Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе), высота которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Степ – аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода
Мастер – класс
«Использование гимнастики с
элементами степ аэробики на
уроках физической культуры».
Подготовил и провел:
Учитель физической
культуры : Добрышев С.А
г.ОреховоЗуево
2015г
В настоящее время проблема физического воспитания детей
школьного возраста занимает центральное место в современном
обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья,
правильного физического развития, формируются двигательные
действия.
Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз по
специальной доске (платформе), высота которой может меняться в
зависимости от уровня сложности упражнения. Степ – аэробика
развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует
равновесие. Аэробика — это система физических упражнений,
энергообеспечение которых осуществляется за счет использования
кислорода. Для достижения эффекта продолжительность выполнения
этих упражнений должна составлять не менее 20—30 минут. Занятия
аэробикой доставляют малышам большое удовольствие. Для того чтобы
сделать их еще более интересными и насыщенными придумали
индивидуальный снаряд — степ доску. Степ — это ступенька высотой
не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см. Снаряд очень полезен в
работе с детьми. Первый плюс — это огромный интерес ребятишек к
занятиям степаэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного
года. Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие,
потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры. Третий
плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в
пространстве, общей выносливости, совершенствование точности
движений. Четвертый плюс — воспитание физических качеств:
ловкости, быстроты, силы и др. Повышается выносливость, а вслед за
этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство
степ аэробики — ее оздоровительный эффект. Детям от природы
свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать
руками. И чаще всего, ребёнок только на занятии по физической
культуре может дать волю, энергии заложенной в нём. Но этого,конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли
подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия
аэробикой, в частности степ аэробикой. На занятиях дети учатся не
только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного
процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически,
интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют
в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.
Я изучила методику проведения занятий по степаэробике. И сегодня
хочу поделиться со своим опытом работы.
Цель моего мастеракласса: Распространение педагогического опыта
работы школьного возраста в проведение степаэробики.
Задачи: Передать способы методических приёмов в овладение
детьми основных шагов в степаэробике;
создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в
общении.
Степаэробикой можно заниматься в различных вариантах:
в форме полных занятий оздоровительнотренирующего характера с
детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 2535
минут;
как часть занятия (продолжительностью от 10 до 15 минут;
в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и
эмоциональный эффект;
в показательных выступлениях детей на праздниках;
как степразвлечение.
На занятиях по степаэробике решаются следующие задачи:
• Укрепление здоровья:
• Способствовать оптимизации роста и развитию опорно
двигательного аппарата;
• Повышать работоспособность и двигательную активность;
• Формировать правильную осанку;
• Содействовать развитию и функциональному совершенствованию
органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и
нервной систем;
• Развивать потребность в систематических занятиях спортом.
• Совершенствование психомоторных способностей:
• Развивать двигательные качества: мышечную силу, выносливость,
быстроту, гибкость и координационные способности;
• Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание,
умения согласовывать движения с музыкой;
• Способствовать улучшению психического состояния, снятию
стрессов;
пластичности и
• Формировать навыки выразительности,
грациозности движений;• Развивать чувство уверенности в себе.
• Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:
• Воспитывать
эмоционального
• Развивать чувство товарищества, взаимопомощи;
• Воспитывать коллективные движения (синхронность).
раскрепощенности и творчества в движениях;
умения
выражения,
В степаэробике используются определённые названия (термины) для
каждого конкретного движения. Термины заимствованы из зарубежных
источников, поэтому используются названия на английском языке. Для
простаты обучения выделена группа базовых шагов, на основе которых
и строятся блоки и комбинации упражнений степаэробики. При работе
с детьми необходимо изменить название шагов, чтобы дети их
понимали.
Название основных шагов для разминки
Профессиональные термины
Термины для детей
Марш
Приставной шаг.
Два приставных шага.
Открытый шаг.
Марш – шаги на месте
Стептачь на 1– шаг правой ногой в
правую сторону;
2– левую ногу приставить к правой
ноге на носок (точка);
3 шаг левой ногой в левую
сторону;
4 правую ногу приставить к левой
ноге на носок (точка).
Степлайв 1 шаг правой ногой в
правую сторону; 2 левую ногу
приставить к правой ноге; 3 шаг
правой ногой в правую сторону;
4 левую ногу приставить к правой
ноге на носок (точка); 5 шаг левой
ногой в левую сторону; 6 правую
ногу приставить к левой ноге;
7 шаг левой ногой в левую сторону;
8 правую ногу приставить к левой
ноге на носок (точка).
Опен степ И.П. ноги врозь; 1
полуприсед;
2выпрямляя ноги,
слегка наклон туловища вправо,
левую ногу ставить на носок;
3полуприсед;
4 выпрямляя ноги, слегка наклон
туловища влево, правую ногу на
носок.Степ «кёрл» И.П. ноги врозь.
2выпрямляя ноги
1полуприсед;
слегка наклон вправо, левую ногу
согнуть в колене и
постараться
ступнёй коснуться ягодиц «захлёст»;
3 разогнуть левую ногу поставить на
пол, полуприсед;
4выпрямляя ноги слегка наклон
влево, правую ногу согнуть в колене и
постараться ступнёй коснуться
ягодиц «захлёст»; 1разогнуть правую
ногу поставить на пол, полуприсед; 2
34 то же.
Греб вайл 1 шаг правой ногой в
правую сторону; 2 левую ногу
приставляя к правой ноге накрест
назад; 3 шаг правой ногой в правую
сторону; 4 левую ногу приставить к
правой ноге на носок (точка);
5 шаг левой ногой в левую сторону;
6 правую ногу приставляя к левой
ноге накрест назад; 7 шаг левой
ногой в левую сторону;
8 правую ногу приставить к левой
ноге на носок (точка).
Шаг страдел (шаги делаются по
одной линии в сторону):
И.П. ноги вместе. 1 шаг правой
ногой в правую сторону;
2 шаг левой ногой в левую сторону;
3 правой ногой вернуться в и.п.;
4 левой ногой вернуться в и.п.
Кни ап Ходьба на месте с высоким
подниманием коленей;
1 поднять правое колено вверх,
носок тянуть вниз;
2 – опустить ногу на пол; 34 то же
поднимая вверх левое колено.
Захлёст.
Скрёстный шаг.
(Принцесса)
Ноги врозьврозь, вместевместе.
Петушок
Мамба И.П. ноги вместе, левая
нога стоит на месте.
1шаг правой ногой вперёд;
2шаг левой ногой на месте;
3шаг правой ногой назад;
4 шаг левой ногой на месте.
Мамба.Чачача.
Рокстеп.
То же с левой ногой.
Дабле степ два приставных шага
прыжками,
завершая скрёстным
шагом;
1 шаг правой ногой в правую
сторону; 2 левую ногу приставить к
правой ноге; 3 шаг правой ногой в
правую сторону; 4 левую ногу
приставляя к правой ноге назад
накрест; 5 шаг левой ногой в левую
сторону; 6 правую ногу приставить к
левой ноге; 7 шаг левой ногой в
левую сторону; 8 правую ногу
приставляя к левой ноге назад
накрест.
Рокстеп два приставных шага
прыжками, в конце мамба
1 шаг правой ногой в правую
сторону; 2 левую ногу приставить к
правой ноге; 3 шаг правой ногой в
правую сторону; 4 левую ногу
приставляя к правой ноге;
5 шаг левой ногой назад накрест;
6 шаг правой ногой на месте; 7 шаг
левой ногой вперёд; 8 шаг правой
ногой на месте.
Название основных шагов в основной части
Все шаги выполняются по диагонали.
Основные шаги на степах
Название шагов детям
встать на степ правой ногой;
Базовый шаг. И.П. о.с.
•
2 приставить к ней левую.
3опустите правую ногу на пол;
4 левую ногу.
То же с левой ноги.
V степ (ви – степ) шаги врозьврозь,
вместевместе.
И.П. – о.с.
1поставить правую ногу, на правый
Основной шаг.
Галочка.Буква А.
Касание.
Угол с касанием.
край степа;
2встать на степ левой ногой, на
левый край степа;
3опустить со степа правую ногу в
и.п.;
4опустить со степа левую ногу в и.п.
А – степ.
Шаги вместевместе, врозьврозь.
И.П. ноги врозь.
1поставить правую ногу, на степ;
2встать на степ левой ногой, ноги
вместе;
3опустить со степа правую ногу в
и.п.;
4опустить со степа левую ногу в и.п.
Касание.
И.П. – о.с.
1 встать на степ правой ногой, на
левый край степа;
2левой ногой носком коснуться
степа;
3на пол поставить левую ногу;
4опустить на пол правую ногу;
5встать на степ левой ногой, на
правый край степа;
6правой ногой носком коснуться
степа;
7 на пол поставить правую ногу;
8опустить на пол левую ногу.
Угол с касанием.
И.П. о.с. Угол с касанием степа.
1 встать на степ правой ногой, на
левый край степа;
2 левой ногой носком коснуться
степа;
3 с боку от степа на пол поставить
левую ногу;
4опустить на пол правую ногу на
носок (точка);
5встать на степ правой ногой;
6левой ногой носком коснуться
степа;
7на пол поставить левую ногу, в и.п.
8опустить на пол правую ногу, в и.п.
То же начинать с левой ноги, на
правый край степа.
Захлёст.
И.П. о.с.
1 встать на степ правой ногой, наЗахлёст.
Солдатик.
левый край степа;
2левую ногу согнуть в колене и
постараться ступнёй коснуться
ягодиц «захлёст»;
3разогнуть левую ногу поставить на
пол; 4опустить со степа правую ногу;
5встать на степ левой ногой, на
правый край степа;
6правую ногу согнуть в колене и
постараться ступнёй коснуться
ягодиц «захлёст»;
7разогнуть правую ногу поставить на
пол;
8опустить со степа левую ногу.
Угол с захлёстом
1 встать на степ правой ногой, на
левый край степа;
2левую ногу согнуть в колене и
постараться ступнёй коснуться
ягодиц «захлёст»;
3 с боку от степа на пол поставить
левую ногу;
4 правую ногу согнуть в колене и
постараться ступнёй коснуться
ягодиц «захлёст»;
5встать на степ правой ногой;
6 левую ногу согнуть в колене и
постараться ступнёй коснуться
ягодиц «захлёст;
7на пол поставить левую ногу, в и.п.
8опустить на пол правую ногу, в и.п.
То же начинать с левой ноги, на
правый край степа.
Колено вверх
И.П. – о.с.
1 встать на степ правой ногой, на
левый край степа;
2левую ногу согнуть в колене и
поднять вперёдвверх;
3разогнуть левую ногу и поставить
на пол;
4опустить на пол правую ногу;
5встать на степ левой ногой, на
правый край степа;
6правую ногу согнуть в колене и
поднять вперёдвверх;
7разогнуть правую ногу и поставить
на пол;
8опустить на пол правую ногуСолдатик шагает.
Ласточка.
Мах ноги вперёд.
«Отдохнём».
Подскок
И.П. о.с.
Угол с подниманием
колена вверх и подскок
1 встать на степ правой ногой, на
левый край степа;
2левую ногу согнуть в колене и
поднять вперёдвверх, подскок;
3разогнуть левую ногу и поставить
на пол с боку от степа;
4 правую ногу согнуть в колене и
поднять вперёдвверх, подскок; 5
встать на степ правой ногой, на
правый край степа;
6 левую ногу согнуть в колене и
поднять вперёдвверх, подскок;
7разогнуть левую ногу и поставить
на пол, в и.п.;
8опустить на пол правую ногу, в и.п.
То же начинать с левой ноги, на
правый край степ.
Мах ногой назад.
И.П. о.с.
1 встать на степ правой ногой, на
левый край степа;
2мах левой ногой назад, руки
поднять вверх, прогнуться назад;
3на пол поставить левую ногу;
4опустить на пол правую ногу;
5встать на степ левой ногой, на
правый край степа;
6мах правой ногой назад, руки
поднять вверх, прогнуться назад;
7на пол поставить правую ногу;
8опустить на пол левую ногу.
Кик. Мах ноги вперёд.
И.П. то же.
1 встать на степ правой ногой, на
левый край степа;
2левой ногой «кик» мах вперёд;
3на пол поставить левую ногу;
4опустить на пол правую ногу;
5встать на степ левой ногой, на
правый край степа;
6правой ногой «кик» мах вперёд;
7 на пол поставить правую ногу;
8опустить на пол левую ногу.
«Мамба».
И.П. – о.с. Левая нога стоит на месте.
1шаг правой ногой вперёд на степ;
2шаг левой ногой на месте;3шаг правой ногой назад спуститься
со степа;
4 шаг левой ногой на месте.
Затем, то же, только правая нога
стоит на месте, движения левой
ногой.
Выпад назад.
И.П. стоя на степе, руки вниз.
1опустить на пол назад правую ногу,
на всю ступню, руки согнуть в
локтях вверх; 2вернуться в и.п.;
34 то же опуская левую ногу.
Выпад в сторону.
И.П. стоя на степе, руки вниз.
1 выпад правой ногой в правую
сторону, встать на пол, руки в
стороны; 2 вернуться в и.п.;
3 выпад левой ногой в левую
сторону, встать на пол, руки в
стороны; 4 вернуться в и.п.
Выпад вперёд.
И.П. стоя на степе, руки согнуты в
локтях перед грудью.
1 опустить на пол вперёд правую
ногу сделать выпад, руки в стороны;
2вернуться в и.п.;
34то же опуская левую ногу.
Мамба.
Силачи.
Бабочка.
Лебедь.
Заключение:
Наблюдая за вами в процессе нашей работы я с уверенностью могу
сказать, что вы справились с техникой овладения степаэробики.
Вы все гибкие, стройные, подтянутые. А теперь, я бы хотела узнать
ваше мнение. Кто считает проведённый мною мастер классплодотворный встаньте на степы.
Литература:
• Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. СаФиДансе. Танцевальноигровая
гимнастика для детей: учебнометодическое пособие для
педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: "Детство
пресс", СанктПетербург, 2000г.
• Степаэробика
• Иванова О., Поддубная Ж. 100 упражнений стретчинга для всех
групп мышц//Спорт в школе. 1998.№ 3738, октябрь.
• Лисицкая Т.С. , Сиднева Л.В. Аэробика в 2 т.:1 том Теория и
методика. М.: Федерация аэробики, 2002.232с.
• Физическая культура. Программы для общеобразовательных
учреждений.111 кл./Авт.сост.А.П.Матвеев, Т.В.Петрова,3е
изд., стереотип. М.: Дрофа,2005.94,[2] с.
• Шабоха Е.Г., Соколов Г.Я., Кислухина И.И., Трушкова М.П.
Оздоровительная аэробика для школьников: Методические
рекомендации. Омск:СибГАФК,1998.4 с.