Тема мастеркласса: Применение технологии
«Развитие критического мышления» в образовательном процессе.
Цели занятия:
Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно
ориентированной технологии “Развитие критического мышления”:
прием «Чтение с остановками»
Задачи:
Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по
данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий
потенциал.
Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить
участников к активной работе на занятии.
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: ноутбук, мультимедийный
проектор, экран, слайдфильм занятия, созданный на основе программы Power
Point из пакета Microsoft Office, видео притчи, текст сказки, разделенный на
части.
Ход мастеркласса
Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех, кто собрался
сегодня в этом зале. Слайд 1
Тема моего мастеркласса: Применение технологии “Развитие критического
мышления” в образовательном процессе. Слайд 2
Перед каждым учителем стоят вопросы:
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?
Как вовлечь учеников в образовательный процесс?
Как научить учиться?
И можно ли научиться мыслить более эффективно?
Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление
– значит развивать умение думать. Слайд 3 Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных
результатов в формировании мыслительной деятельности младших
школьников, является технология развития критического мышления.
Цель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать
взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные
стороны явлений и т.п.).Слайд 4
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся
в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и
конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам
определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной
стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с
информацией.
В своем мастерклассе я хочу продемонстрировать вам прием «Чтение с
остановками». Этот прием я часто использую на своих уроках. Он
универсален. Его можно применять не только на учебных занятиях, но и на
внеклассных мероприятиях.
Главнейшие функции приема "Чтение с остановками" — заинтересовать
ребенка книгой, развивать навыки осмысленного чтения. Прием практикуется
в методике развития критического мышления и охватывает все стадии урока:
вызов, осмысление и рефлексия. Слайд 5
Как работать с приемом "чтение с остановками"?
1. Подготовка к восприятию текста. Слайд 6. На стадии вызова
обсуждается только заглавие произведения и, возможно, эпиграф к уроку,
который максимально приближен к теме текста.
Обсуждение может идти поразному. Варианты:
Рассказ учителя о собственном восприятии текста, знакомстве с ним, о
чувствах, которые вызвала эта сказка
Я предлагаю притчу.
Предлагаю вам выбрать один цветок, кем бы вы хотели стать: герань,
фикус, бальзамин, китайская роза, кактус.
Обсуждение заглавия сказки.
Сегодня мы познакомимся со сказкой «Чужак» Как вы понимаете смысл этого слова?
Как вы думаете о ком пойдет речь?
2. Чтение текста с остановками. Учитель заранее разбивает текст на
смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически
законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет
дальше?".
Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов:
чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется
столько раз, сколько отрывков в тексте.
Важно! Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать
все аспекты восприятия.
Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос
"Что будет дальше?" — последним.
Поробуем поработать.
Прочитаем первый отрывок.
Часть1.
В одной из квартир многоэтажного дома, на широком подоконнике, многие
годы жили рядом комнатные растения: Пахучая Герань, Блестящий Фикус
,Нежный Бальзамин и Китайская Роза. Цветы не то что бы дружили, но и не
ругались, так соседи.
И всё было бы спокойно, и никто бы о них не узнал, если бы однажды, на их
солнечном подоконнике не появился новый жилец. Выглядел он очень
странно.
Сначала цветы молчали и присматривались, а затем завели разговор. «Ты
кто?» спросила Китайская Роза. «Я Кактус,» – ответил смущённо новый
сосед. «Фи, какой он толстый», сказал Стройный Фикус и поморщился. «Ой,
удивлённо тряхнув красивой шапочкой цветов, воскликнула Пахучая Герань ,
у него противные колючки!» Нежный Бальзамин презрительно дёрнул своими
листочками : «У него даже нет листьев! Какое уродство!»
А Китайская Роза, недружелюбно взглянув на него, заявила: «Он закрывает
меня, и хозяйка не видит моих нежных бутонов. Убирайся, это наш
подоконник, а ты чужак». Что из ваших предположений сбылось?
Какие комнатные растение жили на подоконнике?
Что будет дальше?Как отреагирует на это кактус?
Оказывались ли вы в похожей ситуации в роли цветов? В роли
кактуса? Какие чувства испытывали?
Часть 2
Кактус обиделся, но промолчал, а про себя подумал: «Да, я чужой среди этих
растений, но разве я сделал им чтото плохое. Я никого не обидел. Жаль, что
я не умею ходить, иначе бы я ушёл от них подальше».
Но это были не все сюрпризы. В этот же день в квартире появилась…кошка.
Она хищно посмотрела на солнечный подоконник и даже несколько раз
попыталась на него запрыгнуть, но хозяйка её прогнала. А цветы шептались
между собой: « Пусть кошка запрыгнет и уронит Кактус, и тогда хозяйка
выбросит его на помойку!»
И вот наступила ночь. Цветы пожелали друг другу спокойной ночи и
задремали. И вдруг, посреди ночи, раздалось громкое: « Мяу», и на
подоконник запрыгнула кошка! Она подошла к Фикусу и начала покусывать
его листья, махнула хвостом и сломала целую ветку у Нежного Бальзамина. А
затем, лапкой, начала играть с цветами Пахучей Герани. Цветы заплакали,
стали звать на помощь, но хозяйка крепко спала в соседней комнате.
Что из ваших предположений сбылось?
Какие чувства испытал кактус после первой встречи с растениями?
Опишите кошку?
Что будет дальше?
Часть3.
И вдруг, раздался твёрдый голос: «Брысь, безобразница! Оставь в покое моих
соседей!». Кошка замерла от неожиданности, оглянулась , увидела Кактус и
зашипела: «Сейчас я тебе покажу, заступничек!» и лапой стукнула Кактус,
но тут же замяукала от боли, несколько колючек вонзились ей в лапу. Она
разозлилась ещё сильней и хотела смахнуть его хвостом, но Кактус крепко
вцепился в кошачий хвост своими колючками. И тогда кошка жалобно замяукала: «Отпусти меня, пожалуйста, мне больно!». «А ты не будешь
обижать моих соседей?» спросил строго Кактус. «Что ты, конечно нет!
Только отпусти меня!» промяукала кошка. « А ты не обманешь?» уточнил
Кактус. «Клянусь своей миской для еды!» мяукнула кошка. Кактус
отпустил пушистый кошачий хвост, и кошка, жалобно мяукая и прихрамывая,
убралась восвояси.
Что из ваших предположений сбылось?
Охарактеризуйте поступок кактуса?
Что будет дальше?
На окне воцарилась тишина! А потом, вдруг, раздался тихий голос
Блестящего Фикуса: «Спасибо, тебе Кактус! Ты нас спас!». «Спасибо,
спасибо, ты смелый, ты герой!» наперебой восклицали цветы. А гордячка
Китайская Роза пристыженно молчала, ведь кактус закрыл её и она вообще не
пострадала. И всё таки, она тихо произнесла: «Прости нас за злые слова, ты
не чужак, ты наш сосед и защитник! Добро пожаловать в нашу компанию!».
«Добро пожаловать!» вторили цветы, перебивая друг друга. И вот что
удивительно, с тех пор цветы стали настоящими друзьями! А на Кактусе
появились прекрасные цветы, и цветысоседи ими любовались, но не
завидовали. А кошка, хотя и посматривала на солнечный подоконник, но
повторить ночное вторжение не решалась.
3. Работа с полным текстом. На стадии рефлексии текст опять представляет
собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на
стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.
Какова главная мысль сказки?
После прочтения сказки у вас мнение не изменилось? Каким
цветком вы хотите быть?
Как можно притчу связать со сказкой?
4. Финальная работа по тексту проводится в виде эссе, творческой работы,
синквейна, подбора пословиц.
Рекомендации Текст для анализа не должен быть объемным. Это может быть рассказ,
небольшая повесть, очерк. Если изучается роман, то прием "чтение с
остановками" поможет проанализировать главы, в которых описаны ключевые
события, кульминационные моменты.
Не следует делать много "остановок". Для одного урока достаточно разбить
текст на 24 смысловые части.
Слайд 7
Мастер-класс Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе.
Мастер-класс Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе.
Мастер-класс Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе.
Мастер-класс Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе.
Мастер-класс Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе.
Мастер-класс Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.