Мастер-класс по теме: «Обучение использованию картографических источников информации для решения учебных и практико-ориентированных задач на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами»
Оценка 4.8

Мастер-класс по теме: «Обучение использованию картографических источников информации для решения учебных и практико-ориентированных задач на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами»

Оценка 4.8
Лекции
doc
география
Взрослым
10.01.2017
Мастер-класс по теме:  «Обучение использованию картографических источников информации для решения учебных и практико-ориентированных задач на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами»
Мастер-класс по теме: «Обучение использованию картографических источников информации для решения учебных и практико-ориентированных задач на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами» Цель: Способствовать обретению умений решения учебных и практико-ориентированных задач на уроках географии в результате использования картографических источников информации. Задачи: 1) Показать значение географической карты в условиях перехода на новые образовательные стандарты, как способа эффективного достижения цели обучения. 2) Рассмотреть основные формы работы с географической картой, способствующие развитию картографических умений для решения учебных и практико-ориентированных задач. 3) Охарактеризовать картографические задания, направленные на формирование универсальных учебных умений анализировать карту. 4) Выделить роль карты в развитии самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Мастер-класс.doc

Мастер-класс по теме:

 «Обучение использованию картографических источников информации для решения учебных и практико-ориентированных задач на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами»

Цель: Способствовать обретению умений решения учебных и практико-ориентированных задач на уроках географии в результате  использования картографических источников информации.

Задачи:

1)     Показать значение географической карты в условиях перехода на новые образовательные стандарты, как способа эффективного достижения цели обучения.

2)     Рассмотреть основные формы работы с географической картой, способствующие развитию картографических умений для решения учебных и практико-ориентированных задач.

3)     Охарактеризовать картографические задания, направленные на формирование универсальных учебных умений анализировать карту.

4)     Выделить роль карты в развитии самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

   Карта-начало географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. Ни учебная география, ни научная не мыслятся без географической карты.

   В связи с переходом на новые образовательные стандарты, географическая карта приобретает еще более важное значение, выступая главенствующим инструментом изучения предмета, помогая наиболее эффективно достичь целей обучения.

   Все люди на Земле знают международный язык. С помощью него мы всегда сможем объяснить где расположена наша родина в какой бы точке земного шара мы не находились и на каком бы языке там не говорили люди. Какой это язык? Это язык карты. 

   Уметь пользоваться картой, извлекать из нее нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как умеет читать. Успех в использовании карт зависит от уровня профессионализма самого учителя, от его способности формировать у учащихся желание обращаться к карте.

   В учебно-воспитательном процессе по географии используются следующие виды карт:

1. Карты учебных географических атласов:

- общегеографические карты;

- тематические карты (экономическая, карта населения, карты отдельных видов промышленности, карты отдельных видов ресурсов и т.д.)

2. Настенные карты

3. Карты, представленные в учебниках по географии.

 4. Электронные карты

   В процессе обучения географии учитель формирует у учащихся понимание карты, чтение карты, знание карты. Карта - один из основных источников знаний при изучении географии. Карта помогает воссоздать образ изучаемых территорий с их основными характерными чертами. При этом развивается пространственное воображение у учеников. Большинство самостоятельных работ в процессе обучения географии опирается на карты. Знание карты – знание условных знаков карты и умение находить географические объекты на карте.

Умение читать карту - это умение давать характеристику территории и отдельных географических объектов, а также включает в себя понимание условных обозначений, умение пользоваться картами различных проекций, масштабов, содержания, умение определять по карте расстояния и направления, широту и долготу.

И сегодня задача учителя - научить учащихся пользоваться географической картой и активно ее использовать, т.е. сформировать картографические умения. Для более продуктивного усвоения учебного материала, используются различные виды работ с картами:

1.      Работа с географической номенклатурой.

2.      Работа с контурными картами: практические, проверочные, контрольные работы.

3.      Составление по картам географической характеристики (например: моря, страны, реки)

4.      Заполнение таблиц на основе сопоставления карт.

5.      Творческие задания: рисунки (изображение каких-либо объектов), макеты, коллажи, сочинения-путешествия и другие.

6.      Практические работы с использованием карт атласа.

7.      Проектная деятельность учащихся.

Работа с географической номенклатурой.

   В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения постановленной цели.

Прием №1 Самоконструкция, которая основана на приёме «помни всё». Географическая память в повседневной жизни. Он основан на методе фонетических (звуковых) ассоциаций.

СИРень нюхает ДАМА в МАСКе

Вдоль ЭКВАтОРа плавают огромные КИТы

В БАНке ГаЛДЕЖ-  туда пожаловал Дональд ДАК.

Прием №2  Стихотворение-загадка. Для лучшего усвоения географических названий на карте можно использовать стихотворения-загадки:

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река. (Волга)

Можно использовать географические загадки:

Ты меня, наверно знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой. (Елисей - Енисей)

Я сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «Е» на «У» смени

Стану спутницей Земли. (Лена-Луна)

Приём № 3 Дешифратор. При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

1.            59 с.ш. 11 в.д. Осло

2.            35 с.ш. 51 в.д. Тегеран

3.            13 ю.ш. 76 з.д Лима

4.            52 с.ш. 105 в.д. Иркутск

5.            с.ш. 115 в.д. Чита

6.            42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк

7.            46 с.ш. 75 з.д. Оттава

Приём № 4 «Геоалфавит». В этом приёме может быть несколько вариантов. Участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены другой команды должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П. (см. приложение 1)

Участвовать могут команды или пары или каждый ученик отдельно. Задание – называть географические объекты или термины на буквы алфавита. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения.

Например. Атлантический океан – Белое море – Великобритания – Ганг река – Дрейка пролив – и.т.д.

Приём 5. Цветная карта. Назвать цветные объекты на карте мира.

(моря - Чёрное, Жёлтое, Белое, Красное; Реки - Белая (приток Камы, Башкортостан), Хуанхе (Жёлтая), Оранжевая, Чёрная (есть в Ленинградской области, Кемеровской, Рязанской, Томской области в Перми), Красная (Калининградская, Ульяновская области) Белый и Голубой Нил, озеро Белое (Вологодская область, Алтайский край) 

 

Приём 6. «Анаграммы»

Переставьте буквы в слове так, чтобы получилось географическое название, например, дно-Дон. (см. приложение 2)

Приём 7. «Афоризмы». Для запоминания географических названий учащимся предлагается запомнить афоризмы по теме: «Гидросфера», «Зарубежные страны» (см. приложение 3)

Работа с контурными картами.

Приём № 1 «Фигуры». Нанесите на контурную карту точки с заданными координатами. После нанесения точек на контурную карту, соедините их линией по порядку и у вас получится интересная фигура.

 

http://doc4web.ru/uploads/files/24/23880/hello_html_65ac1136.pnghttp://doc4web.ru/uploads/files/24/23880/hello_html_241a9ac.png

 

Приём № 2  Карты - мозаики. Карты-мозаики представляют собой контурные карты, выполненные на картонной основе. Использование карт – мозаик позволяет отработать знание географической номенклатуры. Прежде всего, возрастает интерес к предмету, учащиеся во много раз быстрее усваивают правильно номенклатуру.

Вот мозаика у нас.

Собери ее сейчас.

Собери и покажи,

Что увидишь – расскажи.

Ребята получают конверты с разрезанными на части изображениями материков.

Задание: собрать материк и сообщить о нем какие-либо сведения на время

 

Составление по картам географической характеристики (моря, страны, реки)

Приём 1. Описание географического положения моря.

План

Действия по пунктам плана

1.Название

1. Назвать и показать море.

 2.Географическое положение

а) в Мировом океане

б) относительно других географических объектов.

 

2.Определить:

а) в какой части океана, между какими меридианами и параллелями находится, какова примерная протяженность;

б) какой частью берега, каких материков, островов омывает; какими проливами соединено с океанами и морями

Обучающиеся истолковывают карту и вскрывают взаимосвязи и зависимости, выявляя и такие признаки, которые на карте непосредственно не показаны, но связаны с признаками, изображенными на ней.

Заполнение таблиц на основе сопоставления карт.

Приём № 1 Сопоставление карт «Строение земной коры» и « Физическую карту мира» и выявить взаимосвязь между возрастом и высотой гор. В ходе работы заполнить таблицу и сделать выводы.

Физическая карта мира

Возраст гор (карта «Строение земной коры»)

Типология гор (классификация по высоте)

Горы(материк)

Преобладающие высоты (м)

Максимальная высота (м)

Кордильеры

(Северная Америка)

 

 

 

 

Урал( Евразия)

 

 

 

 

Анды (Южная Америка)

 

 

 

 

Гималаи (Евразия)

 

 

 

 

Вывод: Чем моложе по возрасту горы тем они...

              Чем древнее по возрасту горы, тем они…

Творческие задания.

Приём №1. Рекламный плакат, проспект. Например: «Приглашение в Россию».

Приём №2. Проект туристического маршрута 

Приём №3. Сказка ( Можно дать начало сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…. Однажды….»

Приём №4. Сочинить стихотворение по данной теме

Приём №5. Составить 15 тестовых вопросов по данной теме (Страны Европы)

Приём №6. Кроссворды, включающие не менее 15 слов.

Приём №7. Ребус

 Приём №8. Рецензирование материала. Можно предложить детям следующие варианты работы с текстом:

  • Найдите и исправьте в тексте фактические ошибки (см. приложение 4)
  • Опровергните предложенную информацию
  • Проверьте предложенную информацию, пользуясь справочной литературой;
  • Предложите своё, более точное, определение;
  • Догадайтесь, что имел в виду автор в данном отрывке

Приём №9. Письмо (Из страны, в которой вы якобы живете, своему другу, живущему на другом материке).

Приём №10. Репортаж (С берега озера Байкал, острова Гренландия, реки Амазонка, водопада Анхеля)

Практические работы с использованием карт атласа.

Приём 1. Используя карту «Часовые пояса» научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны. (см. приложение № 5)

Проектная деятельность учащихся.

   Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда. Изменился стиль общения учащихся на уроке. Они научились высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать. 

Проект «Дайте планете шанс». Цель данного проекта: формирование у учащихся 10 класса знаний глобальных проблем человечества и путей их решения.(см. приложение № 6)

    Современную жизнь невозможно представить без использования картографической информации.  Человек должен уметь пользоваться картами столь же привычно и свободно как книгами и компьютером.  В настоящее время возросла роль рекреационной географии и у человека появилась способность осуществлять путешествия. Появилось и стало доступным множество картографических продуктов (электронные карты, системы глобального позиционирования,  геоинформационные системы, космические снимки). Наше время характеризуется общим снижением интереса к чтению книг, а карта позволяет создать образ территории, объясняет закономерности природных явлений, процессов.

    На сегодняшний момент основной целью географического образования в школе является  формирование картографической грамотности современного школьника. Картографическая грамотность даёт возможность грамотно планировать свои путешествия, использовать электронные карты для создания маршрутов, договариваться о совместных маршрутах с гражданами различных государств, участвовать в создании общей картины мира, размещая географическую информацию и фотографии в сети Интернет, использовать GPS навигацию при автомобильном путешествии по чужой стране. Знание «картографического языка» позволяет человеку осуществить «перевод» информации с языка символов; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.

Приложения.

Приложение 1.

1. Назовите известного русского путешественника - географа. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства. Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана.

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну? Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папанин.

9. Назовите известный вам канал. Панамский.

10. Горы расположенные на севере Центральной Азии? Пеннины.

Приложение 2.

Соло - Осло

Ирак - Каир

Булка - Кабул

Игра – Рига

Мука - Кума

Нева - Вена

Веки - Киев

Пенал - Непал

Куба - Баку

Рука – Кура (Закавказье, Терция, в Каспийское море)

Удар – Руда

Подвода – Водопад

Выбор – Обрыв

Муар – Амур

Приложение 3.

Гидросфера.

  • Гольфстрим - водяное отопление Европы.
  • Куросио - японский Гольфстрим.
  • Гибралтар - двери из Средиземного моря в Атлантический океан.
  • Волга - главная улица "европейской России".
  • Миссисипи - американская Волга.
  • Ангара - дочь Байкала.
  • Днепр - Волга Украины.
  • Дунай - река восьми государств.
  • Баскунчак - всесоюзная солонка
  • Байкал - чудо природы во всех отношениях.

Зарубежные страны.

  •  Англия - морской перекрёсток Европы.
  • Куба - сахарный остров.
  • Канада - американская Сибирь.
  • Филиппины - страна семи тысяч островов.
  • ЮАР - страна алмазов, золота.
  • Ватикан - государство в государстве.
  • Швейцария - страна-банкир, страна-отель.
  • Норвегия - страна рыбаков и китобоев.
  • Аппалачи - американский Урал.
  • Калифорния - американский Крым.
  • Азербайджан - республика черного и белого золота.
  • Молдавия - страна садов и виноградников.
  • Колхида - парник под открытым небом.
  • Нью Йорк - город жёлтого дьявола.
  • Великобритания - страна туманов.
  • Исландия - страна действующих и потухших вулканов.
  • Финляндия - страна болот.
  • Канада - страна кленового листа.
  • Япония - страна восходящего солнца.

Приложение 4.

Задание 1. Судя по всему, нас выбросило на западный берег Северной Америки. Наше судно попало в жестокий шторм и его разнесло в щепки холодное течение Гольфстрим. Нам ничего не осталось, кроме того, как идти на восток в густые джунгли тропического леса. Но и там нас подстерегала смертельная опасность. В густой листве прятались кобры, львы и множество кровососущих насекомых. Над нами мирно жевали листву недоверчивые и коварные коалы. Но все-таки мы выбрались из густой чащи и поняли, что перед нами горы Альпы. Без труда преодолели мы зеленые вершины и оказались на берегу Индийского океана. Там мы нашли порт и на торговом судне отправились домой.

Задание 2. Нашей экспедиции очень не повезло. Мы хотели попасть в Антарктиду, но бурные водытеплого Калифорнийского течения унесли нас к берегам Австралии. Нам пришлось сделать остановку на острове Индокитай. Отсюда мы решили дойти до Австралии пешком. В Австралии в густой тени эвкалиптовых лесов мы сделали привал, но, показавшиеся на горизонте белые медведи заставили нас покинуть стоянку и продолжить путь в Сидней, который находился в самом центре материка. Отсюда наша экспедиция улетела на юг, домой, в Евразию.

Приложение № 5.

  1. На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового пояса в 8-й? в 1-й?
  2. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?
  3. Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом поясе (2-ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?
  4. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставрополе 31 декабря, если оно было послано из Владивостока 1 января?

Приложение № 6.

Паспорт проекта «Дайте планете шанс!»

Название проекта: Дайте планете шанс!

Проблема: Какие социальные, экономические процессы и почему приняли глобальный характер?

Учебная тема: «Глобальные проблемы человечества».

Тип проекта: комплексный, краткосрочный, групповой, информационный, итоговый.

Цель проекта: Формирование у учащихся 10 класса знаний глобальных проблем человечества и путей их решения.

Продолжительность: 3 урока.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, обществознание, экономика, экология.

Задачи проекта:

Образовательные: изучить географические аспекты глобальных проблем человечества; выделить пути решения глобальных проблем в странах разного уровня развития; познакомить с новыми терминами и понятиями.

Развивающие: совершенствовать интеллектуальные способности учащихся; формировать экологическое, пространственное и экономическое мышление; развитие коммуникативных навыков учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; формировать культуру общения; чувство ответственности за группу; навыки толерантного поведения.

Краткая формулировка задачи для учащихся: Изучить глобальные проблемы человечества, особенности их проявления в странах разного социально-экономического уровня развития и наметить возможные пути решения проблем.

Проблемные вопросы:

- Почему возникают глобальные проблемы?

- Каковы могут быть последствия развития глобальных проблем?

- Как человечество может защитить себя от негативных последствий своей деятельности?

- Почему пути решения глобальных проблем в странах разного уровня развития неодинаковы?

Вопросы социологического опроса к проекту «Дайте планете шанс!»

- Почему глобальные проблемы обострились во второй половине ХХ века?

- Какие конкретно глобальные проблемы особенно опасны для человечества?

- Какие из глобальных проблем человечеству разрешить труднее всего?

- Почему решение глобальных проблем зависит от действий каждого жителя Земли?

- Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших потомков»?

Какие глобальные проблемы актуальны для нашего города?

Оборудование:  Политическая карта мира, атласы, учебники, энциклопедии, дополнительная литература, статистические данные. Продукты проекта: презентации, публикации.

Темы презентаций и публикаций:

География «голода».

Грозит ли Земле перенаселение.

Страны богатые и бедные.

Мировой океан – будущее человечества.

Экологические проблемы.

Энергетическая и сырьевая проблемы.

Форма презентации результатов проекта: конференция.

Перечень формируемых знаний и умений учащихся:

Знания: основных понятий: глобальные проблемы; экологический, демографический кризис; мониторинг; депопуляция; «скрытый голод»; калорийность питания; сущности глобальных проблем, причин их возникновения и путей решения.

Умения: объяснять различия проявления глобальных проблем в странах разного социально-экономического уровня развития; обосновывать пути решения глобальных проблем; прогнозировать последствия развития глобальных проблем.

Ожидаемые результаты: теоретическое освоение темы проекта; оформление презентаций и публикаций; проведение конференции.

 


Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс по теме: «Обучение использованию картографических источников информации для решения учебных и практико-ориентированных задач на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами»

Мастер-класс по теме: «Обучение использованию картографических источников информации для решения учебных и практико-ориентированных задач на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами»

Карты, представленные в учебниках по географии

Карты, представленные в учебниках по географии

В БАНке ГаЛДЕЖ- туда пожаловал

В БАНке ГаЛДЕЖ- туда пожаловал

Участвовать могут команды или пары или каждый ученик отдельно

Участвовать могут команды или пары или каждый ученик отдельно

Составление по картам географической характеристики (моря, страны, реки)

Составление по картам географической характеристики (моря, страны, реки)

Приём №4. Сочинить стихотворение по данной теме

Приём №4. Сочинить стихотворение по данной теме

Приложения. Приложение 1. 1

Приложения. Приложение 1. 1

Днепр - Волга Украины.

Днепр - Волга Украины.

Почему при перелете из Москвы в

Почему при перелете из Москвы в

Темы презентаций и публикаций:

Темы презентаций и публикаций:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017