Мастер - класс «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами»
Оценка 4.9

Мастер - класс «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
25.01.2018
Мастер - класс «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами»
К малым фольклорным формам относятся, в том числе и пословицы. Они живут в народной речи многие века. В краткой, меткой, образной форме отражают жизнь, историю, запечетливают события. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное, народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Мастер-класс для родителей..docx
Мастер - класс «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами» Развитие речи старших дошкольников как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием представляет собой способ введения ребенка в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Вопросы развития речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов. (К. Д. Ушинский, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, В.В. Виноградов, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, А. Д. Алферов и др.) В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно – исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков в дошкольном периоде, овладение литературным языком является необходимым компонентом образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку и значит культуре. В связи с этим развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К малым фольклорным формам относятся, в том числе и пословицы. Они живут в народной речи многие века. В краткой, меткой, образной форме отражают жизнь, историю, запечетливают события. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное, народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, пословицы, поговорки. В наши дни это становится все актуальней. Принцип ФГОС ДО, гласит, что необходимо приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это возможно осуществить, в том числе и с помощью пословиц. Используя в своей речи пословицы, дети учатся ясно, логично, образно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение выразительно описывать предмет, дать ему яркую характеристику. Вопросы ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками рассматривались в работах А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой и др. В данных исследованиях определены задачи, содержание, эффективные методы и приемы, формы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пословицами и поговорками. Так А.П. Илькова выделила четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пословицами. На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются фольклорные праздники: «Посиделки». Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов». Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц. Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице. Данное авторское пособие «Эти мудрые пословицы» предназначено для использования на третьем и четвертом этапе обучения. 1. «Узнай пословицу». Педагог показывает картинку, ребенок припоминает и называет пословицу. - Солнце красит Землю, а человека труд. 2. «Толкование пословиц». Педагог читает одно из толкований, дети должны узнать пословицу: »Если с утра до вечера ничего не делать, бездельничать, то тебе будет скучно и покажется, что день длится бесконечно долго. Поэтому не ленись, потрудись, тогда время пролетит незаметно, интересно и с пользой для тебя и окружающих». Когда дети угадывают, педагог показывает картинку. - Долог день до вечера, коли делать нечего. 3. «Знакомая пословица». Педагог выставляет круг с надписью, например: «труд». Детям необходимо найти картинки с пословицами о труде и собрать их вместе по кругу. - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 4. «Бусы». На магнитной доске педагог маркером рисует произвольную линию, ставит на нее большой магнит с надписью, например: «дружба». Дети вспоминают пословицу о дружбе, называют ее, ставя один маленький магнит – бусинку на линию. Чем больше «бусинок», тем лучше. Игра продолжается. - Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. - Старый друг лучше новых двух. «Ум»: - Красна птица пером, а человек умом. - Встречают по одежке, провожают по уму. 5. «Живем по правилам». Педагог зачитывает правило, дети обсуждают, дополняют и подбирают пословицу по смыслу. - Помоги, если у товарища что-то не получается. (Друг познается в беде.) - Не делай зла другому. (Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.) 6. «Что такое дружба». Педагог читает высказывания, а детям необходимо хлопнуть в ладоши, если речь идет о настоящей дружбе: - помочь выполнить сложное задание; - вместе похулиганить; - подсказать ответ, если друг не знает; - посмеяться над другом, если он упал, ошибся и.т.д. 7. «С мячом». 1 вариант. Ведущий бросает мяч и произносит начало пословицы, ребенку необходимо поймать мяч, закончить пословицу и бросить мяч ведущему. - Слово- серебро……. (молчание - золото). 2 вариант. Тоже, но педагог произносит окончание пословицы, а дети вспоминают ее начало. - ……….- свое время. (Всякому овощу.) 8. «Угадай героя». Педагог читает пословицу, детям необходимо вспомнить сказочных героев, героев мультфильмов, к которым она относится. - Дорога ложка к обеду (Винни-Пух с друзьями). - Нет друга ищи, а нашел - береги (Гена и Чебурашка). 9. «Подбери пословицу». Детям необходимо подобрать пословицу к сказочным героям. Например: «Заюшкина избушка». (Взрослые могли бы сказать: «Не делай добра - не получишь зла».) - На чужой каравай рот не разевай. Или «Простоквашино». (Взрослые про Печкина: «Ты ближе к делу, а он про козу белу».) - На вкус и цвет товарища нет. (Матроскин и Шарик.) 10. «Прямой – переносный». Перед детьми картинка с изображением прямого смысла пословицы, детям нужно выбрать из нескольких предложенных картинок - одну с переносным значением данной пословицы, объяснить ее. - Двое пашут, семеро руками машут (4 картинки). 11. «Иностранные пословицы». Ведущий читает иностранную пословицу, дети вспоминают аналогичную русскую: - Когда у меня на ладонях волосы вырастут (польская). (Когда рак на горе свистнет). - Находясь среди ворон надо каркать как они (польская). (С волками жить, по - волчьи выть). - Зернышко к зерну и будет мерка (польская). (С миру по нитке – голому рубаха). - Не ищи жареную рыбу в собачей конуре (немецкая). (Ищи ветра в поле). - У кого болтливый рот, у того тело в синяках (англ.) (Язык мой – враг мой.) - Тот не заблудится, кто спрашивает (итал.) (Язык до Киева доведет.) Я работала над данной темой в течение двух лет. Самым сложным было донести до детей смысл некоторых слов, сформировать понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, которые вышли из обихода. Получала большое удовольствие, когда слышала, что дети употребляют в самостоятельной речи пословицы в различных ситуациях, использует их при составлении творческих рассказов. В конце учебного года дети уже могли составлять небольшие рассказы, сказки по пословицам и мы проводили игру: 12. «Любимая пословица». Педагог предлагает выбрать картинку с любимой пословицей и составить по ней небольшой рассказ из личного опыта (папка «Творческие рассказы»).

Мастер - класс «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами»

Мастер - класс «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами»

Мастер - класс «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами»

Мастер - класс «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами»

Мастер - класс «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами»

Мастер - класс «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами»

Мастер - класс «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами»

Мастер - класс «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с пословицами»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018