Мастеркласс для воспитателей «Использование
приемов мнемотехники в работе с дошкольниками»
Иванова С.А.
Приветствие.
Утром рано вы проснулись, потянулись (потягиваются)
Где же, Солнышко? Солнышко! (фонарики вверху)
Выпивали чашку чая (одна ладошкаблюдце, другая чашка, подносим ко рту, как будто
пьём)
До донышка, до донышка (стучим кулачком по ладошке)
Ели на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)
С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)
Нука вместе, нука дружно скажем: Здравствуйте!
Здравствуйте, уважаемые коллеги ! Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастеркласс, а сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….Но как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)
Дайте мне тогда ответ помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас тогда: Активными все будете? (Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастеркласс.
1слайд.
Сегодня, тема мастер класса "Использование мнемотехники в работе с
дошкольниками. " Цель представить один из методических приемов обеспечения
эффективного решения учебновоспитательных задач и развитие творческих
способностей.
2 слайд.
Понятие мнемотехники произошло от имени греческой богини Мнемозины, богини
памяти. Мнемотехника это искусство запоминания, творческий процесс, история
которого насчитывает более 2500 лет. В современном обществе мнемотехника является
одним из методов наглядного моделирования. И актуальность использования метода
заключается в развитии ассоциативного мышления, воображения, обогащении словарного
запаса и формированию связной речи и развитию мелкой моторики рук.
1 задание.
3 слайд.
Перед вами пустое поле, которое символизирует ваши знания о данном методе. Чтобы его
превратить в цветущий луг предлагаю вам, представить себя цветком, который будет
соответствовать вашему внутреннему миру и настроению и рассказать о себе. Выберите
цветок, с которым вы себя ассоциирует, а затем объясняет, например: «Сегодня я
приветливая и нежная, как ромашка". 4 слайд
Ну вот наше поле превратилось в цветущий луг, который расцвел благодаря нашему
общению. И итак, двигаемся дальше.
2 задание.
5 слайд. Но на нашем пути есть река, которую можно преодолеть благодаря вашей
фантазии. С ее помощью вы должны выбрать любое слово из списка и зашифровать
его, используя различные символы и знаки. А мы потом попробуем его разгадать.
Упражнение «Рисуем слова»
1. КОЛЕСО 2. ЯБЛОКО 3. СНЕГ 4.БЕРЕЗА 5. ПОДАРОК 6. ЗАБОР 7. ЗВЕЗДА
3 задание.
6 слайд. Итак, опять появилось препятствие гора. На нее можно подняться только с
хорошим воображением. Я предлагаю вам им воспользоваться. Составим мнемотаблицу к
стихотворению Н. Нищевой «Елочка»
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
4 задание.
7 слайд. Еще одна преграда позади, а теперь нам осталось пройти лес, и узнать свои
возможности думать, анализировать, делать выводы.
8 слайд Попробуйте отгадать загадки, которые написаны с помощью мнемотаблицы
9 слайд. А тут спряталось стихотворение, вспомните и отгадайте его.
Ну вот наше путешествие заканчивается
И как сказал римский философ Сенека: "НЕ ДАНО ЛЁГКИХ ПУТЕЙ ОТ ЗЕМЛИ К
ЗВЕЗДАМ" надо просто иметь желание достичь своей мечты, цели и все тогда получится.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер
класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку то, что получили на мастер
классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и объединим все в
единое и скажем друг другу "Спасибо!"
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе Надеюсь, что
знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач не
только на занятиях с детьми, но и в жизни.
Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов! «Использование мнемотехники при заучивании
стихотворений»
(выступление на мастер-класс)
Цель. Познакомить педагогов с технологией «Мнемотехника», обеспечивающей
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
1. Дать понятие «мнемотехника»; раскрыть актуальность использования данной
технологии; познакомить с системой работы над заучиванием стихотворений с
помощью мнемотехники.
2. Вовлечь педагогов в процесс формирования у детей интереса к заучиванию
стихотворений, расширению словарного запаса с помощью использования
мнемотехники.
- Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность
практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую
в своей работе с детьми при заучивании стихотворений.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи. Чем богаче и правильнее у
ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности
в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее
отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его
психическое развитие.
Одной из эффективных форм развития речи дошкольников
является заучивание стихотворений. Благодаря стихотворениям:
o Речь становится яркой, образной, эмоциональной.
o Расширяется кругозор.
o Развиваются психические процессы: память, мышление, внимание,
воображение, речь.
o Формируется культурный уровень.
o Обогащается словарный запас.
o Рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию. o Выразительность исполнения развивает технику речи: интонацию, умение
регулировать силу голоса, темп речи.
При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую
сталкиваемся с такими трудностями как:
Ø Потеря, искажение смысла стихотворения.
Ø Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.
Ø Длительность процесса заучивания (запоминания).
Ø Припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная
выразительность.
Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо!» не поможет
глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов,
представлений, ассоциаций. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены
информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным,
занимательным, развивающим.
А какие методы и приемы вы используете в работе с детьми при заучивании
ими стихов? (Работа с аудиторией)
Я задала себе вопросы «Как процесс запоминания стихотворений сделать более
простым, интересным, творческим, привлекательным и эффективным для
детей? Как исключить монотонное зазубривание и сократить длительность
процесса запоминания».
Изучив методическую литературу по данной проблеме, я нашла ответ в
технологии «Мнемотехника». Сегодня я хочу поделиться с вами данной
технологией, внедрение которой поможет вам облегчить процесс заучивания
стихотворений и обеспечит эффективность в работе с детьми.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному. На слайде вы
показано, кто и какое определение дал этой технологии.
В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями,
В. П. Глухов – блоками-квадратами,
Т. В. Большева. – коллажем,
Л.Н. Ефименкова - схемами составления рассказов.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен: на каждое
слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение);
таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы–
рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Использование мнемотехники помогает развивать ассоциативное мышление,
зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание,
воображение; способствует овладению всеми компонентами речевой системы,
увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную
деятельность детей.
Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1
рисунком-символом), последовательно переходить к мнемодорожкам (вид
мнемосхем, которые выстраиваются в линию), и позже – к
мнемотаблицам (таблица, в которую заложена определенная информация). В
качестве условных обозначений могут выступать символы разнообразного
характера: предметные рисунки, символические изображения предметов
(силуэты, контуры, пиктограммы), геометрические фигуры, условные
обозначения, цифры, слова или первые буквы слов и т.д.
Система работы над заучиванием стихотворений с помощью мнемотехники
включает IV этапа:
I этап: Копилка слов. Развитие и активизация словаря при помощи
мнемоквадратов.
На данном этапе дети «собирают» новые слова в «копилку», т.е. рисуют или
обозначают при помощи символов, новые, придуманные, принесённые из дома,
услышанные и пр. слова. Детям предлагается вспомнить слова, которые они
«положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.
Также здесь необходимо вводить заранее слова, которые будут необходимы,
при заучивании конкретного стихотворения. Дополнительно проводятся
дидактические игры для развития мышления, внимания, и активизации словаря.
II этап: Чтение и далее самостоятельное составление мнемодорожек,
мнемотаблиц.
Суть данного этапа заключается в том, что при чтении стихотворения на
каждое слово или маленькое словосочетание придумывается (или даётся
готовая) картинка-схема; таким образом, всё стихотворение зарисовывается
схематически. По мере обучения ребёнок активно включается в процесс
создания своей собственной схемы. (Для детей младшего и среднего
дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, т. к. у детей
остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для
детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не
отвлекать внимание на яркость символических изображений.)
III этап: Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста
стихотворения.
Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания.
С этой целью можно проводить разнообразные упражнения, развивающие
речевой слух, речевое дыхание, отчётливое произношение звуков, слов,
упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения
определять смысл логических ударений. После проделанной работы детям
предоставляется возможность воспроизвести текст с опорой на рисунки. IV этап: Детское проектно-творческое моделирование.
На данном этапе дети могут применять мнемотаблицы, мнемодорожки и
мнемоквадраты в самостоятельной деятельности. Важная роль отводится
развивающей среде. Созданный в группе игровой центр «Страна фантазий»
дарит детям ощущение первооткрывателя, автора, сотворившего неповторимый
проект, радость, удовольствие и уверенность в себе.
С помощью мнемотаблиц достигаются следующие результаты:
1. У детей появляется желание, интерес разучивать стихи.
2. Активизируется словарный запас.
3. Повышается уровень произвольной памяти, внимания, мышления детей,
развития связной речи, мелкой моторики.
4. Дети овладевают различными способами запоминания стихов.
5. Расширяется кругозор.
6. Прививаются умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать
характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.
7. Дети преодолевают робость, застенчивость, формируется умение свободно
держаться перед аудиторией.
А сейчас, уважаемые коллеги, мы с Вами попробуем поработать практически с
мнемотаблицами.
Первое задание. Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать,
какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили.
Второе задание. Предлагаю и вам апробировать данную технологию на себе.
Для примера возьмём стихотворение Н. Нищевой «Ёлочка».
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Это стихотворение я буду зачитывать фразами, а вы будете
зарисовывать их символически. А потом самим попробуете рассказать
стихотворение, опираясь на свои мнемотаблицы.
Уважаемые коллеги! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание
стихотворения благодаря мнемотехнике, доставит ребенку и вам удовольствие.
Так как использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов
весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд
педагогических задач.Желаю вам успехов и творчества в вашей
ежедневной работе с детьми! Я благодарю всех участников за активность,
творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса, поэтому я прошу выразить своё мнение. Помогут
нам в этом бочонок с мёдом и жетоны. Если вас заинтересовал предложенный
материал мастер – класса, вы будете его использовать в своей работе –
«добавьте ложку мёда» в бочонок (положите желтый жетон). Если Вас не
заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы не будете его
использовать в своей работе – «добавьте ложку дёгтя» в бочонок (положите
жетон коричневого цвета).
Листопад (для детей подготовительной группы)
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листьяПо ветру вьются, летят.
Лес. Деревья
Вышла Маша на крыльцо (для детей старшей группы)
Вышла Маша на крыльцо:
Вот растет деревцо,
Вот растет другое,
Красиво какое!
Стала Машенька считать,
Насчитала ровно пять.
Все деревья эти
Сосчитайте, дети! Овощи
В руки овощи берем ...
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
В руки фрукты мы берем ...
В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин. Раз, два, три, четыре, пять ...
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы грибы искать.
Подберезовик, маслята,
Сыроежки и опята.
Дом
Строим дом
Молотком и топором
Стоим, строим новый дом.
В доме много этажей,
Много взрослых и детей. Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Угостим честной народ.
Новый дом
Грузовик привез, рыча,
Полный кузов кирпича.
А другой привез шофер
Щебень, известь и раствор.
Звон и гром стоят кругом.
Быстро строят новый дом.
Он уже почти готов,
И бригада маляров
Красит в синий цвет фасад: В доме будет детский сад.
В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать
мнемотаблицы для развития мышления и воображения. Начинать стоит с простых
табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или
словосочетанием. Всего 4 таблички.
Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде
квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из
двух-трех предложений. На первых порах можно задавать детям наводящие вопросы.
Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или
стихотворения. На первых порах мнемоквадраты составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу
создания таблиц.
МЛАДШАЯ ГРУППА
В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания
последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не
визуализации) . Например: последовательность мытья рук. Открыть кран - взять мыло -
намылить руки - сполоснуть руки - закрыть кран - вытереть руки полотенцем.
Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания,
чистки зубов и т. д.
С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С
помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек,
чтобы дети догадались, что на них изображено. Например: На картинке изображен
заяц.
Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу) .
Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев) . Какого цвета шубка у зайца?
(серая, белая) . После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если
дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
В средней группе мнемотехника может использоваться для развития внимания,
фантазии, творческих способностей. Также, используя мнемотаблицы , детей можно
учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая,
осязательная, зрительная, двигательная и слуховая память.
С каждым годом появляется все больше деток с ограниченным словарным запасом.
Речь детей состоит из простых предложений с использованием нелитературных слов.
Нередко бывает, что ребенок не может правильно сформулировать свой вопрос или
ответ. Многие детки не способны пересказать даже небольшой текст. Использование
мнемотехники для дошкольников помогает воспитателям решить эти проблемы.
Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и
геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С
помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать
загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи.
СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ
В старшей и подготовительной группах нужно продолжать использовать
мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и запоминания рассказов.
Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений,
углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии.
Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что-то запоминать и
заучивать. Когда нам говорят слово «стол», в нашем мышлении сразу же встает образ.
Нам не приходится вспоминать, что это такое. Замечено, что детки, которые учились по
мнемотаблицам и схемам, становятся более общительными, коммуникабельными. Они
преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно
для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем
классом.
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Мастер-класс "Использование мнемотехники в детском саду."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.