Мастер класс на Всероссийский Слёт учителей 2011.
Составитель: Сторожева Галина Николаевна учитель высшей
категории МОБУ «ООШ № 5» г.Кудымкара
Л.Н.Толстой утверждал: «Для восприятия чужой мудрости нужна
прежде всего творческая работа»
Школа – это мир юности, надежд, где почва для творческой
деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск
разума и добра, где начинается формирование личности.
В рамках
личностноориентированных технологий
как
самостоятельные выделяются гуманноличностные технологии, технологии
сотрудничества, которым в своей педагогической практике я отдаю
предпочтение. Именно эти технологии отличаются гуманистической
сущностью, они «исповедают» идеи всестороннего уважения и любви к
ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы.
В современных условиях жизнь становится разнообразнее и сложнее. И
она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности,
гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям,
творческого подхода к решению больших и малых проблем». Развитие
творческих способностей учащихся предполагает творческую активность
ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно,
имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить
собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в
способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и
пережить успех, мечта любого учителя. К подобным урокам я шла в
течение долгих лет работы в школе. Немаловажную роль в овладении
методикой подготовки и проведения таких уроков сыграло изучение и
использование на практике всех особенностей и богатых возможностей
личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию, что стало
возможным в результате работы над темой самообразования «Развитие
творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы».
Так как сегодня существует социальный заказ на творческую личность,
я в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этой
проблеме.
Цель работы – организация преподавания, способствующего повышению
эффективности обучения и развитию творческих способностей.
Задачи: развитие творческих способностей учащихся через активные
формы обучения русскому языку и литературе, организация внеклассной
деятельности. Используя разные формы и методы,
• систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость
мышления;
• стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
• учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим
делать выводы;
• находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить
удовольствие от обучения.
Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих
творческих способностей, я сделала вывод, что, несмотря на различие
подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое
воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты
творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии
творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
В системе средств оптимизации обучения большое значение
принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса,
идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из
самых значимых.
На своих уроках я использую такую схему воспитания у учащихся
увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него –
к активной любознательности и стремлению узнать, от них – к прочному
знанию и научному поиску.
Таким образом, я стараюсь организовать «интересное» преподавание,
которое приведет к «интересному» учению, способствующему созданию
положительного эмоционального настроя классного коллектива на решение
учебновоспитательных задач урока.
Одна из важнейших целей стоящей перед школой, не только дать знания,
а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с
книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и
добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и,
конечно же, развивать творческие способности детей.
Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу
образования предоставляет такую возможность.
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации
личностно ориентированного урока, опробованных и освоенных мною,
позволяющих добиться выполнения целей и задач урока,
его
результативности. Важным моментом в проведении успешного урока, который всегда
тщательно продумываю, и от которого напрямую зависит его результат,
является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны чётко
понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять
себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при
помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий
подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так,
например, после объявления темы занятия спрашиваю:
Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?
О чём, повашему, пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Какие задачи вы ставите перед собой?
Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Вопросы могут варьироваться, звучать поразному в зависимости от
темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая
значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый
интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. В конце урока
обязательно обсуждаю с детьми не только то, что узнали, но и то, что
понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы
выполнить ещё раз, а что изменить. Стараюсь дать возможность высказать
своё мнение каждому желающему, если даже это мнение о прошедшем
уроке расходится с мнением учителя.
Чрезвычайно важным аспектом личностно ориентированного урока считаю
опору на субъектный, личностный опыт учащихся. Научная информация,
которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в
прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» её через свой
жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, например учителя, а
вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного
мышления делают предмет изучения зримым, ясным.
Ввожу в практику такие формы работы, которые бы не только
развивали, подвигали к творчеству, но и были бы доступны и интересны
каждому ребёнку, а таких форм немало:
1. Уроки, выделяемые в соответствии с психологопедагогическими
этапами усвоения материала (объяснения нового материала; уроки
закрепления знаний, умений и навыков; повторительнообобщающие
уроки, комбинированные уроки);
2. Уроки, выделяемые на основе ведущего метода ( уроклекция, урок
семинар, урокпрактикум, урокзачёт, урок тренинг);
3. Уроки развития речи.
4.Уроки вспомогательного характера (анализ работ, контрольные
уроки);
5. Нетрадиционные уроки: интегрированные; уроки в форме
соревнований конкурс, эстафета, турнир знатоков, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; урок – презентация, урок –
путешествие, спектакль, концерт, инсценировка, диспут и др.
Но большинство из этих уроков соединяет одно – это игра. Игра.
Что же она собой представляет? Учебнопедагогическая игра – это
групповое упражнение для усвоения программной темы в искусственно
созданных условиях, которые имитируют возможную обстановку из будущей
трудовой жизни школьников. Игра, будучи органически присущей детскому,
подростковому возрасту, ускоряет и оживляет многие педагогические
процессы. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных
ситуаций. Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень
познавательной активности учащихся, в мыслительную деятельность
включаются такие обычно незадействованные факторы, как воображение,
эмоции, особенно на уроках литературы.
Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала
игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Суть её в том, что из целого
ряда слов ученикам надо убрать одно лишнее слово, обосновав свой ответ.
Учитывая в своей работе природные особенности детского возраста –
любознательность, стремление к самостоятельному поиску, творческое
начало, ищу на уроке такие моменты, которые дают ученику ощущение
самостоятельности, открытия. Для этого предлагаю нестандартные задания,
которые нередко представляют собой проблемные ситуации, т.е. «ситуации,
вызывающие у учащихся затруднения, путь преодоления которого следует
творчески искать».1 Затруднения в заданиях, включающих проблемные
ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности, либо
во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной
структуры с другими явлениями языка.
Приведу несколько заданий такого рода.
1.Почему качественные прилагательные могут иметь степени
сравнения (хотя нет их ни у относительных, ни у притяжательных)? Выполняя
задание, ученики сталкиваются с соотношением – несогласованностью –
между общим определением имени прилагательного как части речи, где
данный признак не указан, и утверждением о его наличии у качественного
прилагательного. Наблюдается и ещё одно противоречие: наличие этого
признака у качественных прилагательных и отсутствие у относительных и
притяжательных.
2.Постройте словообразовательную цепь, учитывая, что далее её
компоненты даны вперемешку, если какойнибудь компонент, необходимый
для непрерывности цепи в приведённом наборе цепи отсутствует, установите
его и поставьте на соответствующее место. Слова для создания цепи:
наследство, наследственность, наследовать.
Есть немало заданий
подобного плана:
1 1.Какие части речи наиболее часто поясняются наречиями, какие
редко и какие не могут поясняться? Почему?
2.Почему для различения разделительных Ъ и Ь нужно знать состав
слова?
3.Сколько корневых групп в словах горе, гореть, пригореть,
пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.
4.Внесите в указанное предложение дополнительные слова, с помощью
которых можно точнее выразить мысль или объединить определённую
систему правил (введение элемента (нескольких) в систему для получения
новой функции).
5. Дано предложение или несколько предложений. Измените порядок
слов в предложениях таким образом, чтобы изменился смысл сказанного и
можно было применить указанные правила по теме. (Комбинирование
элементов системы для получения новой функции).
6.Измените порядок слов в предложении так, чтобы оно несло
дополнительную информацию.
7. Измените предложение так, чтобы необходимо было использовать
всех (указанной части) правил по теме или нескольким для его правильного
написания. ( Изменение одного или нескольких элементов системы для
получения новой функции (нескольких).
7.Разделите сложное предложение на более простые. Составьте
тексты на основе простых предложений так, чтобы углубить содержание
каждого из них. (Выделение элемента из системы и преобразование его в
самостоятельную систему).
8.Объедините несколько указанных предложений таким образом,
чтобы создать фрагменты, несущие совершенно новую информацию.
Объедините указанные правила в целостную схему, с помощью
которой можно анализировать тексты. ( Объединение одной или нескольких
систем).
и
исследование
экспериментальное
Эти творческие задания, при выполнении которых проводится
теоретическое
проблемы.
Исследовательские задания являются логическим продолжением творческих
заданий по теме, их выполнение закрепляет знания и умения в форме научных
убеждений в сознании учащихся. Творческие задания формируют
познавательные качества личности, исследовательские – созидательные
качества. При выполнении исследовательских заданий учащиеся создают
элементы объективно новых знаний, тогда как при выполнении учебных
творческих заданий создаются элементы субъективно новых знаний (новых
для себя).
Применение в обучении проблемной ситуации, возникающей в
результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений, несомненно, способствует развитию мышления и
творческой активности учащихся. Являясь сложным приёмом умственной
деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать
явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать,
определять понятия. Работа ума – это не только создание умозаключений, но
и деятельность воображения, которая реализуется через написание сочинений
лингвистического плана. Обобщать, объединять знания, развивать творческие
способности помогают сочинения на лингвистические темы с элементами
вымысла, со сказочными сюжетами. Работы учащихся показывают, что
грамматические понятии, пропущенные не только через логическое
мышление, но и через воображение, усваиваются более прочно, становятся
настоящим достоянием школьника. (Лингвистические сочинения)
Исследовательские задания могут использоваться для изучения
целой темы, отдельных уроков по теме, как зачётные работы по теме.
Исследовательские задания выполняются по следующему плану:
постановка проблемы;
составление плана работы;
анализ литературы и теоретическое решение проблемы;
опытная проверка решений проблем ( опыты, имитационные игры,
дискуссии, независимые характеристики, выполнение практических работ);
составление выводов и оформление работы
В классах среднего звена организую урокиразмышления. Практика
убедила в том, что урок, на котором грамматика изучается на
содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную
функцию урока, развивающем воображение, оставляет в памяти учащихся
более глубокий и долговременный след, а навыки правописания,
сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит –
прочнее. В связи с этим стали традиционными уроки тематические,
отличающиеся и по форме их проведения (урокпраздник, урокпогружение).
Воспитательные задачи обязывают отобрать для каждого урока тот текстовой
материал, содержание которого помогает учителю в формировании личных
качеств школьника, гражданственности. Дидактический материал обращает
внимание учащихся на достижения страны или города, на факты жизни
выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие
нравственные качества. Подбирая материал к уроку, помню, что при малом
объёме текст должен быть:
а) максимально насыщен необходимым грамматическим материалом
(и для повторения правил орфографии, и для работы с соответствующими
синтаксическими конструкциями);
б) помогать ученику в развитии воображения, создании зрительного
образа; в) отвечать требованиям перспективы в обучении (разнообразие
стилей речи, возможность наблюдать за экспрессией речи и т.д.);
г) расширять словарный запас учащихся.
Приведу некоторые виды уроков праздников. Тематика заданий
ориентирована в первую очередь на обогащение социальнонравственного
опыта детей, восприятие окружающего мира, на развитие способности
самовыражения.
Работа по организации детского речевого творчества в школе не
терпит одноразовости, фрагментарности, суеты, что первые успехи всегда
заслуживают поощрения. Но не стоит огорчаться первым трудностям и
неудачам, которые, несомненно, возникнут на этом пути. Зажжём в ребёнке
искру надежды на дальнейшие успехи!
Лексикоорфографическая работа.
Хотите узнать, какое сегодня ваше внутреннее состояние?
Поиграем в словамагниты.
Язык средство общения, с помощью которого мы выражаем свои
мысли и чувства, обращаемся с вопросом, передаём и получаем информацию,
может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. Мы говорим:
слово – друг и враг, словом можно излечить и ранить. А как вы думаете: в
каких жизненных ситуациях слово приносит нам пользу, а в каких – вред?
Слово в моём представлении, живое существо, способное, как человек,
радоваться грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого
слова свой нрав и свой характер, своя душа. Отличать слово доброе и слова
злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать,
заглянув в толковый словарь. Давайте договоримся отмечать добрые
слова знаком «плюс», а злые – знаком «минус». Произносите любое слово и
запишите его. Как вы считаете, доброе оно или злое? Что помогло вам
сделать вывод?
А теперь немного пофантазируйте и представьте, что произнесённое и
записанное слово превратилось в магнит. Это слово магнит может
притягивать, присоединять к себе другие слова.
Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему
словумагниту. Обратите внимание на то, что совсем как в жизни, всё доброе,
положительное тянется к такому же доброму, светлому.
«Притягивающиеся» слова могут принадлежать к разным частям речи:
существительные, прилагательные, глаголы, наречия, могу быть и
словосочетания. Вот у вас получилось необычное поле слов. Вы как бы
приготовили строительный материал. А теперь из этого строительного
материала составьте небольшой текст.
Такие задания я даю 5тиклассникам. Обратим внимание на то, как у
ребёнка работает механизм отбора слов. Действительно: какие именно слова
отбираются в данный момент – из нескольких тысяч слов активного словаря? «Словомагнит» эффективный способ «копания» в своей речи, ведь
происходит естественный процесс её развития, процесс речевого созидания…
Вот что может получиться. Было выбрано слово солнышко.
Солнышко (+); поле слов: радость, птицы, улыбка, доброта, красивое,
любимое, весна, звери…
Основываясь на эти слова, получился следующий текст:
Проснулось золотое солнышко. Улыбнулось зверям, птицам, людям.
Весь день освещал поля, горы, леса. Всех радовало своей красотой и улыбкой.
А на следующий день случилась беда с нашим солнцем. Большая
серая туча закрыла его, и полил дождь. Но вдруг налетел лёгкий ветерок и
разогнал злую тучу. И вновь стало светить наше доброе, ласковое, любимое
солнышко.
2 упражнение. « Я чувствую, что я…» (Рассказ – фантазия)
Все дети, да и многие взрослые, любят фантазировать ( фантазия от
греческого слова, означающего творческое воображение, мечта, выдумка»).
Просто иногда можно предложить фантазировать. Пофантазируй. Представь
себе, что ты превратилась или превратился в дом, или зеркало, или мяч,
дорогу, школу, солнце, цветок, слезу, компьютер выбери слово по своему
усмотрению.
Превратившись в столь необычный предмет, как ты чувствуешь себя?
Каковы будут твои действия? Постарайся свои мысли записать в форме
маленького рассказа или стихотворения.
3 упражнение. « Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического
пера)
На доске записываются две стихотворные строки. Для
поэтического начала можно взять строки известных детских поэтов (или
придумать самим).
Быть или не быть? –
Вот в чём вопрос.
Кто я? И для чего я родился?
Кто я, и в чём моё предназначение?
Кем я буду?
4 упражнение. Запишите небольшой текст. Сделайте текст ярким и
выразительным.
Идёт дождь. Пасмурно. Небо затянуто тучами. Вдруг сверкнула
молния. Загремел гром. Началась гроза.
Следующей формой развития творческих умений обучающихся
является учебное занятие тренинг. Прежде чем проводить технологический
подход в обучении, учителю необходимо выяснить уровень готовности
школьников к самостоятельной познавательной деятельности. Цель диагностики – определить уровень владения умениями самостоятельно
работать с основными источниками информации (текст учебной статьи).
Учебное занятиетренинг №1.
Обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного
характера.
Игра 1.
Кто больше назовёт вопросительных слов?
Цель – научить отбирать вопросительные слова для репродуктивных
вопросов.
Ход игры. Ученики называют вопросительные слова. Учитель отбирает
вопросы репродуктивного характера и выписывает их на доске (Что? Где?
Сколько? Когда? Какой? Куда? И др.).
Игра 2. Составь слово.
Игра 3.Выбери слово.
Игра 4. Кто быстрее?
Игра 5.Кто больше?
Игра 6. Конкурс на лучшую систему вопросов.
Игра 7. Вопросответ.
Это всё репродуктивного характера.
Учебное занятие тренинг №2. Обучение конструированию вопросов и
заданий творческого характера.
Игра 1.Подбери вопросительные слова.
Цель – научить конструировать вопросы творческого характера.
Ход игры. Учитель на доске записывает ряд вопросительных слов и
Какова взаимосвязь…? Каковы
выражений: Почему? Докажи, что…
причины…? Каковы следствия..? Что произойдёт, если…? Объясни
зависимость.
Затем выбирает из текста учебника 23 предложения, которые можно
использовать для конструирования творческого задания. Зачитывает эти
предложения вслух и выписывает их на доске. К каждому предложению
предлагает выбрать варианты вопросительных слов и сконструировать задание
творческого характера.
Игра 2.Найди опорное предложение.
Игра 3. Кто больше?
Игра 4.Познавательная задача (работа в творческих парах).
Игра 5. Кто быстрее?
Игра 6 Слоёный пирог.
Игра 7. Конкурс на самое лучшее домашнее задание.
Таким образом, данная работа позволяет учителю осознанно отбирать
педагогические технологии и управлять самостоятельной деятельностью
школьников, как репродуктивного, так и творческого характера.
Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока
обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать
ситуацию выбора и при этом по возможности носить творческий характер.
После урока русского языка по повторению деепричастия ребята
получают такое домашнее задание:
1. Упражнение № 262 выполняют те, кто ещё хочет
потренироваться в подборе синонимичных конструкций к
предложениям с деепричастиями.
2. Упражнение № 265 для тех, кто хочет поработать над
редактированием текста.
3. Тем, кто хорошо усвоил программный материал, предлагается
попробовать написать небольшую творческую работу на тему
«Что было бы, если бы деепричастия исчезли из языка?»
Личностно ориентированный урок предъявляет серьёзные требования к
учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику,
но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением
настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего,
мудрого и недосягаемого для них взрослого человека, а как более
старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который
способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь
им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за
их маленькие и большие победы. Не считаю для себя зазорным сказать
своему ученику: «Ты знаешь, твои доводы точнее и логичнее моих». Или:
«К сожалению, я допустила ошибку, ты молодец, что обратил на неё
внимание». Подобное поведение вовсе не умаляет достоинства учителя, а
лишь способствует росту его авторитета у учащихся.
Личностно ориентированный подход осуществляю и во внеклассной
работе по русскому языку и литературе. По особому плану занимаюсь
индивидуальной работой со способными и одарёнными детьми. Провожу
специальные занятия с теми, кто имеет склонности к выразительному
чтению, систематически работаю с ребятами, желающими участвовать в
олимпиадах.
Используемая литература:
1. Дидактика средней школы. М., 1982, с.149.
2. Ирина Голубь «Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко» М.»Логос». 2002
3. Интенсивная подготовка. ЕГЭ. Русский язык на пути к экзамену. 2009
4. Т.М.Пахнова Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. М.Дрофа.
2009
5. Русская речь 1011 классы. Пособие по лингвокультурологии и развитию речи. М.Дрофа 2009
6. Русский язык и культура речи под ред. Профессора В.И.Максимова
7. Журнал «Методист» №8 2007
8. РЯШ № 6 2004.
Мастер- класс на Всероссийский Слёт учителей 2011.
Мастер- класс на Всероссийский Слёт учителей 2011.
Мастер- класс на Всероссийский Слёт учителей 2011.
Мастер- класс на Всероссийский Слёт учителей 2011.
Мастер- класс на Всероссийский Слёт учителей 2011.
Мастер- класс на Всероссийский Слёт учителей 2011.
Мастер- класс на Всероссийский Слёт учителей 2011.
Мастер- класс на Всероссийский Слёт учителей 2011.
Мастер- класс на Всероссийский Слёт учителей 2011.
Мастер- класс на Всероссийский Слёт учителей 2011.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.