МОАУ «Гимназия №7» (полного дня)
Конспект открытого урока в соответствии с требованием ФГОС
Тема: «Художественный образ главных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский»»
Класс: 6 «В»
Разработала: Байтлюва К.К.
педагог-библиотекарь
В последнее время чаще стал использоваться метод проектов. Ценность метода состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретённые ими знания для жизни.
Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, усиливает все знания, умения, навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности. В ходе изучения литературы метод проекта позволяет отработать некоторые этапы исследовательской деятельности: постановка проблемы, сбор материала, анализ информации, реализация проекта.
Мини-проекты - очень удобная форма работы по развитию речи, привлечения детей к чтению, творческих способностей и воспитания культуры учащихся. Она очень интересна, практична, захватывает учеников, вызывает интерес к предмету и позволяет использовать современные образовательные технологии.
Используя, мини-проекты, я ставлю следующие задачи: обобщить пройденный материал, создать целостное восприятие литературы и русского языка, развить кругозор учащихся, научить делать сравнительный анализ произведений, развить навыки публичного выступления, умения общаться, отстаивать свою позицию, научить работать в группах индивидуально.
Цели урока: Восприятие учащимися художественного образа романа А.С. Пушкина «Дубровский» через авторское отношение к героям, размышления о проблемах взаимоотношений между людьми, власти денег над человеком.
Задачи:
Обучающие: Формировать навык исследовательской работы с текстом, умение анализировать литературный текст и выделять главное в тексте. Умение видеть слова, раскрывающие образ героя,давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение.
Развивающие: Развивать логическое мышление, речь учащихся ,умение работать в группе; способствовать развитию информационной культуре детей. приобщение к радости творчества, привить учащимся любовь к вдумчивому чтению ,законам открытия нового, определять признаки преступления.
Воспитательные: воспитание духовно-нравственной личности, умения общаться, воспитывать чувство неприязни к высокомерию, тщеславию, подлости.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение.
Личностные УУД: самоопределение ,нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. осознание
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и с сверстниками, соблюдение правил речевого поведения,умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Используемые технологии:
ИКТ-технологии
здоровьесберегающие технологии
технологии проблемного и развивающего обучения
Особенности урока:
реализация системно-деятельностного подхода урока-проекта
чередование индивидуальной и групповой форм работы
организация проектно-исследовательской деятельности
создание атмосферы сотрудничества.
Оборудование : проектор, компьютер, мультемедийная презентация, художественные книги, словари.
Предварительная деятельность учителя и учащихся: Задания группового характера были распределены за неделю до открытого урока. Учащиеся должны были самостоятельно подобрать материал по истории создания романа А.С. Пушкина « Дубровский» и цитатную характеристику последующим темам: «Художественного образа Маши Троекуровой» и «Художественный образа Владимира Дубровского» и подготовить по 1 вопросу группе, художественный образ князя Верейского.
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята. Здравствуйте, гости нашего открытого урока. Ребята, угадайте, что находится в этом черном ящике?(фоном играет ария «Дубровский»).Для подсказки задам вопросы: «Его друга звали Иван Иванович Пущин. Его любимый стихотворный размер был ямб. Прозвище у него было Француз. Правильно, речь идет о А.С.Пушкине.(достает из черного ящика маленький бюст А.С.Пушкина). А эта цитата из какого романа «Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые.» Правильно ребята это роман «Дубровский» и достает книгу «Дубровский»).Недавно на уроке литературы вы прочитали роман «Дубровский». Какое впечатление на вас произвел этот роман?Сегодня мы откроем одну из тайн романа, одну из причин популярности романа, но для этого нам нужно заглянуть в мастерскую А.С. Пушкина понять,чтобы понять, какими средствами он пользовался,для выразительности и убедительности образов его героев. Итогом нашего урока-проекта будет методический материал юному читателю в написании сочинения, подготовке к уроку по литературе.
На слайде презентации портрет А. С. Пушкина, титульный лист романа А. С. Пушкина «Дубровский»
Проверка домашнего задания
Ребята, а сейчас я вас приглашаю в «Историческую мастерскую» Пушкина А.С., узнаем историю создания романа. Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время. Эту работу выполняла дома поисковая группа. Ребята , слушайте доклад внимательно, потому что вам нужно будет на рабочих листках заполнить пропущенные слова в тексте по истории создания романа Пушкина, а в конце задания мы зададим вам вопросы.
2. История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский»(Слайд 2)
Над романом "Дубровский" А. С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П. В. Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А. С. Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820 - е годы и развивается в течение полутора лет.
2. А. С. Пушкин в 30 - е годы очень плодотворно поработал. Он написал около четырехсот стихов, главы романа "Евгений Онегин", пишет прозу, много критических и публицистических статей. Пребывание в Болдино имело еще результат, важный для дальнейшей биографии Пушкина. Здесь он убедился в разорённости и запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвание. Болдино не могло давать доходы. Будущее Пушкина заключалось в том, что он был "грамотей и стихотворец". Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот.
3. Тридцатые годы
По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. В этот период (1832) он задумывает "Дубровского" и "Историю Пугачева", в октябре возвращается в Болдино и проводит там до половины ноября. Это была вторая болдинская осень. Там он закончил "Историю Пугачева", написал "Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне" и много стихотворений. К этому же времени относится работа над "Пиковой дамой".
Творческий путь Пушкина с самого его начала — непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется в 30 - е годы, когда присущие поэту народность, историзм и реализм раскрывались во всей полноте его творческих возможностей.
Вопрос учителя: Как вы думаете, какие проблемы волновали А.С. Пушкина, чтобы написать роман «Дубровский»?
Ответы учащихся:
- не переставала волновать общественная несправедливость- богатые
дворяне лишали владений других дворян с помощью влиятельных связей.
-Волновала судьба
русского крестьянина;
- Непонимание между старшим и младшим поколением, конфликт отцов и
детей.
Итак, мы прошли «Историческую мастерскую»
3) «Литературная мастерская»
Чтобы правильно понять и раскрыть художественный образ романа предлагаю вспомнить некоторые литературные понятия. На листочке вы видите понятия, а отдельно их определения. Соотнесите каждое понятие с подходящим определением.(приклеивают к каждому понятию определение.) Я даю Вам одну минуту на выполнение этого задания. После выполнения задания каждая группа зачитывает ответ.
1) Вспомнить литературоведческие понятия : роман, композиция, сюжет, эпизод. (Слайды 3-5)
Роман – крупное эпическое произведение с развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.
Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Сюжет– последовательность и связь событий в художественном произведении.
Эпизод – отрывок, фрагмент художественного произведения.
В Романе А.С. Пушкина также можно выделить ключевые эпизоды. Давайте расставим эпизоды в нужной последовательности.
2) Задание на знание сюжета романа – расставить эпизоды в нужной последовательности: (Слайды 4-5) На маршрутном листе ребята клеят эпизоды в правильной последовательности. На выполнение задания даю вам 2 минуты.
1. Обед у Троекурова. |
6. Ссора Дубровского и Троекурова. |
4)Мастерская «Художественный образ устаревших слов» (Слайд 11)Прочитать современному человеку роман сложно, так как многие слова вышли из употребления и прежде чем анализировать художественные образы героев, мы должны познакомиться с устаревшими словами.Вам предстоит найти значения устаревших слов и выражений из текста романа , а в помощь вам будут словари русского языка(словарь В. Даля, фразеологический словарь, словарь пословиц и поговорок, толковый словарь.) Даю Вам две минуты на выполнение этого задания.
Исправник –начальник уездной полиции (1группа)
Холоп-крепостной человек, раб, слуга(1 группа)
Стремянный-конюх(2группа)
Гувернер- воспитатель, надзиратель за детьми,(2группа)
Стряпчий –чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела.(3группа)
Купчая-законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде.(3группа)
Молодцы, справились, теперь зачитайте значения устаревших слов, а остальные ребята записываем значения в рабочие листы.
5)Мастерская «Тропы» (Слайд 6)
В романе «Дубровский» А.С. Пушкин использует яркие средства художественной выразительности , которые помогают создать образы персонажей и передать настроение и атмосферу произведений. Ребята давайте вспомним какие средства художественной выразительности использует А.С.Пушкин? Приведите в пример цитаты из книги.
Эпитеты (1 группа)
Метафора (2 гуппа)
Сравнение (3группа)
6)Релакс пауза :Мастерская «Угадай эпизод» (Слайд 7)
Сейчас ,ребята ,вас ждет задание –отгадать эпизод романа и сделать сравнительный анализ Дубровского Андрея Гавриловича и Троекурова Кирилла Петровича цитатами из книг.
Дубровский Троекуров
Беден богат
Старик старик
Поручик гвардии в отставке генерал в отставке
Владеет одним поместьем Владеет несколькими поместьями
В подчинении 70 креп. В подчинении 3000 креп.
Сравнение двух героев дают читателю понять , насколько важно быть честным перед собой ,сохранять честь и достоинство в любой ситуации.
7)Мастерская «Художественный образ Маши Троекуровой» (Слайд 8)
В вашем классе были определены поисковые группы. Каждая группа работала над своим заданием.И сейчас 1первая группа нам представит доклад « Цитатная характеристика художественного образа Маши Троекуровой) .Выберите цитаты, которые помогут кратко охарактеризовать внешность и характер героя. Остальные внимательно слушают и записывают в рабочих листах внешность и характер героя. (зачитывают цитаты из книг, в руках произведение «Дубровский» и рисунок-портрет Маши Троекуровой)
8)Мастерская «Художественный образ Владимира Дубровского » (Слайд 9)
Следующая группа представит нам доклад и презентацию «Цитатные характеристики художественного образа Владимира Дубровского»Выберите цитаты, которые помогут кратко охарактеризовать внешность и характер героя. Остальные внимательно слушают и записывают в рабочих листах внешность и характер героя.(зачитывают цитаты из книг, в руках произведение «Дубровский» и рисунок-портрет Владимира Дубровского)
9)И третья поисковая группа представит нам доклад и презентацию «Цитатные характеристики художественного образа князя Верейского» Выберите цитаты, которые помогут кратко охарактеризовать внешность и характер героя. Остальные внимательно слушают и записывают в рабочих листах внешность и характер героя.(зачитывают цитаты из книг, в руках произведение «Дубровский» и рисунок-портрет князя Верейского )
10) Мастерская «Актерское мастерство» (Слайд 10)
Ребята, ваши работы помогли раскрыть художественные образы главных героевромана. А давайте посмотрим смогли ли актеры передать художественный образ героев?»
После выступления ребят педагог-библиотекарь показывает экранизацию, открывок из 4 серии фильма «Дубровский» (1988г.) режиссера В.Никифирова .(последней встрече Владимира и Маши и) и задает вопрос : «Смогли ли актеры передать художественный образ героев?» Второй вопрос: «Почему Маша не захотела стать свободной и убежать с Владимиром?
Ученики отвечают по разному:
*Маша боялась отца
*Была напуганной и слабовольной
*новый статус не позволял ей поступить иначе
*Она не видела будущего с Дубровским.
12)Мастерская « Домашнее задание-завершим роман» (Слайд 13)
В заключении Роман «Дубровский» Пушкин не завершил. Однако остались планы, черновики, из которых можно понять, как предполагалось развивать события — князь Верейский умирает, оставив Марью Кирилловну вдовой. Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и они соединяются. Дома пофантазируйте, воспользовавшись пушкинской подсказкой, допишите его вариант финала или придумайте свой.
12)Рефлексия:Дети по кругу передают бюст Пушкина и говорят : «Пушкин для меня…»(«Огонек общения»)
№ |
Этапы урока |
№ слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 |
Оргмомент |
|
Знакомство учащихся с целями урока |
Слушают учителя |
2 |
2 |
«Историческая мастерская» «История создание романа «Дубровский» |
|
Слушает сообщение учащихся |
Слушают сообщения учащихся, отвечают на вопрос |
3 |
3 |
«Литературная мастерская» |
|
Вспоминают определения терминов |
Соотносят термин и определения |
2 |
|
– Композиция романа |
|
Дает задание: |
Распределяют на рабочем листепо
порядку эпизоды : |
2 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Мастерская «Художественный образ устаревших слов»
|
|
Вам предстоит найти значения устаревших слов и выражений из текста романа , а в помощь будут словари русского языка(словарь В. Даля, фразеологический словарь, словарь пословиц и поговорок, толковый словарь.) |
Поиск значений устаревших слов в словарях русского языка |
5 |
5 |
Мастерская «Тропы»
|
|
Эпитеты Сравнение Привести в пример цитаты из книги.
|
Вспоминают тропы -важные элементы мышления, средства художественной выразительности
|
2 |
6 |
Мастерская «Угадай эпизод»
|
|
Задание угадать видео эпизод из фильма романа и провести сравнительный анализ и подтвердить свой ответ цитатами из текста
|
Готовят сравнительный анализ Дубровского Андрея Гавриловича и Троекурова Кирила Петровича
|
5 |
7 |
Физ.минутка |
|
Показывает и выполняет гимнастику для глаз |
Выполняют гимнастику для глаз |
1 |
8 |
Мастеская «Художественный образ Маши Троекуровой»
|
|
Задания группового характера были распределены за неделю до открытого урока. Учащиеся должны были самостоятельно подобрать материал цитатную характеристику художественного образа Маши Троекуровой |
Описывают образ и характер Маши Троекуровой с помощью цитат из романа Пушкина А.С. «Дубровский»
|
4 |
9 |
Мастеская «Художественный образ Владимира Дубровского»
|
|
Задания группового характера были распределены за неделю до открытого урока. Учащиеся должны были самостоятельно подобрать материал цитатную характеристику художественного образа Владимира Дубровского |
Описывают образ и характер Владимира Троекурова с помощью цитат из романа Пушкина А.С. «Дубровский»
|
5 |
10 |
Мастерская «Художественный образ князя Верейского»
|
|
И третья поисковая группа зачитывают цитаты о князе Верейском.
|
Описывают образ и характер князя Верейского с помощью цитат из романа Пушкина А.С. «Дубровский» |
5 |
11 |
Мастерская «Актерское мастерство» |
|
Показ экранизации, открывок из фильма «Дубровский» (1988г.) режиссера В.Никифирова. используется отрывок из 4 серии кинофильма о последней встрече Владимира и Маши и задает вопрос : «Смогли ли актеры передать художественный образ героев?» Второй вопрос: «Почему Маша не захотела стать свободной и убежать с Владимиром? |
Учащиеся отвечают на вопросы |
3 |
12 |
Мастерская «Домашнее задание-завершим роман» |
|
Задает вопрос: «Как бы вы закончили роман?» В заключении Роман «Дубровский» Пушкин не завершил. Однако остались планы, черновики, из которых можно понять, как предполагалось развивать события — князь Верейский умирает, оставив Марью Кирилловну вдовой. Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и они соединяются. |
Рассуждения учащихся |
1 |
13 |
Рефлексия |
|
«Огонек общения» |
Дети по кругу передают бюст Пушкина и говорят : «Пушкин для меня…» |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.