Мастер класс "Проектная деятельность в детском саду"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
Детсад
24.06.2017
1. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
2. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектная деятельность), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
3. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
4. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
5. В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам: по продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности (до года) и долгосрочные (1 и более 1 года).
По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные).
По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
6. В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов:
1. Исследовательско– творческий. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
2. Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
3. Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
4. Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем.
7. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
8. В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.
9. 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.
10. 2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
- с какими предметами научиться работать.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей
11. 3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
12. 4. Подведение итогов: публичное представление продукта проектной деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
13. К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом, праздник и т.д.). Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.
14. Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с пометкой «Проект».
В образовательной практике используется матрица проекта.1. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
2. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектная деятельность), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
3. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
4. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
5. В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам: по продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности (до года) и долгосрочные (1 и более 1 года).
По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные).
По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
6. В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов:
1. Исследовательско– творческий. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
2. Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
3. Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
4. Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем.
7. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
8. В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.
9. 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.
10. 2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
- с какими предметами научиться работать.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей
11. 3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
12. 4. Подведение итогов: публичное представление продукта проектной деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
13. К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом, праздник и т.д.). Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.
14. Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с пометкой «Проект».
В образовательной практике используется матрица проекта.
Выступление.doc
МК ДОУ Павловский детский сад №5
Проектная деятельность в детском саду
Воспитатель: Шахова В.Н. 2015г. Проектная деятельность в детском саду
1. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к
осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше,
чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов
является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
2. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать
позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на
вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания,
умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность
дает метод проектов (проектная деятельность), позволяющий расширить
образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность
развития творческого, познавательного мышления ребенка.
3. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это
детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение
к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды;
это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
4. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа
явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы,
творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной
познавательнопоисковой и исследовательской деятельности,
коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является
составляющими успешной личности.
5. В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим
признакам: по продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно
или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности (до года)
и долгосрочные (1 и более 1 года).
По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные).
По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские)
и способам реализации результатов.
6. В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее
время используют следующие виды проектов: 1. Исследовательско– творческий. Дети экспериментируют, а результаты
оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
2. Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в
образ персонажей сказки и решают посвоему поставленные проблемы.
3. Информационнопрактикоориентированные. Дети собирают
информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.
(Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
4. Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника,
детских дизайнерских решений.)
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования
является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем.
7. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной
деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе
совместной работы педагога и детей над определенной практической
проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном
случае означает – применить необходимые знания и умения из различных
разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый
результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как
один из вариантов интеграции.
Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в
воспитательнообразовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит
характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги
ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне
зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и
сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика
использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что
взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему
или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать
детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и
помощью педагогов и родителей. Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной
программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и
должно найти поддержку со стороны взрослых.
8. В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.
9. 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную
и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом
этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего
определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную
ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в
проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта.
Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога
является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны
уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.
10. 2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:
к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
с какими предметами научиться работать.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям
грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных
задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение
ролей
11. 3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает
ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует
осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных
знаний, умений и навыков. 12. 4. Подведение итогов: публичное представление продукта проектной
деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они
представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной
деятельности.
13. К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов
привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению
деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность,
настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен
быть доведен до конца (игра, книжкамалютка, макет, выставка, альбом,
праздник и т.д.). Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего
труда.
14. Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде
традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с
пометкой «Проект».
В образовательной практике используется матрица проекта.
Структура проекта
1. Тема.
2. Сроки реализации (кратко, средне, долгосрочный).
3. Возраст детей.
4. Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
5. Методологическая база проекта (указать методики, основную
литературу, которая использовалась при составлении проекта).
6. Цель проекта.
7. Задачи проекта.
8. Этапы реализации.
9. Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования.
Указать список литературы, выделив методическую литературу и
литературу для детей, а так же оборудование, которое необходимо
изготовить или прибрести до начала реализации проекта.
10. Основной этап. Описать последовательность организации:
работа с родителями;
работа с детьми;
оснащение предметноразвивающей среды.
11. Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов. 12. Ожидаемый результат. Презентация №2
В наше время проблема нравственного воспитания приобретает особую
актуальность. Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается
изъянами в облике всего общества. Сегодня дефицит нравственности стал
источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще в
обществе наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности
между людьми разных возрастов, в том числе и у дошкольников.
Это и послужило нам стимулом для создания проекта «Добрые сердца»
волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте
формируются личностные качества: доброта, милосердие, сострадание,
умение общаться с разными социальными группами людей;
личностный позитивизм и др.
Проблема состояла в том, что организация деятельности волонтерского
отряда «Добрые сердца» начиналась в условиях детского сада во второй
младшей группе. Нашим маленьким волонтерам исполнилось на тот момент
по три годика. Опыта работы в этой сфере с такими малышами не было,
методических разработок тоже…Естественно возникал вопрос: не
поторопились ли мы?
Но, как известно, дети рано начинают чувствовать доброту,
справедливость взрослых, сверстников, чутко реагируют на проявления
недоброжелательности. И, на наш взгляд, очень важно, чтобы они
распространяли гуманные чувства не только на себя, а умели сострадать
другим людям, быть милосердными. Ребенок должен знать, что такое быть
милосердным, честным, справедливым, добрым и т. п. Дети должны уметь
ответить на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе.
Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. Мы
организовали инициативную группу из неравнодушных родителей и педагогов,
продумали план мероприятий.
И закипела интересная работа –
Делиться с окружающими добротой.
Ведь так важны вниманье и забота
Для тех, кто одинок и обделён судьбой.
Улыбнуться одинокой бабушке,
Подарить рисунок в День рождения…
Лица малышей сияли радостью,
А сердца стучали от волнения!
Сейчас наши воспитанники уже в старшей группе! Третий год они являются активными участниками волонтёрского движения. За это время они
приняли участие, более чем, в тридцати акциях различного уровня.
Юные волонтёры подружились с бабушками и дедушками из Дома
интерната для престарелых и инвалидов. В сентябре 2014 г. организовали
акцию «В гости к бабушкам пришли, вкусных яблок принесли». На 100
летнем юбилее Глотовой Пелагеи Ефимовны были желанными гостями! В
День пожилых людей уже стало доброй традицией дарить старшим друзьям
праздничные открытки, сделанные своими руками…
Всем жителям из домаинтерната
Подарки приготовили ребята!
Открытки получились хороши!
Ребята их дарили от души!
Всем бабушкам вручили по букету!..
«Приятно добрым быть!»
Сказал нам Миша Бурцев, по секрету!
Конечно, старики с нетерпением ждут ребятишек, ласково называют их
внучатами. .. Но и для детей такие встречи не проходят зря, они всегда
стараются порадовать престарелых людей. А самое главное детям нравится
делать добрые дела, ничего не требуя за это. Они знают и понимают, что
волонтёрство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты.
Мы маленькие дети с добрыми сердцами.
Мы дарим людям радость и радуемся сами!
Отряд юных волонтёров «Добрые сердца» не обделяет вниманием и
младших друзей – малышей из второй младшей группы. Подарили детям
игрушки, сделанные своими руками. Акция так и называлась – «Как положено
друзьям, всё мы делим пополам!» А для детей Донбасса наши воспитанники
вместе с родителями подготовили акцию «Подари радость!» собрали
игрушки и канцтовары.
Пусть быстрей закончится война на Украине,
Чтобы дети не пугались взрывов.
Провели благотворительную акцию «Поможем, чем можем!» передали
корм в приют для бездомных животных и на станцию юных натуралистов.
Впереди наших юных волонтёров ждет много добрых дел! Мы не знаем,
кем станут наши воспитанники, когда повзрослеют… Но в одном мы уверенны
– наши малыши вырастут добрыми, порядочными гражданами России! Литература.
1. О.И.Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми.
Сфера М.2012
2. Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование В ДОУ. Сфера М2010
3. Л. Д. Морозова Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до
Я. 2006, №2
4. Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008
Мастер класс "Проектная деятельность в детском саду"
Мастер класс "Проектная деятельность в детском саду"
Мастер класс "Проектная деятельность в детском саду"
Мастер класс "Проектная деятельность в детском саду"
Мастер класс "Проектная деятельность в детском саду"
Мастер класс "Проектная деятельность в детском саду"
Мастер класс "Проектная деятельность в детском саду"
Мастер класс "Проектная деятельность в детском саду"
Мастер класс "Проектная деятельность в детском саду"
Мастер класс "Проектная деятельность в детском саду"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.