 –волшебное число!
-Придумайте какие превращения с героем могут произойти, как изменится герой к концу сказки.
- Вам помогут герои из педагогической ТРИЗ технологи- волшебники Отставай и Забегай. Волшебник Отставай расскажет о том, что было раньше, а волшебник Забегай -о том, что произойдет потом.
-А так же вам помогут и языковые конструкции.
- Придумайте новую сказку со старым героем.
( Самостоятельная работа)- 5 мин.
Работа с залом.
- А мы с вами вернемся к приему «Морфологический анализ». Его можно использовать для сочинения сказок.
- Давайте вспомним из чего состоит волшебная сказка:
-герои (добрые и злые);
( Красная Шапочка, Серый волк, Снегурочка, Дюймовочка, Жаба, Буратино, Карабас- Барабас, Чебурашка, Кощей Бессмертный, крокодил Гена, Василиса Премудрая, мачеха, Кот в сапогах, колобок, старуха Шапокляк, Дед Мороз, Снежная Королева, Герда).
-волшебство;
-превращения;
-цель;
-волшебные предметы
- А теперь давайте поиграем так, как я обычно играю со своими детьми на занятиях по внеурочной деятельности « Школа талантливого читателя» и с родителями на читательских практиках.
-У учителя имеется круг-подставка (из плотного картона) с остриём (иголка, гвоздь, кнопка) посередине.Круги надеваются на остриё большого круга-подставки последовательно от наибольшего к наименьшему диаметру. Получается своеобразная пирамидка из бумажных кругов, которые могут свободно прокручиваться. Учитель произвольно поворачивает круги и фиксирует их в некотором положении (можно сверху прикрепить один прозрачный сектор).
-Таким образом, создаются различные комбинации основных характеристик сказки.- А ведь можно подобрать музыку и поставить сказку на сцене, изобразить при помощи теней, японского театра Но.
Мои дети и родители на совместном занятии читательских практик сочинили «Новые приключения Дюймовочки» ти изменили трагический конец сказки про Русалочку.
- Настольные игры вновь набирают популярность. Можно такие игры использовать во второй половине дня, дома ( посоветовав родителям) –для организации семейного досуга.
- Мы возвращаемся к работе творческой группы и продолжим восхождение к Пику фантазии.
- А теперь оцените работу группы по следующим критериям:
1. Оригинальность.
2. Новизна.
3. Убедительность.
- А теперь , познакомившись с некоторыми новыми приемами по развитию творческого мышления, определите свой уровень на пути к Пику фантазии.
-Закончить свой мастер- класс я хочу словами Зинаиды Николаевны Новлянской - филолога, литератора, автора создателя инновационного курса обучения литературы:
«Учение и творчество- два состояния, в которых нормально живущий человек должен находиться всю жизнь, чтобы осуществить свое человеческое назначение. Человек, пока живет,- и ученик, и творец».
Рефлексия
- Оцените мой мастер-класс по «Стратегии Алфавит».
- Желаю вам творческих успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.