Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»
Оценка 4.8

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
10 кл
12.02.2017
Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»
Краткое представление программы занятия. Актуальность темы. Я предлагаю Вам занятие на тему «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся. «Профессиональная ориентация» знакомое, кажущееся банальным словосочетание. Многие забывают о ее значимости в жизни каждого из нас. Профессиональная ориентация, как и математика, физика, литература должна занять достойное место среди учебных предметов.
мастер класс профессиональные пробы.docx
Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся» Л.Ж.Соктоева, учитель математики Загустайской СОШ Селенгинского района Республики Бурятия Орг. момент.  1. Упражнение на установление группового контакта. 2. Краткое представление программы занятия. Актуальность темы. Я предлагаю Вам занятие на тему «Профессиональная проба как способ  Введение. формирования профессионального самоопределения обучающихся. «Профессиональная ориентация» знакомое, кажущееся банальным  словосочетание. Многие забывают о ее значимости в жизни каждого из нас.  Профессиональная ориентация, как и математика, физика, литература должна занять достойное место среди учебных предметов. Многие люди, получив профессиональное образование или уже работая  в конкретной профессиональной области, задают себе полные сомнения  вопросы: та ли профессия была мною выбрана? Может быть, в другой сфере я был бы более успешен? А сколько огорчений приносит нелюбимая работа! И  сколько при этом возникает других жизненных проблем! Статистика говорит о том, что, как правило, 47% выпускников школ  выбирают учебные заведения для дальнейшего образования или работу,  которые не соответствуют их желанию, интересам, индивидуальным  возможностям. А вот, что Вам помогло определиться с вашей профессией? (совет  близких людей, пример родителей, произвел впечатление кинофильм).  Как Вы считаете  может ли ребенок в 15­16­17 лет  самостоятельно сделать выбор и как школа может ему в этом помочь? Совершенно очевидно, что заниматься профориентацией в школе  необходимо в ходе преподавания каждого предмета, не нарушая его логики и  смысла, органично включаясь в его канву. Современный преподаватель не  имеет права оставаться в стороне от решения этой важной государственной  проблемы в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки  школьников. Для решения данной проблемы мы предлагаем проведение различных  профессиональных проб. Цель: 1. актуализировать процесс профессионального самоопределения  учащихся за счет специальной организации их деятельности; 2. развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в  современных социально­экономических условиях. Задачи: 1. сформировать положительное отношение к самому себе,  осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах  применительно к реализации себя в будущей профессии; 2. ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и  новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и  конкуренции кадров; 3. обеспечить возможность соотносить свои склонности и  способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью  включения их в систему специально организованных профессиональных  проб. Теоретическая  часть. В нашей школе мы предлагаем учащимся профессиональные пробы,  основываясь на трех ее составляющих:  1. 2. технологическая (мысленное представление образа профессии);  ситуативная (здесь вносятся элементы творчества в образ  профессии);  функциональная (воплощение образа профессии на практике).  3. Каждый учащийся пробует себя по всем пяти сферам, (слайд человек­ человек, человек­техника, и т.д) Это помогает детям приобрести  практический опыт (например, в области дизайна, педагогики, актерского  мастерства, журналистики, цветоводства, кулинарии и др.). Важно, чтобы  результатом таких проб являлся завершенный продукт (например, школьный  урок, проект ландшафтного дизайна, очерк журналиста и др.). Учитель не может один знакомить школьников с другими профессиями.  Учитель – профессионал своего учительского дела, он может увлеченно  рассказать о своей профессии. К организации и проведению  профессиональных проб в различных сферах деятельности мы активно  привлекаем родителей обучающихся, выпускников школы, социальных  партнеров, организовываем экскурсии на предприятия, учебные заведения  разных профилей и т.д. Для организации систематической работы по профессиональной  ориентации в нашей школе в течение нескольких лет ведется курс «Твоя  профессиональная карьера» ­ 1 час в неделю. А теперь я хочу поделиться опытом профессиональных проб в нашей  школе. Вначале, хочу повториться, что Загустайская школа работает над  реализацией Программы развития «Жить и работать на родной земле».  Главная цель нашей программы – создание открытой среды, способствующей  воспитанию настоящих хозяев земли. Одним из путей решения данной  проблемы выступает создание школьной агрофирмы Работа в агрофирме     предоставляет возможность для значительного расширения практического опыта, творческого освоения новой информации, для   выявления   и   развития   предпринимательских   способностей   учащихся. Также   появляется   возможность   школьникам   познакомиться   с   основными этапами организации и управления малым предприятием  и сделать первые шаги в практическом бизнесе. С другой стороны, проект позволяет выявить не формальных,   а   подлинных   лидеров   в   молодежной   среде,   способных организовать   ребят   и   возглавить   работу   школьной   фирмы.   Здесь   вся ответственность за деятельность маленького молодежного коллектива лежит на подростках, в то время как взрослым отводится лишь роль наставника.    В   рамках   этого   проекта     разработана   и   осуществляется образовательная   программа   «Базовая   школа   агротехнического профиля».  Под   руководством   научно­   методического   совета   школы апробируются программы элективных курсов: «Основы агрохимии», «Основы растениеводства», «Физиология растений», «Физика в сельском хозяйстве». Учащиеся 10­11 классов вовлечены в сетевую образовательную программу на базе   филиала   Гусиноозерского   энергетического   техникума   по специальностям: машинист сельскохозяйственного профиля».  «Тракторист­   «Автомеханик»,     Инновационность программы заключается в практической интеграции  разного уровня образования, рассчитанного удовлетворить разный уровень  подготовки и разный интерес учащихся в рамках предпрофильного и  профильного образования. Инновационность проекта позволяет решать  комплекс проблем, сопровождающих учебно­воспитательный процесс. Работая в агрофирме ребята попробовали себя в таких профессиях, как  маркетолог, экономист, юрист. Хотелось бы поподробнее остановиться на  производственном отделе агрофирмы. Здесь учащиеся имеют возможность  побывать в роли агронома, садовода, овощевода, цветовода и проследить  технологический процесс от семени до уборки урожая, то есть увидеть  конечный результат своей деятельности. При этом ребята учатся соотносить  свое здоровье, интересы, способности с требованиями избранной профессии,  уметь выполнять различные технологические операции. Предварительно они  знакомятся с должностными обязанностями. Возможность принять участие в реализации проекта по ландшафтному дизайну также является средством расширения сферы профессиональных  проб учащихся. Предоставляется возможность для выработки умений и  навыков в сфере ландшафтного проектирования, цветоводства,  благоустройства территории и т.д. Реализованы проекты Парк Дружбы, каменно­цветочная композиция к  юбилею школы, проект «Солнышко», сухой ручей и т.д. Одним из отделов школьной агрофирмы является научно­ исследовательский отдел. Дети на учебно­опытном участке развивают практические навыки и  умения ухода за культурными растениями, обобщают знания об агротехнике полевых культур, обеспечивают знания закономерностей растительных  организмов с помощью опытов и наблюдений.  Учащимися проводятся самостоятельные наблюдения при изучении  сезонных явлений, роли отдельных компонентов в жизни агроценоза,  фенологические наблюдения и другие, выполняются летние задания,  практические занятия и экскурсии со школьниками начальной школы и  практическая часть научно­исследовательской и опытнической работы по  садоводству, биологии, экологии, растениеводству, географии и другим. Результатом этой работы является выступление учащихся на научно­ практических конференциях разного уровня. В текущем году в рамках научно­исследовательской работы мы  апробировали один из методов прогрессивного растениеводства, гидропонику. Знаете ли Вы, что растения могут выращиваться без почвы? Гидропоника – это способ выращивания растений без почвы, а все  необходимые питательные вещества, растения получают из раствора. Система  питания всех растений физиологически устроена так, что из почвы она  использует питательные вещества и кислород только в виде водных растворов и в газообразном состоянии. Сама же твердая часть почвы служит лишь для  закрепления корневой системы растения, и поддержания его в вертикальном  положении.   Система почва­растение имеет ряд серьезных недостатков по сравнению с гидропонной системой: 1. Растениям необходимо постоянно бороться за питательные  вещества; 2. Неблагоприятный газо­ и водообмен почвенного слоя вызывает  необходимость постоянного рыхления и поливов; Истощение плодородного слоя 3. Если в грунте растение выживает и все зависит и от состава грунта и  наличия в нем необходимых веществ, то в гидропонной установке оно именно  растет, реализуя все свои потенциалы, т.к. питательный раствор имеет все  необходимое для роста и развития растений в самой доступной форме.  Есть различные способы приготовления питательного раствора. Мы для  его приготовления использовали водорастворимое удобрение Фертика люкс  из расчета 30­50 г. (это 1­2 столовые ложки) на 10 литров воды. Воду брали  обычную водопроводную.  В наших исследованиях мы использовали субстратный метод. Здесь  корневая система растения располагается в определенном субстрате, в  данном случае в керамзите, и субстрат частично затоплен в раствор.  Насыщение кислородом происходит при помощи компрессора.   Слайд №: установка для выращивания салата на гидропонике,  Для  проращивания семян мы использовали минеральную вату, а для роста  растений используем керамзит. На следующем слайде томат На БОФе я проводила мастер­класс «Гидропоника своими руками», где  гости могли на месте соорудить простейшую гидропонную установку.  Они  убедились на опыте, что ничего сложного в гидропонике нет и освоить ее  может практически любой.  Еще один опыт, апробированный в этом году – капельное орошение.  Этот метод наиболее перспективен для влаголюбивых культур, поэтому  опробован он был на капусте белокочанной сорта Слава. Площадь делянки  составила 10*10  Для опытов была приобретена система для капельного орошения. Она  представляет из себя систему шлангов разного диаметра. От основного  шланга диаметром 15 мм. Отводятся трубочки с меньшим диаметром. Под каждое растение подается вода, выращивание растений становится  менее трудоемким. Урожайность на опытном участке по сравнение с  контролем превысила на 15 %. На протяжении нескольких лет сотрудничает с ООО Селенгинский  плодопитомник, который находится в непосредственной близости к школе.  Специалисты этой организации являются нашими партнерами, а для членов  агрофирмы – наставниками. Поэтому учащиеся заинтересовались методикой  проведения прививок древесных растений, окультуривания дичка в рамках  профессиональных проб по профессии садовод.  Кроме профессиональных проб по агротехническому профилю мы  предлагаем и другие пробы.  В рамках дополнительного образования в нашей школе действуют  кружки: театральный, вокальный, хореографический, спортивные секции:  легкая атлетика, национальная борьба «Бухэ барилдаан», стрельба из лука,  футбол, волейбол, теннис, хоккей.   В нашей школе на протяжении 16 лет действует информационно­ краеведческий центр «Найдал» (в переводе с бур. Надежда). Центр успешно решает задачи проблем самоопределения и самореализации. Члены этого  разновозрастного общественного объединения обучаются навыкам основ  краеведения, журналистики, научно­исследовательской деятельности,  реализации коллективно­творческих проектов: «Впиши свое имя в историю  школы», «Нравственные ценности моей семьи», «Их имена навечно с нами»,  «Пусть имя доброе живет в веках» и многие другие.  Деятельность ИКЦ известна за пределами Селенгинского района. Члены ИКЦ стали участниками первого гражданского форума Бурятии, на котором  присутствовала Валентина Матвиенко, руководитель Совета федерации.  Основу работы ИКЦ, направленной на привитие универсальных и многих  других компетенций составляют задачи по изучению и сохранению историко­ культурного наследия родного края. Юные журналисты центра являются  дипломантами более 120 научно­практических, творческих конкурсов таких  как «Национальное достояние России», «Юность. Наука. Культура», «Шаг в будущее», «Серебряное перо». Деятельность этого объединения освещена в  ряде публикаций СМИ, материалов НПК разного уровня. Членами ИКЦ освещаются все важные события в школьной газете  «Загустайские вести». В ходе подготовки к БОФу ежедневно выпускали  информационный листок «РОСТОКские вести. Здесь они смогли попробовать свои силы в роли редактора, фоторепортера, корреспондента.  Ребята сами  создавали дизайн листка.  Традиционно в нашей школе проводятся День дублера, Кулинарный  поединок, Национальный праздник Сагаалган, отчетные концерты творческих  кружков. Хочу немного поподробнее остановиться на некоторых мероприятиях,  где ребята также могут попробовать себя в разных ролях:  Ежегодно накануне дня учителя идет подготовка ко дню дублера. Дети сами изъявляют желание в выборе предмета, формы проведения  занятия.  Учителя­наставники проводят консультации, совместно с  учащимися проектируют урок. Приказом по школе из числа учащихся  назначаются члены администрации, учителя предметники, классные  руководители, младший обслуживающий персонал. В течение дня управление  школы полностью отдается детям. Затем путем опроса, анкетирования  анализируется проведение дня дублеров. Выявляется лучший учитель,  классный руководитель, администратор. Может у Вас есть свои формы проведения Дня самоуправления в  вашей школе. Поделитесь пожалуйста опытом. В последние годы уже традиционным стало проведение Кулинарного  поединка. У учащихся вызывает большой интерес и желание попробовать  себя в в профессиях кулинара, официанта, повара, бармена. Ребята  приобретают практические навыки в кулинарии, изучают правила этикета,  сервировки стола, знакомятся традициями разных народов, с санитарно­ гигиеническими нормами.  Поединок проходит по заданному алгоритму:  1. 2. Выбор кухни, которую представляет команда;  Конкурс «Домашнее задание», представление кухни в виде  рекламного постера, стенгазеты, презентации и др.  3. Конкурс «Визитная карточка», здесь учитывается форма одежды,  название команды, девиз; 4. Приготовление основного блюда данной кухни, сервировка стола,  защита блюда;  Конкурс барменов (приготовление коктейлей). 5. Конечно же ни одни кулинарный поединок не обходится без  представления бурятской кухни. Буряты – народ кочевой, в связи с чем у этого народа сложились свои  традиции в питании. Образ жизни кочевников требует огромных энергетических затрат, поэтому кухня Бурятии отличается сытностью блюд и  их калорийностью. Занимаясь скотоводством с незапамятных времен, этот  народ имеет в своем рационе огромное множество мясных и молочных блюд. Широко известное, популярное и любимое блюдо. Позы привлекательны по внешнему виду, отменны по вкусу, могут украсить любой стол.  Баранью мякоть моют, рубят секачом в деревянном корытце или пропускают  через мясорубку с крупной решеткой. Добавляют мелко нарезанный  внутренний жир, репчатый лук, соль, специи, просеянную пшеничную муку,  воду. Тщательно вымешивают.  Тесто готовится как для домашней лапши. Раскатав его в круглый жгут  толщиной с большой палец, нарезают на небольшие в 2­4 см брусочки,  которые превращают в тонкие кружки. Фарш накладывают на эти кружки,  края защипывают, оставляя небольшое отверстие для выхода пара. Позы  варят на пару в течение 18­20 минут. Готовность можно узнать по светлому  соку.  Позы готовят не только из баранины. С успехом применяются говядина и  конина со свининой. Способ приготовления точно такой же.  На 4­5 человек – мяса 850 г, жира внутреннего или жирной свинины 220  г,  3 головки репчатого лука, соль, перец по вкусу. Муки пшеничной – одна  столовая ложка (для связки сока в фарше), воды 130 г.  Для теста – муки 350  г (два стакана), 2­3 яйца, соль. Если брать 2 яйца, то воды 60 г. На 3 яйца – 20­ 30 г. воды. На одну позу идет обычно 20 г. теста и 50 г. фарша.  Если немного окунуться в историю бурятского народа и их  национальной кухни, то про бурятские позы можно сказать следующее: они  хранят в себе мудрость бурятского народа. По своей форме бузы напоминают  юрту. И это неспроста! Устройство юрты и буз похожи тем, что в круглом  жилище находился очаг, а дым выходил из отверстия проделанном в крыше.  Хотя юрта устроена очень просто, в ней есть свои хитрости. Зимой в юрте  тепло, летом прохладно. Весь секрет в хорошем воздухообмене. Подобный  процесс происходит и при варке буз! В старину буузы готовили только по большим праздником и когда  встречали важных гостей. Это блюдо неотъемлемая часть национального  праздника «Сагаалган», праздника встречи Нового года по лунному  календарю. Другое название праздника Сагаан hара, в переводе белый месяц.  Традиционно на этот праздник собирается все село, организации и  предприятия представляют свои программы, национальные костюмы, танцы,  песни. Каждый и стар и млад угощаются буузами. Обмен опытом.  4. Уважаемые коллеги, теперь мне бы хотелось узнать, какие мероприятия проводятся у Вас по профессиональному самоопределению школьников?  Поделитесь пожалуйста с нами вашим опытом. Моделирование. Сейчас, коллеги попрошу Вас распределиться на группы. Ваша задача  самим спроектировать профессиональную пробу, в которой у учащихся будет  возможность попробовать себя по любой из заданных типов профессий. Типы  профессий Вы можете увидеть на слайде. (Человек – человек, человек –  техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ,  человек – природа).  Защита проектов по профессиональным пробам. Рефлексия

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Мастер класс «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017