На сегодняшний день остается актуальным вопрос обеспечения оптимизации процесса формирования профессиональной компетентности педагогов на основе реализации инновационных педагогических технологий и использования интерактивных форм методической работы: педагогических гостиных, мастер-классов, творческих групп педагогов, проектных команд и других. Предлагаемый мастер-класс был проведен для обучения педагогов дополнительного образования детей.Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс.docx
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества Кировского района города Донецка»
Мастер-класс
Автор: методист
Центра детского творчества
Кировского района, г. Донецка
Белоконенко Т.В. Донецк 2018
Пояснительная записка
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует от
современного педагога не только изменения содержания, но и методов и форм
активизацию деятельности
организации образовательного процесса,
обучающихся в ходе занятия, побуждение их к творческому самовыражению,
приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения
возникающих проблем.
На сегодняшний день многие исследователи связывают инновации в
образовании с интерактивными методами обучения.
Поэтому, становится актуальным обеспечить оптимизацию процесса
формирования профессиональной компетентности педагогов на основе
реализации инновационных педагогических технологий и использования
интерактивных форм методической работы: педагогических гостиных, мастер
классов, творческих групп педагогов, проектных команд, ассоциаций педагогов
и других.
Мастеркласс, как одна из форм обучения педагогов, приобретает все
большую популярность. Педагоги при подготовке мастеркласса, как правило,
обращаются за помощью к методисту. И ему вольно или невольно приходится
выступать не только в роли методиста, но и по совместительству психолога и
эксперта. Методисту нужно настроить педагога на положительный результат.
Методист оказывает необходимую консультативную помощь в подготовке и
построении модели мастеркласса. Для того чтобы успешно помогать педагогу,
методист должен уметь анализировать мастерклассы, знать критерии оценки
мастер классов и типичные ошибки при их проведении. Цель: создание условий для проявления и развития педагогического мастерства
участников мастеркласса на основе организации пространства для
профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи:
создать среду общения адекватную для личностного и творческого роста
участников мастеркласса, повышения их инновационных компетенций;
передать свой опыт методического обеспечения профессионального роста
педагогов учреждения дополнительного образования;
способствовать реализации умений участников мастеркласса находить
творческие решения, навыков коллективного сотрудничества. (Слайд №2)
Форма проведения: имитационное занятие с аудиторией
Целевая аудитория: методисты учреждений дополнительного образования
Продолжительность проведения: 20 минут
Материальнотехническое и методическое обеспечение: проектор, экран,
электронная презентация, карточки с заданиями.
План проведения мастер класса
1.Подготовительноорганизационная часть.
необычное начало мастеркласса
приветствие
объявление темы, целей и задач
2. Теория.
знакомство участников с элементами теории по теме мастеркласса
представление опыта работы 3. Практическая часть.
выполнение участниками практических заданий
4 .Заключительная часть.
обмен мнениями
подведение итогов
5. Рефлексия
Ход мастеркласса
1. Подготовительноорганизационная часть.
«Обучать — значит вдвойне учиться».
Жозеф Жубер
Чтоб педагогов обучать,
Необходимо много знать.
Знать нужно психологию
И знать физиологию,
Быть докой в педагогике,
Риторике и логике.
Но главное, чтоб методистом стать,
Бесспорно, педагога надо очень уважать!
Добрый день, уважаемые коллеги! С этой позитивной нотки я хочу начать
нашу работу, и ее тема звучит так: «Обучая, учимся сами».
2. Теория.
На сегодняшний день одной из острых проблем является проблема поиска
средств, способствующих появлению у педагога потребности в обновлении
своего педагогического мышления, повышения мотивационной готовности к
осуществлению инновационной деятельности и профессиональному росту.
Инновации в образовании тесно связаны с интерактивными методами в
обучении. Поэтому использование интерактивных форм методической работы,
таких как, педагогические гостиные, мастерклассы, творческие группы,
проектные команды для оптимизации процесса формирования
профессиональной компетентности педагогов, является весьма актуальным.
Среди множества форм и видов профессионального обучения педагогов
«мастеркласс» занимает особое место. Не буду останавливаться на определении понятия «мастеркласс», Вы видите эти определения на слайде.
(Слайд № 4)
Мастер – класс активно используется как форма квалификационного
испытания при аттестации, как форма конкурсного испытания
педагогов, как форма обобщения и распространения педагогического
опыта. (Слайд № 5)
Педагогам приходится постоянно учиться, учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен
профессиональным опытом,
взаимосовершенствование
педагогической деятельности. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь
взаимообучение,
прямое воспроизводство,
механическое повторение профессиональных
достижений сегодня практически бесперспективно, оно не дает должного
эффекта.
Идея проведения мастеркласса изначально ориентирована на
результативность работы его «учеников». Активный педагог участник будет
рефлексировать собственный педагогический подход, находить способы
обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в
индивидуальный педагогический стиль. Пассивный педагог, выполняя
определенный алгоритм действий, поневоле будет включен в активную
познавательную деятельность.
Сегодня я хочу остановиться на некоторых методах, которые использую в
работе с педагогами нашего учреждения, обучая их проведению мастеркласса:
правило «Бегунок», метод «Мозговой штурм», метод «Мудрый совет», метод
«Ромашка». Конечно, методов и форм работы гораздо больше, но время нашей
работы строго регламентировано.
3. Практическая часть
«Единственный путь,
ведущий к знаниям это деятельность»
Б. Шоу 1. При подготовке педагогов к проведению мастеркласса, в первую
очередь, уместно познакомить их с правилом «Бегунка». Всем присутствующим
хорошо известно понятие «Мозговой штурм». Оно довольно прочно
обосновалось в педагогической практике. Известно, что ввел это понятие
специалист в области рекламы Алекс Осборн. Он же предложил список
«Бегунок». Чаще всего этот список используют в рекламе и дизайне, но и в
обучении проведению мастеркласса он может оказаться очень полезным.
Итак, к чему нужно быть готовым? Раздаю педагогам список и прошу
прокомментировать каждый пункт.
Предлагаю и вам сейчас, передавая листочек «Бегунок», кратко дать
пояснение каждому аргументу в этом списке…
Список «Бегунок» (Слайд № 7)
Будьте готовы к заменам
Единство: сочетайте разные компоненты
Готовьтесь приспосабливаться
Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте
Новаторски используйте старое
Откажитесь от лишнего
Крутите и трансформируйте
Будьте готовы к заменам: когда модель мастеркласса уже выбрана,
когда кажется, что все готово, может получиться так, что какуюто часть
мастеркласса нужно заменить. У Мастера всегда должны быть запасные
варианты.
Единство: сочетайте разные компоненты: иногда сочетание самых
несочетаемых компонентов могут выглядеть очень выигрышно.
Готовьтесь приспосабливаться: нужно быть готовым к тому, что чтото
пойдет не так, как планировалось: в последний момент может измениться
аудитория, могут отключить свет и мастеркласс пойдет без презентации,
уровень участников может отличаться от предполагаемого…желательно заранее
рассмотреть ситуации из группы «не так». Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте: какието части мастеркласса,
возможно, стоит увеличить, уменьшить или както изменить. Это особенно
заметно после пробного мастеркласса.
Новаторски используйте старое: не надо изобретать велосипед, если на
него можно сесть и двигаться к цели. И старое иногда можно использовать по
новому.
Откажитесь от лишнего: не бойтесь исключать лишнее и ненужное.
Крутите и трансформируйте: крутите, вертите, может, чтото захочется
изменить. Покажите получившуюся модель коллеге, всегда полезен взгляд со
стороны.
Итак, когда известно, какие подводные камни ожидают при подготовке к
мастерклассу и как справиться с трудностями, возникающими в самом начале.
2. Вопрос «Что делать?» встает перед педагогом на всех этапах подготовки
мастеркласса.
Как помочь педагогу четко спланировать и организовать свои действия на
каждом этапе? Предлагаю выполнить следующее задание, которое поможет им
справиться с этой задачей (метод «Мозговой штурм»). (Слайд № 8)
Чтобы наглядно представить это упражнение, мы сейчас тоже проведем
практическое занятие.
Задание для групп (5 мин): каждой из них достается по одному этапу.
Скажите, какая часть речи отвечает на вопрос «Что делать?». Ответ: глагол
Подобрать глаголы, которые характеризуют деятельность мастеркласса
на том или ином этапе, и прокомментировать свой выбор. Участникам
обсуждения предлагается назвать как можно большее количество вариантов.
Возможный результат:
Этап
Начало
Теория
Глаголы
Поприветствовать, представиться, объявить,
анонсировать, заинтересовать, удивить, заинтриговать,
настроить, наметить…
Показать, рассказать, указать, продемонстрировать,
представить, определить, направить, озадачить, подчеркнуть…
Практика
Попробовать, распределить, развить, скорректировать,
поддержать, найти, предоставить…
Заключительная
Проанализировать, сравнить, отметить, заметить,
часть
Рефлексия
подчеркнуть, вдохновить, подвести
Оценить, учесть, принять…
3. Любой мастеркласс чемуто учит: или как надо делать, или как не надо
делать. Методист сопровождает подготовку мастеркласса педагогом советами,
рекомендациями. Педагоги советуются друг с другом. Конечно же, для педагога
очень важно получить ценный совет, подсказку, которые помогут ему
профессионально подготовиться к проведению мастеркласса.
Метод «Мудрый совет». Предлагаю и вам сейчас, обсудив коллективно,
выбрать из полученного пакета с «премудростями» самый ценный совет, или же
предложить свой. (Слайд № 9)
Каждая группа получает пакет с «премудростями» (Приложение), в течение 23
минут путем обсуждения выбирает самый ценный совет и аргументирует свой
выбор.
4. Заключительная часть
Можно долго говорить о том, как провести мастеркласс, но это будут
только слова, пока не будет подготовлен и проведен первый мастеркласс.
Я хочу закончить свой мастеркласс «ценным советом» для коллегметодистов:
Чтоб в обучении избежать недоразумений
Стремись к целенаправленности отношений.
Умей слушать вдумчиво, внимательно
И педагогов завоюешь окончательно.
Стремись педагогов изучать настроение,
Их мимику, жесты и глаз выражение.
Какие они вчера и сегодня,
Какие с утра, и, какие в полдень, Что говорят они смехом, слезами…
Учись себя видеть другими глазами!
5. Рефлексия. «Мишень»(слайд №10)
На доске или ватмане рисуется мишень,
которая делится на сектора. В каждом из
секторов записываются параметры вопросы
рефлексии состоявшейся деятельности.
Например, оценка содержания, оценка форм
и методов проведения мастеркласса, оценка
деятельности Мастера,
деятельности. Педагоги ставят метки в сектора соответственно оценке
оценка своей
результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени
оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Вам, уважаемые коллеги, я тоже предлагаю пополнить «рефлексивную
копилку» и поделиться своими впечатлениями.
Я надеюсь, что сегодня вы получили порцию вдохновения для дальнейшей
работы. Верьте в себя. Удачи вам! Мне было приятно с вами работать! Спасибо!
Приложение
Афоризмы для выполнения задания «Ценный совет»
Творчество требует порывать со сложившимися схемами, чтобы на вещи
Правила навигации никогда сами по себе не управляли кораблем, правила
•Непременно нарушайте правила, нарушайте их со вкусом, осознанно и со
знанием дела. Они, в частности, для этого и существуют. (Роберт Брингхерст)
•
можно было взглянуть поновому. (Эдвард де Боно)
•
архитектуры никогда сами не строили лома. (Томас Рейд)
•
поняла, что этот ктото — я сама. (Лили Томлин)
•
и полны ошибок. (Леонардо да Винчи)
•
воображением. (М.В. Ломоносов)
•
Мне всегда было интересно, почему ктонибудь этого не сделает. Потом я
Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны
Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только
Часто мы затрудняемся найти решение, поскольку подсознательно ограничиваемся территорией рисунка. Однако нигде не сказано, что нельзя
выходить за его пределы. Вывод: чтобы понять систему, необходимо... выйти за
Все люди, добившиеся в жизни успеха, отличаются фантастической
нее. (Б. Вербер)
•
способностью выжимать из любой ситуации положительные результаты. Какими
бы негативными последствиями она ни была чревата, они раскрывают ее только
с точки зрения реализации заложенных в ней возможностей позитивного
характера. (Энтони Роббинс)
•
Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом и забывает
сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути.
Опыт берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей.
(Антуан де Сент Экзюпери)
•
(Карлейль)
• Опыт — самый лучший наставник. (Овидий)
•В жизни нет ничего лучше собственного опыта. (В. Скотт)
• Упражнения рождают мастерство. (Тацит)
• Источник нашей мудрости — наш жизненный опыт. Источник нашего
опыта — наша глупость. (С. Гитри)
• Опыт — лучший учитель: его уроки мы хорошо запоминаем. (Ф. Купер)
•
Самое полезное в жизни — это собственный жизненный опыт. Никогда не
бойся делать то, что ты не умеешь. Помни: ковчег был построен любителем,
Фальшивая нота, сыгранная неумело, — это просто фальшивая нота.
профессионалы построили «Титаник». (Пеле)
•
Фальшивая нота, сыгранная уверенно, — это импровизация. (Б. Вербер)
• Человек лишь там чегото добивается, где он сам верит в свои силы. (Л.
Фейербах)
• Все должно быть просто, но не проще. (Альберт Эйнштейн)
•Стремление сначала понять все до самого конца, а потом уже работать —
очень частая причина неудач. (А.Б. Мигдал)
•Мы судим о себе по ощущению своих способностей чтото сделать, в то время
как другие судят о нас по тому, что мы уже сделали. (Лонгфелло)
• Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих
начинаний. (С. Джонсон)
•
Гораздо труднее увидеть проблему, чем решить ее. Для первого нужно Кто не задумывается о далеких трудностях, того непременно поджидают
воображение, а для второго лишь умение. (Д. Бернал)
•
близкие неприятности. (Конфуций)
• Я не знаю ключа к успеху, но ключ к провалу — понравиться всем. (Бинг
Кросби)
• Конечно, обдумывай «что», но еще больше обдумывай «как»! (Иоганн
Гете)
•Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один
ветер не будет попутным. (Сенека)
•Побеждают те, кто уверен в своих силах. Тот, кто не способен ежедневно
преодолевать страх, еще не выучил свой первый в жизни урок. (Р. Эмерсон)
•Кто сильно желает подняться наверх, придумает лестницу. (Коносукэ
Мацушита)
• Сокол высоко поднимается, когда летит против ветра, а не по ветру. (Уинстон
Мы добираемся до вершин чаще всего по обломкам наших заветных
Черчилль)
•
замыслов, обнаруживая, что успех нам принесли именно наши неудачи. (Амос
Бронсон Олкотт)
• «К черту все! Берись и делай! (Ричард Брэнсон)
• Не бойся идти не туда — бойся никуда не идти. (Дмитрий Емец) Список литературы
1. Введенский В.Н.
Моделирование профессиональной компетентности
педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 5155.;
2. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: в 3 т. Т. 2. От
Средневековья до Просвещения. / Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондратов.
— М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000.
3. Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове. — М.: ООО
«Издательство» ACT, 2003.
4. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности
будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического
образования в XXI веке. – М., 2000. – С. 360362.;
5. Лукьянова М.И. Психологопедагогическая компетентность учителя //
Педагогика. – 2001. – №10. – С. 5661.;
6. Милосердова И.В. Система работы методической службы в учреждении
дополнительного образования и её роль в развитии профессионально
значимых компетенций работников УДОД, материалы круглого стола, г.
Тамбов, 2010г.; 7. Рязанова О.В. Система повышения уровня профессиональной
компетентности педагогов системы дополнительного образования,
материалы круглого стола, г. Тамбов, 2010г.
8. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Изд. 2е,
испр. и доп./Сост. Е.С. Лихтенштейн.— М.: Знание, 1978.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно
ориентированной парадигмы //Народное образование. – 2003. – № 2. – С.
5864;
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Мастер-класс "Обучая, учимся сами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.