Мастер-класс для педагогов «Кинезиология: Обучение через движение»
Оценка 4.8

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология: Обучение через движение»

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа +2
Детсад
11.06.2017
Мастер-класс для педагогов  «Кинезиология: Обучение через движение»
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологические упражнения. Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движениях.Для ребенка 2-7 лет средой жизнедеятельности является дошкольная образовательная организация, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним детский сад, она должна предполагать создание условий, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.
Мастер-класс Буздуган Н.А..doc
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области Мастер­класс для педагогов  «Кинезиология: Обучение через движение» Буздуган Наталья Александровна, Педагог­психолог  высшей квалификационной категории 21 апреля 2017 г. Цель   мастер­класса: Повышение   профессиональной   компетентности педагогов   по   использованию   нетрадиционных   форм   развития   в   работе   с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1.   Познакомить   участников   мастер­класса   с   методом   кинезиология. 2. Разучить с участниками мастер­класса кинезиологические упражнения, дать им   возможность   заимствовать   элементы   педагогического   опыта   для собственного. 3. Закрепить умения участников мастер­класса применять полученные знания в практике. Оборудование: мультимедийная презентация. «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга.  Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого»  (Мэрили Зденека. «Развитие правого полушария) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер­класс на тему: «Кинезиология: Обучение через движение». Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками нашего мероприятия. И   мне   хочется,   уважаемые   коллеги,   поближе   познакомить   вас   с кинезиологией. Буду рада, если данный метод вы будете использовать в своей работе. Для   ребенка   2­7   лет   средой   жизнедеятельности   является   дошкольная образовательная   организация,   где   дети   проводят   до   70%   времени бодрствования.   Поэтому   вполне   естественно,   что   кроме   задачи   усвоения ребенком  определенной  суммы  знаний,  умений  и навыков,  которую  ставит перед   ним   детский   сад,   она   должна   предполагать   создание   условий, раскрывающих   резервы   организма,   способствующих   росту,   развитию   и сохранению здоровья. В качестве психолого­педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур,   в   частности,   рекомендуется   опираться   на   кинезиологические упражнения. Слово   «кинезиология»   происходит   от   греческого   слова   «кинезис», обозначающего движение, и «логос» ­ наука, т.е. наука о движениях. Кинезиология   ­   наука   о   развитии   умственных   способностей   и физического   здоровья   через   определенные   двигательные   упражнения.   Эти упражнения   позволяют   создать   новые   нейронные   связи   и   улучшить межполушарное   взаимодействие,   которое   является   основой   развития интеллекта. Интересно   отметить,   что   человек   может   мыслить,   сидя   неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности   построены   все   нейропсихологические   коррекционно   – развивающие программы.   Неподвижный ребенок не обучаем, поэтому   его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность. Совершенствование   интеллектуальных   и   мыслительных   процессов необходимо   начинать   с   развития   движений   пальцев   и   тела.   Работу, направленную   на   развитие   ребенка,   необходимо   строить   от     развития движений к мышлению, а не наоборот. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных   отделов   коры   головного   мозга,   ее   больших   полушарий,   что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Задачи: ­ синхронизация работы полушарий; ­ развитие мелкой моторики; ­ развитие памяти, внимания, речи; ­ развитие мышления; ­ снижение утомляемости, формирование произвольного контроля; ­ повышение стрессоустойчивости. Для   результативности   развивающей   работы   необходимо   учитывать определенные условия: ­занятия проводятся ежедневно; ­занятия   проводятся   утром   по   5­10   минут,   как   часть   занятия   для   детей дошкольного возраста или как гимнастика; ­занятия проводятся в доброжелательной обстановке; ­от детей требуется точное выполнение движений и приемов; ­упражнения проводятся стоя или сидя за столом. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. В   глазодвигательные   упражнения, комплексы   включены   дыхательные, упражнения на релаксацию и массаж (ушных раковин, лица), упражнения на растяжку мышц и на самоощущение тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику   организма,   развивают   самоконтроль   и   произвольность, восстанавливают   и   формируют   правильное   дыхание.   Глазодвигательные упражнения   позволяют   расширить   поле   зрения,   улучшить   восприятие, способствуют   профилактике   глазных   заболеваний.   Однонаправленные   и разнонаправленные   движения   глаз   и   языка   развивают   межполушарное взаимодействие   и   повышают   энергетику   организма.   Упражнения   на релаксацию организма способствуют расслаблению, снятию напряжения. Детям   раннего   возраста   доступны   многие   кинезиологические упражнения, такие, как «Пальчик, зайчик, кулачок»,  «Дом, замок, расческа, ежик», «Гуси», «Заяц, коза», «Оладушки, фонарики»,  (однонаправленные), к 3   годам   дети   могут   выполнять   упражнение   «Очки,   бинокль,   колечки», разнонаправленные движения (оладушки, фонарики). После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, с четырех­ пяти   лет   дается   комплекс   пальчиковых   кинезиологичеких   упражнений. Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослыми, затем самостоятельно по   памяти,   постепенно   от   занятия   к   занятию   увеличивается   время   и сложность   заданий.  Упражнение   выполняется   сначала   правой   рукой,  затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («заяц­коза­вилка»), произносимыми вслух или   про   себя.   Осуществление   речевого   контроля   помогает   гиперактивным детям  сконцентрировать внимание на упражнении. По   мере   усвоения   материала     рекомендуется   усложнять     задания: увеличивать   скорость   выполнения   упражнений,   выполнять     с   закрытыми глазами, (исключить зрительный контроль) каждое упражнение выполнять по 2   раза,   включать     или артикуляционные упражнения; исключить показ и ориентироваться только на голос педагога.    в   упражнение   глазодвигательные   движения     Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, которые уже полюбились деткам. «Лезгинка» ­ левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном   положении   прикоснуться   к   мизинцу   левой.   После одновременно сменить положение правой и левой рук. «Симметричные рисунки» ­  рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз, геометрические   фигуры   и   т.д.   Главное,   чтобы   ребенок   смотрел   во   время «рисования» на свою руку). «Зеркальное   рисование»   ­  Положите   на   стол   чистый   лист   бумаги. Возьмите   в   обе   руки   по   карандашу   или   фломастеру.   Начните   рисовать одновременно обеими руками зеркально­симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозг. "Кулак ­ ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая   в   кулак   ладонь,   ладонь   ребром   на   плоскости   стола,   ладонь   на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. «Кошка» ­ последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).  «Ухо­нос» ­   левой   рукой   взяться   за   кончик   носа,   правой   ­   за противоположное   ухо,   затем   одновременно   опустить   руки   и   поменять   их положение. «Ладушки­оладушки»:   правая   рука   лежит   ладонью   вниз,   а   левая   – ладонью   вверх;   одновременная   смена   позиции   со   словами:   «Мы   играли   в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем» Сначала   мы   с   воспитанниками   разучиваем   упражнения,   отрабатывая технику. А затем, используем их в сюжете совместно придуманных сказок. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа   головного   мозга,   развивается   речь,   активизируется   словарь, развивается воображение, мышление.  Сегодня   предлагаю   вам   проиграть  кинезиологическую  сказку  «Два котенка». (способ организации  – сидя за столами) Жил­был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок). Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка»   со словами: «Кулачок­ладошка, так гуляет кошка»).   В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны). И   вот   однажды,   Снежок   вышел   из   своего   дома,   прогуляться   (выполнение упражнения «Кошка»   правой   рукой   со   словами:   «Кулачок­ладошка,   так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упражнения«Кошка» левой рукой со словами). Он быстро помчался к нему, в   быстром   темпе). чтобы   познакомиться   (выполнение   упражнения «Кошка» Котенка   звали   Уголек.   Они   подружились   и   стали   бегать   друг   за   другом (выполнение   упражнения «Кошка» с   одновременной   сменой   позиции). И   тут   Снежок   нашел   на   траве   кольцо   (упражнение «Кольцо»:   поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами:«Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую   лапку,   а   затем   на   левую,   но   колечко   оказалось   ему   велико. Тогда   Уголек   стал   его   примерять   (Упражнение «Кольцо»:   из   большого   и указательного   пальцев   правой   руки   делаем   колечко   и   начинаем   его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец,   безымянный,   средний,   указательный,   большой   –   ой,   ой,   ой!»). И   тут   кольцо   упало   и   покатилось   по   тропинке   –   котята   за   ним (упражнение «Кошка»). И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка   и   громко   плакала,   от   того,   что   ей   было   грустно   одной. Котята   решили   ее   развеселить   и   показали   ей   интересную   игру (упражнение «Ладушки­оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью   вверх;   одновременная   смена   позиции   со   словами:   «Мы   играли   в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но   лягушка   не   стала   веселей,   тогда   котята   предложили   ей   станцевать (упражнение «Лезгинка»:   левую   руку   сложить   в   кулак,   большой   палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость). Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»: смена трех положений руки кулак­ребро­ладонь, со словами:«Лягушка хочет в пруд, лягушке   страшно   тут!»).   Котята   попрощались   с   ней   и   тоже   отправились домой (упражнение «Кошка»). По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды   (упражнение «Звездочки»:   правая   ладонь   пальцы   в   кулак,   левая   – пальцы в стороны – смена позиций). Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули. Большинство   из   нас   выполняют   рутинные   ежедневные   физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите ребенку чистить зубы,   причесываться,   доставать   предметы,   рисовать   и   даже   писать   другой рукой. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело! Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют   более   интересному,   разнообразному   и   эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском   саду.   Умелыми   пальцы   становятся   не   сразу.   Систематически выполняя   пальчиками   различные   упражнения,   дети   достигают   хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Благодарю участников мастер – класса, надеюсь, что вы узнали для себя интересную и полезную информацию. Список использованной литературы: 1.  Валиева   Н.М.,   Гусева   Т.А.,   Рахимова   С.В.  Современные кинезиологические технологии в развитии сенсомоторики детей дошкольного возраста. 2. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Гимнастика Мозга. 3. Любимова Н. «Кинезиология или Природная Мудрость Тела». 4.  Основы  психотерапевтической   кинезиологии. Учебно­методическое пособие. Сост.: Чобану И. К. 5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском   возрасте:   Учебное   пособие  для   высших   учебных  заведений. –  М., 2002. 6.  Сиротюк   А.Л.   Обучение   детей   с   учетом   психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. 7.  Стокс   Г.,   Уайтсайд   Д.   Коррекция   дислексических   нарушений способности к обучению и интеграция головного мозга. 2003г. – 218с.   8.   Шанина   Г.   Е.   Упражнения   специального   кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999. 9. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов  «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов  «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов  «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов  «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов  «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов  «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология: Обучение через движение»

Мастер-класс для педагогов  «Кинезиология: Обучение через движение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2017