Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"
Оценка 4.9

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Оценка 4.9
Карточки-задания +3
docx
русский язык
1 кл—4 кл
19.01.2017
Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"
Раздаточный материал
Публикация является частью публикации:
Моделирование на уроках в начальной школе.docx
Моделирование на уроках в начальной школе Слайд 1. Младший школьный возраст является началом формирования учебных  действий у детей. В то же время моделирование – это действие,  которое  выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды  деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития.  Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом  моделирования? (слайд №2) Моделирование в обучении необходимо по ряду причин: 1) чтобы сделать возможным полноценное и прочное овладение  учащимися методами познания и способами учебной деятельности; 2) для формирования у школьников полноценных умственных действий; 3) для формирования научно­теоретического стиля мышления; 4) для развития рефлектирующей деятельности обучающихся. С различными моделями люди сталкиваются в своей жизни. В детстве это  всевозможные игрушки (машины, куклы, конструкторы). А в последующие  годы – учебные модели в школе, модели одежды, чертежи, схемы и др.  Слайд 3. Модель – это схема какого­нибудь объекта или явления.  Она используется в  качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких­либо признаков.  Моделирование ­ это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и  исследовании моделей.  1 Классификация моделей  С учётом фактора времени  По области знаний  По области использования  По области представления                             По способу реализации                                                       Предлагаю  рассмотреть классификацию моделей по способу представления                                                                                                                             материальные          информационные Слайд 4.       Классификация моделей по способу представления Информационные     модели (описание объекта способом кодирования информации) табличные таблицы вербальные описание на  естественных  языках  в мысленной  или разговорной  форме (протокол)             Примеры есть на информационных листах.                    Слайд 5. графические  схемы карты графики чертежи рисунки графы математические специальные формулы  ноты химические формулы знаки Выделим четыре этапа моделирования:  Вычленение существенных признаков объекта последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы   Построение модели.  Исследование модели. сознательное ориентирование учащихся в схеме, владение  доказательствами с использованием схем, дополнение схемы,  исправление ошибок в схеме, разнообразные виды работ со схемами,  самостоятельное выполнение заданий по теме. 2  Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.  «Считывая» формулировку правила с краткой схемы, ребенок  развивает память,  воображение, речь, мышление. Особенность моделирования в сопоставлении с наглядностью состоит в том, что, объект изучается  не  непосредственно, а путём исследования данного  объекта.  Слайд 6.     Можно использовать план исследования. Что? Где? Чем? Как? надо проверять Слайд 7.  При изучении и закреплении нового материала проводится основная  работа по созданию схем с различной степенью самостоятельности  учащихся  ­  учитель строит схему – учащиеся наблюдают; ­ учитель начинает моделирование – учащиеся продолжают и завершают  работу; ­  учащиеся самостоятельно создают схему; ­ при повторении ранее изученного, при проверке и закреплении знаний  (использовали готовые схемы и воспроизводили их).     Чтобы сделать разнообразной работу с готовой схемой или по её  созданию  используются  различные приёмы, например: Слайд 8. ­привести примеры объектов, которые соответствуют данной схеме; ­ «расшифровать схему»; ­найти ошибку в расположении схематических карточек;  ­придумать символ, обозначающий один из элементов модели; ­расставить карточки­схемы правильно; 3 Слайд 9. ­выбрать соответствующую данному объекту модель из нескольких  представленных схем; ­дополнить моделируемый ряд; ­составить схему по ходу рассказа учителя (творческая работа).  Для анализа собственной деятельности на занятии (на этапе рефлексии)  используется модель «ПОПС­формула». Ценность этого метода заключается  в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную  позицию и представить свое мнение в четкой и сжатой форме по изученной  теме. Данный прием был создан профессором права   Дэйвидом Маккойд­Мэйсоном из ЮАР.  Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице­президент ассоциации  «За гражданское образование», первый проректор Санкт­Петербургского  Института права.        Слайд 10. В данном случае учащимся предлагается написать предложения, отражающие  следующие четыре момента  ПОПС – формулы: П – позиция, О – объяснение (или обоснование), П – пример,  С – следствие  Схема «ПОПС –формулы»:  Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что … ». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со  слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей  позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: 4 «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». Слайд 11. Практическая часть Рассмотрим  моделирование на уроках русского языка. Сейчас мы будем моделировать, т.е. преобразовывать орфограмму в модель  или схему, выделяя существенные её признаки.  Слайд 12. Самую значительную часть орфограмм русского языка, по заключению  ученых, составляют орфограммы слабых позиций, к которым относятся   безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по  звонкости ­ глухости, стоящие на конце слов и перед другими  согласными, непроизносимые согласные в корне слова.  Для безударной гласной в корне,  для парной согласной в корне, для  непроизносимой согласной в корне минимальное «орфографическое  поле» –    это корень слова.  Безударная гласная в корне слова.  Опознавательные признаки этой орфограммы –  «опасные звуки», дающие наибольшее количество несовпадений.  Парная согласная в слове.  Опознавательные признаки –   глухие парные согласные звуки на конце корня.  Непроизносимая согласная в слове.  Опознавательные признаки –  5  непроизносимые согласные звуки на конце корня.  Все существенные признаки будем выражать символами, которые станут  элементами смоделированной схемы орфограммы. Элементы схемы можно  использовать в цветовом изображении.  Т.к. мы работаем по разным УМК, символы будут разными, а смысл тот же. Слайд 13. 1).Попробуем вместе составить модель правила «Безударные гласные в  корне слова», используя этапы моделирования. Прочитайте правило.   Безударные гласные в корне слова  Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родст    венное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказал    ся  под ударением.  Этапы моделирования  Вычленение существенных признаков объекта  Построение модели  Исследование модели  Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект  1) Приведите примеры объектов, которые соответствуют данной модели. 2) На этапе рефлексии используем ПОПС­формулу. 6 Я считаю, что безударные гласные надо проверять ударением, потому  что в слабой позиции слышим другой звук. Например: в слове вода  слышим безударный а, а если я поставлю  гласный под ударение воды,  то о будет слышаться чётко. Исходя из этого делаю вывод о том, что  безударный гласный в корне слова надо проверять ударением. Слайд 14. Составление модели правила «Непроизносимые согласные в корне слова»  Непроизносимые согласные в корне слова   Согласные Д, Т, Л, В пишутся, но не произносятся. Чтобы проверить  непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать  такое родственное слово, чтобы согласный слышался чётко. Этапы моделирования  Вычленение существенных признаков объекта  Построение модели  Исследование модели  Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект  Д Т Л В       пишутся           не произносятся                          Согласный                          слышится                                   чётко 7 1). Приведите примеры объектов, которые соответствуют данной модели.      2). Поработаем по плану исследования.   Слайд 15. Самостоятельная работа. Составление модели правила «Парные  согласные в корне слова» Парные согласные по звонкости – глухости в корне слова  Чтобы проверить парный согласный по звонкости – глухости  в корне слова,  нужно изменить слово так или подобрать такое родственное слово, чтобы после  согласного стоял гласный или звонкие согласные: Л  М  Н  Р Й. Этапы моделирования  Вычленение существенных признаков объекта  Построение модели  Исследование модели  Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект                                                                        [л],[м],[н],[р],[й']                                        8 1) Приведите примеры объектов, которые соответствуют данной модели. 2) Расставьте карточки­схемы правильно. Подведение итогов. Способность мыслить символами приходит не сама по себе. Мы все в той или  иной мере с первого класса используем в обучении и цвет, и графические  знаки, и рисунки. С возрастом детей эта способность подобного рода  восприятия учебной информации будет развиваться в процессе  целенаправленного обучения. Особенно она полезна в затруднительных  ситуациях, когда дети возвращаются к генетически более раннему уровню  мышления – наглядно­действенному, что помогает им при затруднении  решить поставленную задачу вне практических действий с предметами.  Поэтому на уроках необходимо применять  деятельностный метод открытия  нового.  Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны непременно  подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они  помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.  Слайд 16.   Таким образом, схемы – опоры включают в процесс запоминания  зрительную память, развивают образное мышление, позволяют разнообразить  работу на уроке, развивают орфографическую зоркость, активизируют  познавательную деятельность учащихся, повышают «плотность» урока, дают  возможность применять необычные формы контроля. Вывод: Когда ученики строят различные модели изучаемых объектов или явлений,  Слайд 17. 9 этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения  учебного материала, помогает детям «учиться активно», формирует  общеучебные универсальные учебные действия. А это значит, что ребёнок  может их применить в другом виде деятельности, что отвечает компетенции  «научить учиться». А как вы думаете, нужно ли использовать моделирование на уроках в  начальной школе? Заполните схему ПОПС­ формулы для рефлексии по теме «Моделирование  на уроках в начальной школе» на своих рабочих листах. Зачитайте. Список литературы 1.Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969.—340 с.  2.Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе /         М.Р.Львов. – М.: Прометей, 1988. – 90 с. 3.Учебник 2 класс Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова      4. Современный  урок в свете внедрения ФГОС второго поколения 5.Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме  «Непроизносимые согласные в корне слова». 6. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе 7.Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе  моделирования // Начальная школа. – 2007. ­ № 3. – С. 43 – 45              8.Гайсина Р.С. Моделируя – познаем мир //  Начальная школа. 2006. – №                     9. – С.67 – 71 10 11

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Моделирование на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017