Мастер-класс на тему: "Проблемные вопросы композиции и постановки танца".
Оценка 4.9
Семинары
docx
искусство
Взрослым
24.12.2018
Мастер-класс для педагогов-хореографов общеобразовательных школ города.
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов-хореографов общеобразовательных школ города к овладению дополнительными знаниями и расширению профессионального кругозора в области режиссерско-постановочной деятельности в сфере хореографического искусства, приобретению необходимого опыта постановочной работы.
Задачи:
- познакомить педагогов-хореографов с собственными методами и приемами постановки танца, с опытом накопления необходимых знаний и навыков балетмейстерской деятельности;
- рассмотреть режиссерско-постановочную деятельность в области хореографического искусства, как вид творческой мыслительной деятельности;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, уверенности в собственных силах.
Мастер-класс Лахтина М.В..docx
Мастеркласс для педагоговхореографов общеобразовательных школ
города.
Дата проведения: 25 ноября 2018г.
Время: 10.40 12.00ч.
Место проведения: Школакомплекс эстетического воспитания № 8, зал
хореографии.
Проводит: Лахтин М.В. – педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории школыкомплекса эстетического
воспитания № 8
Тема: Проблемные вопросы композиции и постановки
танца.
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать самому –
И я пойму!
Японская пословица.
Цель мастеркласса: повысить мотивацию педагоговхореографов
общеобразовательных школ города к овладению дополнительными знаниями и
расширению профессионального кругозора в области режиссерско
постановочной деятельности в сфере хореографического искусства,
приобретению необходимого опыта постановочной работы.
Задачи:
познакомить педагоговхореографов с собственными методами и приемами
постановки танца, с опытом накопления необходимых знаний и навыков
балетмейстерской деятельности;
рассмотреть режиссерскопостановочную деятельность в области
хореографического искусства, как вид творческой мыслительной
деятельности;
создать условия для плодотворного общения участников мастеркласса с
целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, уверенности в
собственных силах.
Форма проведения мастеркласса: доклад на тему «Личный опыт постановочной деятельности мастера» с
элементами презентации;
беседа на тему: «Теоретические основы композиции и постановки танца» с
элементами презентации;
демонстрация приемов и методов постановочной работы мастера;
практическая работа с педагогами и для них без участия детей и с их
участием;
Оформление:
презентация на тему: «Личный опыт постановочной деятельности мастера»;
презентация на тему: «Теоретические основы композиции и постановки
танца»;
композиция белорусского народного танца «Крыжачок» с участием
учащихся 69 классов курса «Сценическая практика»;
фонограммы танцев народов, проживающих на территории Северо
Казахстанской области.
Материалы и инструменты для демонстрационной работы:
музыкальный материал (фонограммы танцев народов, проживающих на
территории области)
в качестве пластического материала и инструментов для практической
работы над постановкой танца выступают артисты ансамбля танца «Туған
жер» СевероКазахстанской областной филармонии, учащиеся курса
«Сценическая практика» школыкомплекса эстетического воспитания № 8
Структура мастер – класса:
1. Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастеркласса. Содержание мастеркласса в целом и
его отдельных составных частей.
2. Демонстрационная часть.
Презентация личного опыта постановочной деятельности мастера.
Составление этюдов мастером с участием артистов ансамбля танца «Туған
жер».
Составление этюдов мастером с участием педагогов.
3. Теоретическая демонстрационная часть.
Основные этапы постановочной работы.
4. Практическая часть.
Освоение
режиссерскопостановочной работы
слушателями опытным путем, с включением педагоговхореографов в
практическую деятельность по постановке танца.
5. Рефлексия участников мастеркласса. Подведение итогов.
методов и приемов Ход мастеркласса.
Вступительная часть.
1.
1.Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к
теоретической и практической части мастеркласса.
2.Целевые установки. Содержание мастеркласса.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема нашего мастеркласса сегодня –
«Проблемные вопросы композиции и постановки танца». Эта тема не теряет
своей актуальности и сегодня. Французский хореограф, теоретик балета Жан
Жорж Новерр в своих «Письмах о танце» вышедших в свет в 1760 году уже
писал о существующих проблемах композиционного построения танца, но с
того времени мало что изменилось и все существующие ошибки хореографов
прошлого в практике постановочной работы перешли к нам. Мы с вами
сегодня попробуем классифицировать эти ошибки,
показать их
антихудожественную сущность и опытным путем вывести их за пределы
собственных творческих изысканий.
Конечно,
чтобы научиться грамотно оформлять собственные
хореографические композиции одних теоретических знаний явно
недостаточно.
Нужен большой опыт постановочной работы. Разумное
творчество приходит с годами, с большим багажом профессиональных и
подспудных знаний, с мировоззрением человека, испытавшего на себе все
прелести жизни.
2. Демонстрационная часть.
Обратите внимание на экран. Все то, что вы сейчас увидите это лишь малая
часть моего личного опыта постановочной деятельности. Я иногда с улыбкой
вспоминаю свои первые изыски в области постановки танца. Говорят если ты
не стал поэтом до 37 лет, то ты им не станешь никогда. А вот
балетмейстеромпостановщиком, заслуживающим внимание становишь с
годами, с приобретением новых и новых знаний, профессионального и
социального опыта. В природе балетмейстерского искусства на мой взгляд
существует как минимум три вида балетмейстеровпостановщиков. Одним
это искусство даровано свыше. Другие приобщены к нему, как к ремеслу.
Третьи являются приспособленцами, компиляторщиками. О плагиате я уже и
не говорю. Кто из них имеет право на существование? Жизнь подсказывает
что все, так как прямо или косвенно они несут в народ все свои познания в
области хореографического искусства и тем самым подогревают к нему
интерес и сохраняют его для потомков.
Я хочу предложить вашему вниманию еще не видевшую свет постановку
белорусского танца «Крыжачок» и танец черноморских казаков «Черноморец идет» выполненных в рамках учебной программы по народносценическому
танцу для учащихся 59 классов курса «Сценическая практика».
3. Теоретическая часть.
Сейчас мы поговорим с вами об основах композиции и постановки танца, но
не с позиции теоретических догм, а с позиции субъективного личного мнения
и зрительского восприятия, являющегося мерилом балетмейстерского
искусства. Глядя на экран вы понимаете, что вам напоминают о прекрасном
времени студенческой поры. И наверняка вы все это помните и даже
применяете в своей работе, но цель благая. Повторение – мать учения. Из
всего виденного нам с вами следует сделать вывод в каких аспектах
композиционного построения танца мы чаще всего совершаем ошибки. На
плаву прежде всего сама композиция, строящаяся по законам драматургии. И
ошибки в основном заключаются в отсутствии логического построения в
драматургических структурах композиции. То есть, все мы знаем, что без
удачной экспозиции нет возможности донести до зрителя первоначальную
положительную информацию, которая в свою очередь заставляет зрителя
присмотреться к предложенному хореографическому номеру и настроиться
на его просмотр от начала до конца. Говорят интрига возникает в момент
завязки. На мой взгляд интрига должна строиться с самого начала. Это и
необычный выход танцовщиков, оригинальные костюмы, музыкальное
вступление, световые эффекты и наконец образы, способные обратить на себя
внимание и т.д. Следом разумеется идет завязка. Без нее не нарастет плод
ваших творческих изысканий. В ней все должно быть логично, а если
алогично, то со вкусом. Именно в ней возникает конфликт, но не тот что
выливается в ссору, а тот, что предвещает о будущем действии. Эмбрион
танца, если так можно выразиться. Следующая структурная составляющая
композиции развитие действия. Говоря понятным языком – все течет, все
изменяется, бурлит, шипит и выпускает пар, как назревающий вулкан. Здесь
имеет место широкое применение разнообразной лексики и многогранных
рисунков танца. Кульминация, назревающая в результате предшествующих
действий, стремительно развивающихся по нарастающей как извержение
вулкана возникает и ожидаемо и в то же время неожиданно. Но обязательно
происходит динамично, ярко, насыщенно. Следовательно и материал,
используемый на данном отрезке творческого излияния должен быть обогащен
технической и эмоциональной активностью, сложностью или неожиданностью
движений и рисунков танца. И следом возможен логический спад до
необходимого предела и поддержание кипения ритмопластического
материала или как в лыжном спорте финишная прямая. Все идет к
логическому завершению и в этом суть развязки. Но чем это закончится,
никто не знает. Вернее сказать никто не должен знать и даже догадываться.
Финальную часть танца на мой взгляд надо выстраивать как в хорошем детективном романе. Финальная точка должна стать для зрителя
откровением. Но даже грамотно выстроенная композиция без изыска или
оригинальности художественновыразительных средств, без души может не
состоятся. И самое главное – она не принесет удовлетворения ни хореографу
ни зрителю. Поэтому пластический язык танца должен быть богатым по
содержанию, но не обязательно сложным. Он прежде всего должен быть
доступным для восприятия. А если нет, то хотя бы гармоничным с
музыкальноритмической основой произведения, взятого в качестве звукового
сопровождения хореографического номера. Все должно быть в меру. В том
числе и временная составляющая танца. Порой короткий, но емкий тост
вызывает бурю положительных эмоций и наоборот, сказанный по существу, но
затянутый вызывает отторжение. Говоря о рисунке танце я хочу сказать, что
маститые хореографы, которые любят порассуждать о необходимости отхода
от линейных построений на мой взгляд слишком зашорены и поэтому считают
постоянную смену рисунков непреложной частью творческого подхода к
постановке танца. Хотя в природе народного танца многих народов есть
строго установленные рисунки и именно прямолинейные или круговые, но от
этого они не становятся примитивнее, а порой и наоборот вызывают такие
яркие зрительские эмоции, которые невозможно выдавить из зрителя идеально
выстроенной геометрией танца. Рисунок танца конечно же должен развиваться
логично и быть тесно связанным с танцевальной лексикой, способствовать
наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. Но если есть
более действенные выразительные средства возможно в рисунках вообще не
будет надобности. Это как с вокалистами, которые маскируют свое неумение
петь различными подтанцовками и наоборот. И тем не менее в танце все
должно быть гармонично и музыка и пластика и лексика и исполнение, чтобы
танец ожил и своей энергетикой оживил зрителя. Поэтому так дорого ценится
вдохновение, благодаря которому проявляется и реализуется замысел и идея
хореографического номера на уровне высочайшего духовного подъема,
ведущего к истинной гармонии.
4. Практическая часть.
1) Составление этюдов мастером с участием артистов ансамбля танца
«Туған жер».
Уважаемые коллеги, приступим к практической части мастеркласса. Я не
буду раскладывать по полочкам собственные наработки в области постановки
танца. Не потому, что я не хочу делиться с вами секретами
профессионального мастерства. А потому, что все сделанное нами сугубо
индивидуально. И всецело зависит от нашего духовного содержания, от наших
познаний в различных областях жизнедеятельности, от нашего образа
мышления, от наших личностных качеств, от нашего отношения к танцу и к
окружающей действительности, от нашего творческого кредо в конце концов. Поэтому приступим без промедления. Мои постановки как мне кажется
рождаются исподволь. Но в них изначально кем то заложено все и
драматургические основы и своеобразная лексика и геометрическая
структура. Это на самом деле так.
Сейчас я на ваших глазах попытаюсь на выбранную мною музыку поставить
танец с перспективой его исполнения на ближайшем выездном концерте.
Временные рамки сжаты по максимуму. Но в моей практике такое случается
очень часто.
Ну что ж я приступаю к работе.
В помощники я взял солистов ансамбля танца «Туған жер» Северо
Казахстанской областной филармонии. Конечно они работают со мной
длительное время и знают мои требования. Но они знают и то, что я творю по
ходу пьесы. Мои методы и приемы это импровизированное плетение
хореографической паутины, на которую прилипают порой интересные
находки создаваемой лексики, рисунков, эмоциональных бликов. Артистов
ансамбля попрошу выйти на площадку. Позвольте их представить: Ксения
Семенова Самат Жумажанов. Лиха беда начало. Поехали!
Идет процесс постановочной работы.
характеристика созданного номера.
В заключении краткая
2) Составление этюдов мастером с участием педагогов
Когда обучаемый ребенок, а порой и взрослый не сразу воспринимает
движение я стараюсь взять его за руку и вместе с ним начинаю разучивать это
движение и мне кажется, что моя энергетика или искреннее желание освоить с
ним вместе материал переходит к нему и процесс по непонятным причинам
убыстряется. Сейчас мы попробуем с вами взявшись за руки поучить
движения греческого танца «Зорба», а заодно и выстроить этюд. Становитесь
в шеренгу и мы начинаем.
Включается фонограмма греческого танца «Зорба».
Этюд нами собран и по ходу его создания мы успели проучить ряд
характерных движений. Среди этих движений есть и те, которые рождены во
время рабочего процесса по созданию этюда. Вот так, капля за каплей, стежок
за стежком и рождается танец. И если вне зависимости от национального
признака или жанровой принадлежности в нем читается ваш почерк, вы идете
правильным путем. Чаще практикуйте, больше читайте и смотрите.
Впитывайте все и даже больше. Не стесняйтесь перенимать достойный опыт в
любом профессиональном статусе и удача будет с вами всегда. Успехов вам в
вашем нелегком, но очень нужном труде. Хореография должна и будет иметь
место в жизнедеятельности человека. Ведь это все заложено природой, а
возможно и свыше. 3) Включение педагоговхореографов в практическую деятельность по
постановке танца.
А теперь, вы попробуете собственные силы в постановке танца. Желающих
прошу выйти на площадку. Музыкальный материал необходимо выбрать
коллегиально. Я зачитаю вам перечень имеющейся музыки, а вы выбирайте.
Смотрим на экран.
Музыкальный материал на выбор:
1. Белорусский танец «Веселуха»;
2. Буковинский танец «Аркан»;
3. Казахский танец «Жез Киiк»;
4. Литовский танец «Кубилас»
5. Немецкий танец «Баварский вальс»
6. Русский танец «Камаринская»
7. Русский танец «Барыня»
8. Татарский танец «Татарская плясовая»
9. Украинский Танец «Гопак»
10. Украинский танец «Та орав мужик край дороги»
11. Молдавский танец «Хора маре!
Педагогихореографы коллегиально выбирают музыку.
Озвучьте пожалуйста ваш выбор.
Итак, мелодия, а следовательно и национальная принадлежность выбрана. Вы
можете использовать всех присутствующих танцоров. Приступайте!
Желательно, чтобы процесс шел с комментариями.
Время вашей работы подходит к концу. Будем ставить точку. Прошу всех
пройти на свои места.
5. Рефлексия участников мастеркласса. Подведение итогов.
Говорят попытка не пытка и мы с вами попытались окунуться в реку
хореографической драматургии. Становиться понятным, сколько
хореографов столько и замыслов, идей, методов и приемов композиции танца.
Но это и хорошо. Каждый танец должен быть индивидуален, в противном
случае все что ни сделано будет плагиатом и не найдет сочувствия у
зрительской аудитории. Получился или не получился мастеркласс решать
вам.
На прямой вопрос, который я вам обязан задать, вы наверняка ответите
уклончиво или вынужденно положительно. И тем не менее я спрошу.
Как по вашему мнению прошел мастеркласс? Да собственно не это важно. Важно другое. Вам и без меня понятно, что
хореография требует жертв. В том числе и вашего бесценного времени на
овладение секретами балетмейстерского искусства. А овладеть им в полной
мере могут лишь те, кто не считаясь ни с чем отдает всего себя творчеству без
остатка. А теперь ваши вопросы и предложения? На мой взгляд встреча
состоялась и я рад что мы имеем такую возможность делиться опытом. Без
него нет профессионализма. До встречи на новых мастерклассах. Возможно
уже с вашим участием.
Мастер-класс на тему: "Проблемные вопросы композиции и постановки танца".
Мастер-класс на тему: "Проблемные вопросы композиции и постановки танца".
Мастер-класс на тему: "Проблемные вопросы композиции и постановки танца".
Мастер-класс на тему: "Проблемные вопросы композиции и постановки танца".
Мастер-класс на тему: "Проблемные вопросы композиции и постановки танца".
Мастер-класс на тему: "Проблемные вопросы композиции и постановки танца".
Мастер-класс на тему: "Проблемные вопросы композиции и постановки танца".
Мастер-класс на тему: "Проблемные вопросы композиции и постановки танца".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.