Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
«СОЛИКАМСКИЙ АВТОМОБИЛЬНОДОРОЖНЫЙ
учреждение
КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕРКЛАССА
Тема: «Интерактивные методы и приемы обучения»
Разработала: Сушко Наталья Николаевна,
преподаватель Соликамск, 2016
Сушко Наталья Николаевна
2 Сушко Наталья Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
ОПИСАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА............................................................5
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА..................................................7
4.ЭКСПРЕСС-ИНТЕРВЬЮ..................................................................8
5. РЕФЛЕКСИЯ-ФИШБОН.................................................................9
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ:.......................................10
ПРИЛОЖЕНИЕ Д............................................................................11
ПРИЛОЖЕНИЕ А............................................................................15
ПРИЛОЖЕНИЕ Б............................................................................17
ПРИЛОЖЕНИЕ С............................................................................19
3 Сушко Наталья Николаевна
Пояснительная записка
«Мало знать, надо и применять,
Мало хотеть, надо и делать»
И.Гете
Современная педагогическая наука поновому рассматривает содержание
образования. В педагогической практике попрежнему преобладают технологии
информационного характера, в то время как объективные потребности общества
делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно
Модернизация российского образования
ориентированных технологий.
направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на
изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала
методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия,
приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и
поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Важно, чтобы
ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти
нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими
сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять
разнообразные роли. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные
формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения
кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и
дифференцированного подхода к учащимся. Многие методические инновации
связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
4 Сушко Наталья Николаевна
Описание мастеркласса
Тема мастеркласса: «Интерактивные методы и приемы обучения»
Цель мастер – класса: Представление опыта использования интерактивных
методов и приемов в обучении
познакомить участников с интерактивными методами в обучении через
Задачи:
интерактивные методы и приемы обучения;
представить виды уроков с использованием ИМ;
показать, используемые мною типы заданий и приемы;
применить с участниками мастеркласса приемы и методы;
Участники мастеркласса: педагоги.
Оборудование и материалы: экран, проектор, карточки.
Знания,
актуализируют/приобретут/закрепят/др. участники в ходе мастеркласса:
качества,
навыки
умения,
и
которые
знания о разнообразии интерактивных методов; о видах уроков,
типах заданий, и приемах, используемых на уроках с применением
интерактивных методов
навыки использования заданий и приемов
5 Сушко Наталья Николаевна
6 Сушко Наталья Николаевна
Планконспект мастеркласса
План проведения мастеркласса
1.Вводная часть– 2 мин
2. Игра «Создай фигуру» 3 мин
3. Выполнение заданий по группам.10 мин
4. Экспрессинтервью 10мин
5. Рефлексия 5мин
Вводная часть:
Приветствие присутствующих участников
2. Игра «Создай фигуру» Для того чтобы обозначить тему нашей беседы,
предлагаю вам поиграть. Согласно цветовой гамме стикеров вы все разделены
на 3 группы (цвета). Перед вами лист бумаги. Ваша задача не совещаясь в
группе, сделать фигуру животного, не используя ножниц. Вы можете отрывать
кусочки, сгибать лист, самое главное не обсуждать, что вы делаете. Первый
участник начинает и передает второму и т.д (Например и показать).Вам дается 2
минуты для выполнения задания (Обсуждение 3 мин , опрашиваю 1го и
последнего, что хотели и что получили).
Сейчас вы увидели насколько сложно выполнить задание без общения, обмена
информацией с другими участниками и насколько непредсказуем может быть
результат. Поэтому предлагаю вам мастеркласс по теме «Интерактивные
методы и приемы обучения». Внедрение Федеральных государственных
образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС
СПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость
применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе
обучения.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной
7 Сушко Наталья Николаевна
деятельности, где участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются
информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают
действия других и свое собственное поведение (слайд 2)
Я хочу поделиться с вами некоторыми методами и приемами технологии
интерактивного обучения, которые я использую в своей деятельности.
Каждая группа получает задание.
3. Выполнение заданий по группам.
Задания разные, но вы их выполняете одновременно.
1 группа (Мозговой штурм): Перед вами лист бумаги, в центре которого
написано название технологии. Ваша задача методом «мозгового штурма»
определить ключевые слова, идеи данной технологии, запишите их в
предложенной схеме. Выделите красным маркером три наиболее точных на ваш
взгляд понятия. Итоги: где применяются
2 группа (Пазл): вы собираете 5 цепочек, состоящих из трех частей. Ваша
задача соотнести название метода, определение и описание. Каждая цепочка
должна получиться разноцветной. Какие же методы входят в технологию
интерактивного обучения? Назовите (слайд 4) Итоги:
3 группа (Техника постановки вопросов). Вам предлагается текст, к которому
вы должны задать ряд вопросов и заполнить таблицу. Вопросы должны быть
«тонкие», которые направлены на получение конкретной информации
(например: что, где, когда), и «толстые», которые предполагают более
развернутый ответ.
например: объясните почему…
4.Экспрессинтервью.
Каждой группе выдаются вопросы, которые участники должны задать двум
другим группам, на основании ответов сделать выводы. Общим результат
обсуждение и заполнение фишбон.
8 5. РефлексияФишбон
Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения
Сушко Наталья Николаевна
темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки
применяются
обучения..
методы
различные
Результаты обучения учащихся позволяют оценить педагогическую
эффективность
интерактивного
обучения.
Применение
ученикам:
интерактивных
технологий
дает
• развитие личностной рефлексии;
• осознание включенности в общую работу;
• становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
• развитие навыков общения;
• принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
• повышение познавательной активности.
коллективу:
• повышение познавательного интереса;
• развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
учителю:
• нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
• формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию
не только в учебных, но и иных ситуациях.
Применение интерактивных методов обучения влияет не только на успешное
усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и
на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках
показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется
психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи
информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых
учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели,
9 Сушко Наталья Николаевна
каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Ученик при этом испытывает
ощущение успешности. Используемая система работы позволяет реализовать
данную задачу.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное,
творческое, перспективное направление обучения математике и не только.
Литература и интернет источники:
1. Зеер Э.Ф.,
Модернизация
профессионального образования: Компетентностный подход. – М.:
Павлова А.М.,
Сыманюк Э.Э.
МПСИ, 2005. – 216 с.
2. Карпенко М. Новая парадигма образования ХХI в.// Высшее образование в
России.–2007. №4. – С.93.
3. Кононец А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы/ А. Н.
Кононец //Инновационные подходы к организации образовательного
процесса в современном техническом вузе: сб. метод. тр./ под ред. Л. П.
Лазаревой ; ДВГУПС. Хабаровск: Издво ДВГУПС, 2008. С. 2231.
4. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство
формирования ключевых компетенций // Наука и образование:
2011
электронное
научнотехническое
издание,
http://technomag.edu.ru/doc/172651
5. Косолапова М.А.,
Ефанов В.И.
Развитие профессиональной
компетентности преподавателя технического вуза при повышении
квалификации // Материалы международной научнометодической
конференции «Современное образование: проблемы обеспечения качества
10 Сушко Наталья Николаевна
подготовки специалистов в условиях перехода к многоуровневой системе
высшего образования» Томск: ТУСУР, 2012, с. 161162.
6. Библиотека для студента.
Режим доступа:
http://www.p
lib.ru/pedagogika/pedagogikapidkasistyj/index.html , свободный
– Режим доступа:
7. Образование человека.
http://o
ch.ru/reviews/critiacal/ , свободный
Приложение Д.
11 Сушко Наталья Николаевна
12 Сушко Наталья Николаевна
13 Сушко Наталья Николаевна
14 Приложение А.
Текст «Время»
Сушко Наталья Николаевна
Время это продолжительность какоголибо действия или существования чего
либо.
Чтобы не опоздать на занятия в школу или на работу, пользоваться различным
транспортом и системами связи, необходимо уметь измерять время.
Для измерения времени человек использует такие единицы, как тысячелетие,
век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Устаревшие и редкие
единицы измерения: терция – одна шестидесятая часть секунды; олимпиада
единица времени Древней Греции, состоявшая из 4 лет, между двумя
олимпийскими играми; квартал – 3 месяца; декада – 10 дней.
1 тысячелетие (милленниум) равно 1000 годам. Первое тысячелетие нашей эры
закончилось 31 декабря 1000 года. 1столетие (век) равно100 годам. 1 января
2001 года начался XXI век. 1 год состоит из 12 месяцев, 1 месяц из 4 недель,
1 неделя длится 7 суток, в 1 сутках – 24 часа. В 1 часе – 60 минут, в 1 минуте –
60 секунд. За 1 секунду Земля проходит по орбите вокруг Солнца 29 785,9 м.
Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток 5 часов 48 минут и 46
секунд. Но так как принято считать, что в сутках 24 часа, то в результате
получается, что в году 365 1/4 дней. Для удобства календарь устроен таким
образом, что из каждых четырех лет, один год называется високосным и
состоит из 366 дней, а три других — из 365 дней.
Определяют текущее время по часам. Существует две системы указания
времени суток. В так называемой французской системе считается, что сутки
напрямую делятся на 24 часа. В английской системе первую половину суток
(ночь, утро) обозначают AM, вторую (день, вечер) — PM от лат. Ante
15 Сушко Наталья Николаевна
Meridiem/Post Meridiem (до полудня/после полудня). За начало отсчёта времени
принята полночь. Таким образом, момент времени по прошествии 19 часов и
ещё 14 минут с полуночи во французской системе — 19:14 (в английской
системе 7:14 PM).
В разных точках земного шара часы показывают разное время. Так как в сутках
24 часа, то поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса с разницей между
ними в 1 час. Например, разница между поясным временем Владивостока и
Москвы 9 часов. И если самолет сможет пройти расстояние между
Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего
вылета из Владивостока.
Проверить точность часов можно с помощью сигналов точного времени, которые
передаются по радио. В Интернете на сайте Главного метрологического центра
Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения
Земли (ГСВЧ) можно узнать время с точностью до миллисекунды. 1
миллисекунда равна одной тысячной доле секунды.
Что такое время?
Зачем нужно знать время?
Какие существуют единицы времени?
Сколько дней в году? Сколько часов в сутках?
Сколько минут в часе? Сколько секунд в часе?
Как человек измеряет время?
Что?
Зачем?
Какие?
Сколько
?
Как?
Почему? Почему в разных точках земного шара часы
Где?
показывают разное время?
Где можно узнать точное время?
16 Сушко Наталья Николаевна
Приложение Б.
Дискуссияодна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод
решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания.
Является разновидностью спора, близка к полемике, и представляет собой
серию утверждений, по очереди высказываемых участниками.
Кейсметодэто техника обучения, использующая описание реальных ситуаций
критических,
и решения
ситуационных
стандартных,
задач:
экстремальных.Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию,
разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и
выбрать лучший из них.
Кластерэто способ графической организации материала, позволяющий сделать
наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в
ту или иную тему.Посередине чистого листа пишут ключевое слово или
предложение, которое является «сердцем» идеи, темы,вокруг слова или
предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы
(модель «планета и ее спутники»).
Пазл (англ. puzzle – загадка, головоломка) – известная детская игра по сбору
картинок из неровных частей.Выполнение заданий по этому методу построено на
основе игры. В учебной практике изучаемый (или контролируемый) материал
частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть
информация к поиску следующей. Обучащийся должен собрать все карточки по
указанному учителем материалу.На уроках его можно использовать при работе с
способствует
формулами, при решении уравнений и задач. Метод
формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать
полученную информацию.
Синквейнпятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX
века под влиянием японской поэзии. Одна из строк образована тремя глаголами
17 или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Сушко Наталья Николаевна
18 Сушко Наталья Николаевна
Приложение С
Вопросы для экспрессинтервью
1.Проявляли ли вы раньше интерес к интерактивным методам?
2.Назовите 3 ключевых слова к методу, который вы изучали.
3. Продолжите фразу:
На ближайшем уроке я…..
19
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы и приемы обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.