Мастер- класс«Восхождение на пик фантазии»

  • Книги
  • doc
  • 09.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения, принятой в июне 2017 года, подчеркивается, что необходимо развивать самостоятельную, читательскую, творческую деятельность младших школьников.
Иконка файла материала Мастер-класс.doc

 

     Выступая на семинаре с темой  «Педагогические условия формирования, развития, сохранения читательского интереса у младших школьников в системе современного образования» я отметила, что одним из стимулов по развитию читательского интереса является творчество.

   А в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения, принятой в июне 2017 года, подчеркивается, что необходимо развивать самостоятельную, читательскую, творческую деятельность младших школьников.

   -   Я приглашаю вас на свой мастер-класс. Чему он будет посвящен, узнайте из рассуждений моих учеников.

   - Мой мастер-класс называется «Восхождение на пик фантазии»

 - А нужно ли учить детей фантазировать?

  - Да, это полезное занятие. Важно помнить, чтобы фантазия не переходила ту грань, за которой начинается вранье.

   - Осуществляемую деятельность можно расценивать как творческую, когда получается конечный продукт.

    - Критерии этой деятельности:

     - оригинальность;

     - новизна;

     -убедительность.

- Я попрошу вас оценить свое умение мыслить творчески, фантазировать. Оцените на каком уровне вы сейчас находитесь.

 

 - А  фантазировать легко или трудно. Давайте проверим и проведем небольшую самодиагностику «Уровень новизны».

- Я попрошу вас за 10 секунд нарисовать домик.

  - Зрители в зале также могут участвовать в диагностике.

  - Давайте проверим:

 

 

  Если у вас получился примерно  такой домик ( рис. 1)- вы находитесь на первом уровне новизны,  (рис.2)- на 2 уровне, (рис. 3)- на 3 уровне и вы преодолели психологию инерции, которая чаще всего и мешает нам придумывать, фантазировать.

- Теперь зная эти уровни , вы не хотите внести изменения на пути продвижения к Пику фантазии?

- Давайте на нашем занятии скажем  НЕТ психологической инерции с помощью специальных приемов.

- Я хочу познакомить вас с приемом  «Морфологический анализ», придуманный писателем Д. Родари.

- Попробуем выполнить наше задание с домиками по- другому.

- В домиках можно выделить части ( слайд):

-крыша;                                 -дверь.

-стены;                                    -пол;

-окна;

 

-Попробуйте изобразить несколько вариантов частей дома за те же 10 сек. Зрители в зале также можете выполнить это задание.

- Покажите, что у вас получилось.

- А теперь комбинируя эти части  мы можем получить совершенно другие варианты домиков. (слайд)

- Это была небольшая разминка.

 

- Я хочу познакомить вас с приемом придумывания своей сказки.

- Перед вами лежат 3 картинки и 3 героя.

- В какую из них войдут герои?

- Поясните свой выбор.

 

-Мы с вами работали на репродуктивном уровне, основываясь на своих ассоциациях, исходя из содержания сказки.

-А теперь давайте поработаем на творческом уровне. Поселим героев в другие картины, не руководствуясь содержанием произведения.

-Что может почувствовать герой? - Чему удивиться, обрадоваться?

 - Озвучьте мысли героя, но так, чтобы мы  догадались о каком герое идет речь. –

 - Вот мы начали фантазировать…

-Продолжаем движение вверх к Пику фантазий.

-А теперь пусть один из героев пройдет через 3 картины, ведь число 3 –волшебное число!

-Придумайте какие превращения с героем могут произойти, как изменится герой к концу сказки.

- Вам помогут герои из педагогической  ТРИЗ технологи- волшебники Отставай и Забегай. Волшебник Отставай расскажет о том, что было раньше, а волшебник Забегай -о том, что произойдет потом. 

-А так же вам помогут и языковые конструкции.

- Придумайте новую сказку со старым героем.

( Самостоятельная работа)- 5 мин.

Работа с залом.

- А мы с вами вернемся к приему «Морфологический анализ». Его можно  использовать для сочинения сказок.

- Давайте вспомним из чего состоит волшебная  сказка:

-герои (добрые и злые);

       (  Красная Шапочка, Серый волк, Снегурочка, Дюймовочка, Жаба, Буратино, Карабас- Барабас, Чебурашка, Кощей Бессмертный, крокодил Гена, Василиса Премудрая, мачеха, Кот в сапогах, колобок, старуха Шапокляк, Дед Мороз, Снежная Королева, Герда).

 

-волшебство;

-превращения;

-цель;

-волшебные предметы

 

-  А теперь давайте поиграем так, как я обычно играю со своими детьми на  занятиях по внеурочной деятельности « Школа талантливого читателя» и с родителями на читательских практиках.

-У учителя имеется круг-подставка (из плотного картона) с остриём (иголка, гвоздь, кнопка) посередине.Круги надеваются на остриё большого круга-подставки последовательно от наибольшего к наименьшему диаметру. Получается своеобразная пирамидка из бумажных кругов, которые могут свободно прокручиваться. Учитель произвольно поворачивает круги и фиксирует их в некотором положении (можно сверху прикрепить один прозрачный сектор).

-Таким образом, создаются различные комбинации основных характеристик сказки.- А ведь можно подобрать музыку и поставить сказку на сцене, изобразить при помощи теней, японского театра Но.

 Мои дети и родители на совместном занятии читательских практик сочинили «Новые приключения Дюймовочки» ти изменили трагический конец сказки про Русалочку.

 - Настольные игры вновь набирают популярность. Можно такие игры использовать во второй половине дня, дома ( посоветовав родителям) –для организации семейного досуга.

- Мы возвращаемся к работе творческой группы и продолжим восхождение к Пику фантазии.

- А теперь оцените работу группы по следующим критериям:

1. Оригинальность.

2. Новизна.

3. Убедительность.

 

- А теперь , познакомившись с некоторыми новыми приемами  по развитию творческого мышления,  определите свой уровень на пути к Пику фантазии.

  -Закончить свой мастер- класс я хочу словами Зинаиды Николаевны Новлянской - филолога, литератора, автора создателя инновационного курса обучения литературы:

     «Учение и творчество- два состояния, в которых нормально живущий человек должен находиться всю жизнь, чтобы осуществить свое человеческое назначение. Человек, пока живет,- и ученик,  и творец».

Рефлексия

- Оцените мой  мастер-класс по «Стратегии Алфавит».

- Желаю вам творческих успехов!