Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Попробуйте это интеллектуальное лакомство, предложите его Вашим ученикам! Творческий подход, нестандартное мышление, наглядность и креативность - вот что Вас ждет.Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н. Островский
Муниципальный этап
Всероссийского профессионального
конкурса
«Учитель года - 2017»
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
Ассоциативная головоломка
нового поколения
Мастер-класс
учителя истории и обществознания
МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 2»
Ионовой Андрианны Орестовны
Интеллектуальное лакомство!
КРО
???
С
СЕН
С
???
Кроссенс (с английского) пересечение смыслов
Придумано по аналогии со словом «кроссворд».
Ассоциативная цепочка из 9 картинок,
возможны и простые варианты (4 или 6).
Разработан
Впервые опубликован
в 2002 году
в журнале «Наука и жизнь»
Владимир Бусленко
доктор технических наук,
художник и философ
Сергей Федин
писатель, педагог
и математик
Разработан Владимир Бусленко доктор технических наук, художник и философСергей Фединписатель, педагог и математикВпервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь»
Как читать?
Слева направо и сверху вниз!
Далее двигаться только вперед
и заканчивать на центральном 5 квадрате,
таким образом получается цепочка
завернутая «улиткой».
Начинать можно как с
первой,
так и с любой
узнаваемой картинки.
1
4
7
2
5
8
3
6
9
Как составлять?
Алгоритм:
1. Определить тематику, общую идею.
2. Поиск и подбор изображений.
3. Выделить 9 элементов - изображений, имеющих
отношение к идее, теме.
4. Найти связь между элементами, определить
последовательность.
5. Сконцентрировать смысл в 5 элементе.
6. Выделить отличительные черты, особенности
каждого элемента.
7. Выход на новый уровень. Замена прямых образов
и
ассоциаций косвенными, символическими.
Как применять на уроке?
1. Проверка домашнего задания (с помощью кроссенса
рассказать о материале прошлого урока, функция опорной
образной схемы).
2. Формулировка темы урока, постановка цели урока
(найдите связь между изображениями и определите тему урока;
определите, что мы будем делать).
3. Раскрытие информационного блока темы, поиск
проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в
образах и символах).
4. Обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из
изображений, которые появлялись в ходе урока на разных
этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод).
5. Организация групповой работы (составление кроссенса на
заданную тему из предложенных изображений, сравнение
кроссенсов групп).
6. Творческое домашнее задание (составление кроссенса в
печатном или электронном виде на заданную тему)
7. Построение структуры урока (девять элементов кроссенса
Использовать кроссенс можно на любом уроке в любом
могут содержать в себе последовательное отражение структуры
урока с именем, целью или проблемой в середине).
классе.
Иван
Павлович
Гореликов
Петр
Иванович
Марьясов
Георгий
Иосифови
ч
Туруханов
Евгений
Васильеви
ч Биков
ДОСТОЙНЫЕ
СЫНЫ
ОТЕЧЕСТВА!
ЗАЩИТНИКИ
РОДИНЫ!
Федор
Петрович
Тюменцев
Дмитрий
Дмитриеви
ч Полищук
Олег
Анатольеви
ч Тибекин
Ефим
Семенович
Белинский
ДОСТОЙНЫЕ СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА!ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ!Иван Павлович ГореликовПетр Иванович МарьясовГеоргий Иосифович ТурухановФедор Петрович ТюменцевЕфим Семенович БелинскийОлег Анатольевич ТибекинДмитрий Дмитриевич ПолищукЕвгений Васильевич Биков
Упражнение
для развития логического и творческого
Попробуем?
мышления
Ваша задача – объяснить кроссенс,
составив
рассказ – ассоциативную цепочку,
посредством взаимосвязи
изображений.
Девять изображений расставлены таким
образом, что каждая картинка имеет
связь с
предыдущей и последующей, а
центральная
объединяет по смыслу сразу несколько.
Улица
Невского
Улица
Донского
Улица
Ломоносов
а
Улица
Гастелло
Улицы
Северо-
Енисейского
Улица
Кутузова
Улица
Фрунзе
Улица
Суворова
Улица
Лермонтов
а
Улицы Северо-ЕнисейскогоУлица НевскогоУлица ДонскогоУлица ЛомоносоваУлица КутузоваУлица ЛермонтоваУлица СувороваУлица ФрунзеУлица Гастелло
Предлагаю обратный процесс!
Пожалуйста, составьте логические цепочки, в
виде слов или словосочетаний, можете
схематично на своих листах
зарисовать кроссенс.
Помните о правилах составления
и чтения кроссенса!
Предметные области - на ваш выбор.
Затем Вам необходимо будет представить
результат работы.
Возможные темы:
«85 лет Северо-Енисейскому району»
«90 лет родному Северо-Енисейскому»
«Учитель года – 2017»
«Учительское счастье»
А что в результате?
1. Развитие логического и образного мышления,
глубина понимания заданной темы.
2. Развитие коммуникативных и регулятивных
умений работы с информацией.
3. Повышение инициативности, креативности и
развитие воображения.
4. Повышение мотивации и развитие способности
самовыражения.
5. Способ организации КТД по созданию
стенгазеты, интеллектуальной игры,
оформление фотоальбома класса
и т.п.
МЕТАПРЕДМЕТ
как «пересечение
Можно ли прием кроссенса трансформировать до
метода или даже до технологии в рамках идеи
Метапредметные категории (метатемы):
смыслов»!
метапредмета?
1. Определение и понятие.
2. Рисунок и схема.
3. Знание и информация.
4. Цель и задача.
5. Роль и позиция.
6. Модель и способ.
7. Содержание и форма.
8. Порядок и хаос.
9. Знание и незнание.
Спасибо за внимание!
Творческих Вам успехов
и вдохновения!
Творческая работа —
это прекрасный,
необычайно тяжелый
и изумительно радостный труд.
Н. Островский