Мастер -класс для родителей дошкольников. Цель мастер-класса: Повышать компетентность родителей по использованию различных методов развития мелкой моторики у детей. Задачи: Познакомить родителей с играми и упражнениями для развития мелкой моторики детей,
вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.
Мастер – класс воспитателя Лобанович Т. А. «Ловкие пальчики».
Воспитатель: Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук
ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если
связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но
сначала они должны освоить такие приемы сами.
Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто
будет взрослым, а кто ребенком.
«Рисуем стихи» (Рисование цветным песком или манкой).
Каждая пара получает поднос (30х40см), цветной песок.
1.Рисование по стихотворению .
Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст,
а взрослый дорисовывает детали к изображению. Таким образом можно
нарисовать разные короткие стишки.
Солнышко.
Вышло солнце в небеса
И глядит во все глаза.
Здравствуй, солнце золотое!
Хорошо гулять с тобою
Словно добрыми руками,
Обнимаешь нас лучами.
2. Свободное рисование. Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким
равномерным слоем рассыпьте по нему песок или любую мелкую крупу.
Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия.
Попробуйте нарисовать какиенибудь предметы (забор, дождик, волны,
буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики
рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие
фантазии и воображения.Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или какихлибо
историй при помощи пальцев. Доказано, что между речевой функцией и
моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых
органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Сначала текст читает
воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.
Я рубашку сшила мишке.
(Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки.
(Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить
(Показывает карман.)
И платочек положить.
(Вкладывает в карман платочек.)
На плите сварилась каша.
(Берет кастрюлю с плиты.)
Где большая ложка наша?
(Ищет ложку.)
Я тебе перед едой
Руки вымою водой,
(«Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)
Повяжу тебе салфетку,
(Завязывает салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку,
(Дает на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей(«Поит» молоком.)
И гулять пойдем скорей!
(Берет мишку за лапку и идет гулять.)
Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа
биологически активных зон.
Чистая водичка (моющие движения)
Умоет Саше личико (поглаживающие движения по щекам),
Анечке ладошки (интенсивное потирание ладоней),
А пальчики Антошке (массаж поочередно каждого пальчика,
«снимаем» перчатки).
Аи, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),
Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения
обеими ладонями),
Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),
Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).
«Чудесные прищепки». Особенный интерес у малышей вызывают прищепки.
Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев,
но и речи. Прежде всего, ребенок должен научиться нажимать на прищепку,
чтобы она открылась, используя при этом силу пальчиков.
На этом этапе подойдет игра «Найди жучка». Закрепите прищепки разных
цветов в разных местах комнаты: на шторках, на скатерти, на кресле.
Предложите малышу отыскать разноцветных жучков и собрать их в ведерко.
Для этого малышу надо будет сосредоточить внимание – найти прищепку
жучка, а потом снять ее, приложив усилие. Если малыш еще не знает цвета,
взрослому необходимо обозначать какого по цвету жучка нашел ребенок. В
дальнейшем игру можно усложнить, предлагая найти сначала только красных
жучков, потом желтых и т. д.А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? –
Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! – А какого оно цвета? – Желтое!
И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных
сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки
сделать… что? Яблоко. И так далее.
«Разговор животных».
Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить
действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это
действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или
аист, кошка или собака. Короткие стишки про этих животных, которыми
будет сопровождаться это движение помогут озвучить прищепку и она станет
лаять, мяукать или щелкать клювом.
В этих упражнениях дети последовательно открывают до упора и закрывают
прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков:
Двое маленьких галчат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
Потому что есть хотят.
Что за звуки у пруда?
Квасу, квасу нам сюда!
Квасу, квасу, простокваши!
Надоела нам вода!
«Поможем маме»
Еще один пример игры лежит в прямом применении прищепки. И тогда цель
игры с прищепкой будет совмещена с ролевой игрой, когда малышу нужно
будет развесить на веревочке кукольную одежду и закрепить ее прищепкой.
Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можноподготовить бумажную одежку), натянутая веревка, прищепки. Ребенок
развешивает «белье», сопровождая движения словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Нашей маме помогали,
Всю одежду постирали.
Надо все теперь сушить
На прищепки зацепить.
В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим
родителям памятки «Заучиваем стихи с малышами». (Приложение №2).