Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"
Оценка 4.8

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
2 кл
01.07.2017
Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"
Данный мастер-класс расскажет, как целенаправленно и планомерно развивать логическое мышление младших школьников на уроках математики. Рассматриваются основные методы и приемы развития мышления, такие как "Нахождение закономерности", "Конструирование", "Разгадывание друдлов", "Истинное или ложное высказывание", "Решение нестандартных задач" и др. Данный мастер класс поможет учителю, решивших поучаствовать в профессиональных конкурсах.
Мастер -класс Развитие логического мышления.docx
Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги.  СЛАЙД Проблема, над которой я работаю уже несколько  лет ­ это развитие  логического мышления младших школьников.  Поэтому  сегодняшний мастер класс я посвящаю этой теме. Развивать  логическое мышление можно и нужно на каждом уроке.  А сегодня я   расскажу, как я это делаю на уроках  математики.  Мне нужны помощники. Вы  готовы? Торопитесь И тихонько все садитесь. Точно в срок­ Начинаем наш урок. Заниматься чем мы будем? С вами мы сейчас рассудим. СЛАЙД Что сменяет наше лето? Осень… в золото одета. А  что осень замещает? Зима… с морозом прилетает. Ну а в марте что? Весна… Вас порадует она. И никто на белом свете  Не изменит тот черёд. Потому и время года В своё время к нам придёт. Объясняет эту верность Слово нужное – закономерность. Закономерность Я назову число и кину мяч. В ответ его в руках не прячь. На 3 вперёд его перенеси,  С ответом мячик мне верни. 3, 6, 9,12,15,18, 21, 24, 27, 30, 33, 36, С этим заданием справились отлично Для многих коллег это дело привычное. Упражнения на нахождение  закономерности  я начинаю использовать на  уроках уже в 1 классе. СЛАЙД А сейчас задание немного сложнее. Смотрите картинки, скажите быстрей: Кто лишний? Ответ обоснуйте. Смелей! Есть признак и он не похож на других. Кто лишний, коллеги, средь них? Д. Здесь лишняя стрекоза, так как остальные насекомые – бабочки. У. Есть ли еще какие­то варианты ответов? Д. Лишняя бабочка внизу справа, так как у нее брюшко не полосатое, а у  остальных насекомых – полосатое. Осуществляя принцип межпредметной связи, нередко использую на  математике знания, которые были  полученны на уроках окружающего  мира.  СЛАЙД Ромашка, колокольчик, сосна и георгин, Подснежник среди снега цветёт совсем один. Один – но он не лишний, и вы должны все знать. А что же им мешает, легко должны назвать. Какое слово лишнее, коллеги? Д. Здесь лишнее слово "сосна", так как это слово обозначает дерево, а  остальные – цветы. У. Правильно. У кого есть другие варианты ответов? Д. Можно выделить слово "георгин", так как оно обозначает садовое  растение. Это растение выращивает человек, а остальные растут в лесу. У.  Но здесь есть еще третий вариант ответа, подумайте. Д. Слово "колокольчик" в данном случае может обозначать не цветок, а  металлический предмет. В этом случае слово "колокольчик" лишнее, так как  остальные слова обозначают растения. Такие упражнения позволяют  мне расширять общий кругозор.  Благодаря  таким упражнениям  я учу детей выделять существенные признаки среди  предметов, что также способствует развитию не только логики, но и развивает внимание. СЛАЙД Закономерность в числах и картинках Мы отыскали без труда. Сейчас мы с вами убедимся Что и в конструировании есть она всегда. Возьми семь палочек и выложи на парте зонт. Представь песочек, море, мы едем на курорт. СЛАЙД Две палочки переложите, Чтобы в конструкции, смотрите Три равных треугольника у вас На парте получилось в этот раз. СЛАЙД Поднимите руку, у кого получилась такая картинка. СДЕЛАТЬ  МАГНИТНУЮ ДОСКУ  И ПАЛОЧКИ НА МАГНИТЕ Заданье усложните –  6 палочек перед собой вы положите Подумайте немного, не спешите 4 равных треугольника вы покажите. (сложите) А пока коллеги будут думать над этой задачей, я хочу вам показать любимое  упражнение  моих учеников. СЛАЙД Что вы  видите? На что похож этот рисунок? Это необычная игра,  сейчас мы свами разгадываем друдлы  – это некие  незаконченные картинки. Я предлагаю вам попробовать дорисовать  схематически эти картинки, чтобы получился законченный рисунок. На  выполнение минутка. СЛАЙД   Использование незаконченных  рисунков на уроках или внеурочной  деятельности позволяет мне тренировать гибкость мышления, развивать не  только логическое, но и творческое мышление ребят. Такие задания  способствуют рождению необычных,  нестандартных идей.  А вот, какое  решение нашли наши коллеги.   Я даже и не сомневалась, что вы справитесь с этим заданием, потому что  учитель творческая личность. Смотрите сколько творчества в этих  рисунках.  Надо же какое оригинальное решение вы нашли. В результате систематического подхода к выполнению таких упражнений, мои ученики справляются с этим заданием довольно быстро. И вот что у них  получается.  СЛАЙД                 Так что же всё­таки у вас получилось, коллеги? Возвращаемся к конструированию. Как справились с заданием помощники?   (Если не могут решить, спросить у зала). СЛАЙД           Молодцы, с этим заданием справились. Такого вида головоломки помогают развивать логическое мышление, а это в  свою очередь помогает ребятам в учёбе, делая усвоение знаний легче,  приятнее и интереснее. Мы двигаемся дальше. На очереди новое задание  Оно потребует концентрации внимания. СЛАЙД    Вставив слова (на слайде показываю предложения, куда нужно вставить  слова) ЩЕЛЧКИ  «Все, некоторые и нет ни одного»  Вы подтвердите фразы верность. Покажите свое мастерство Установите закономерность. Коллеги,  у вас на карточках написаны предложения. (Я прошу вас  разделиться  на 2 команды – первая составляет истинные высказывания, а  вторая ложные)  ( Участники  получают карточку с предложением). _____дети знают математику на «пять». _____числа двузначные. _____числа складываются. _____произведения равны 0,если хотя бы один из множителей равен 0. _____значения разности меньше вычитаемого. _____числа, оканчивающиеся на 0, делятся на 2. Пока коллеги справляются с заданием, предлагаю вам поработать тоже над  высказываниями.  СЛАЙД Составьте из слов  истинные и ложные высказывания, используя ключевые  слова «Все, некоторые, нет ни одного» (на слайде будет появляться только  набор слов, а зал уже сам составляет из них высказывания) Носить, мальчики, школьные юбки. Люди, знать, таблица, умножения. Коровы, шоколадное молоко, дают. Давайте посмотрим,  что получилось у коллег – помощников.  Один читает  истинное высказывание, другой  ложное.   Я часто использую такие задания, они позволяют в игровой форме учить детей логически правильно выстраивать свои мысли.  СЛАЙД Для ребят логические нестандартные  задачи, как правило, носят  занимательный характер и тем самым прививают у них интерес к процессу  мыслительной деятельности. Предлагаю и вам, коллеги, решить нестандартную задачу. (работа с группой) СЛАЙД В семье трое детей: 2 мальчика и девочка. Их имена начинаются с букв А, В,  Г. Среди А и В есть начальная буква имени одного мальчика, а среди В и Г –  начальная буква имени другого мальчика. С какой буквы начинается имя  девочки?  Молодцы, а вот еще задачка. СЛАЙД Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на  соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал  не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не  был последним. Для решения этих задач учу ребят рисовать их. Они   представляют ситуацию, описанную в задаче, с помощью рисунка. Мы не останавливаемся на  достигнутом и дальше продолжаем работать над развитием логического  мышления. И когда принцип решения таких задач становится понятным, я  усложняю их. СЛАЙД Вот еще одно задание, для решения которого необходимо нарисовать рисунок. Вам же я предлагаю уже готовые варианты ответов. Подумайте и назовите  номер рисунка, который  должен быть в пустой клетке таблицы? Почему вы выбрали именно этот вариант ответа? Ребята любят упражнения,  которые даю я.  Но неотъемлемой частью  развития логического  мышления  является моделирование таких задач  самими детьми. Это позволяет ученикам самостоятельно выделять   существенные и несущественные признаки логической задачи и тем самым  доказывать, что их задача является логической.  Так родилась у нас в классе копилка логических идей.  СЛАЙД Предлагаю вам посмотреть, что же у нас получается. В ней собраны  задачи  повышенной сложности,  логические задачи, нестандартные задачи,  а также  задачи, которые составили дети сами или с помощью родителей. «Четвёртый лишний» Найди закономерность и продолжи ряд. Продолжи закономерность и выбери нужную картинку. Арифметический ребус В математических ребусах за одинаковыми картинками прячутся одинаковые  цифры, за разными – разные. Какую цифру фокусник превратил в звезду? (9) У дедушки было несколько книг. Он подарил внучке 3 книги. Теперь у  дедушки нет ни одной книги. Сколько книг стало у внучки, если первоначально у неё было на две книги  больше, чем у дедушки? (8) Вот прошёл мой мастер­класс. Попрошу, коллеги, вас: Чтоб урок пошёл всем впрок, Подвести простой итог! Если логика нам всем нужна Если логика уж так  важна. Без неё совсем нет дела То красный шар надуйте смело. Если кто так не считает То шар зелёный надувает. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем надувать! А теперь шары подняли, Всему залу показали! Что ж, итог мы подвели, Выводы для всех просты: Логика в жизни имеет значенье Ученикам она облегчает учение. Закончить свое выступление, хочу совами  великого немецкого философа Иммануила Канта "Не мыслям надобно учить – а мыслить...”

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Мастер -класс по теме "Развитие логического мышления младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017