Языковое образование и речевое развитие младших школьников - одна из центральных проблем в современной начальной школе. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.
В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать умение общаться – необходимо каждому.
Задачи учителя заключается в том, что необходимо:
обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг);
обеспечить создание речевых ситуаций;
обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсё правильно и внятно,Чтоб было всем понятно. Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат. Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д. Игры со словами являются важным средством развития речи учащихся во время всего обучения в школе.
3. Упражнения для дыхания и дикции.
Проколотый мяч (имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с);
Имитация колокольного звона (бом, бам, бим...);
Ароматный цветок (сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, на выдохе произнести фразу «Какой ароматный цветок»);
Именинный пирог (задуть свечи);
33 Егорки (сделать глубокий вдох и продолжить: раз-Егорка, два-Егорка).
4. Чистоговорки.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.Ло-ло-ло - на улице тепло.Лу-лу-лу - стул стоит в углу.Оль-оль-оль - мы купим соль.Ра-ра-ра - начинается игра.
(Можно инсценировать, прочесть ее от имени сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.)
На часок мы заш-ш-ш-ли
К черепаш-ш-шке.
Черепаш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-шки.
Одно из основных направлений в развитии речи младших школьников – это игра. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.
Игры:
«Птичья стая».- Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.(Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.)
- Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.(Дети читают уже средним голосом, не спеша:
Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.) - И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
(Дети читают шёпотом:
Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.)
2. Игра «Художник».
Развивает внимание, наблюдательность и речь детей. Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:
Нарисую я портрет,
Только чей – пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?
Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.
3. Игра « Зашифрованное слово».
Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.
Предлог, логово, железо, низина, енот
(ПРЕДЛОЖЕНИЕ) - по первому слогу;
Пуговица, молоток, лава
(ГОЛОВА ) – по второму слогу ;
Колесо, село, панама
(СОЛОМА) - по последнему слогу.
4. Игра « Волшебный ряд букв ».
Дается любой ряд букв, с которыми можно выполнить несколько заданий:
А, Б, О, И, К, Л, Е, П, Т.
Задания:
а) деление на группы ( гласные - согласные );
б) составление слов из букв ( пила, лупа, лоб);
в) назвать буквы в алфавитном порядке;
г) составить предложение или текст, чтобы слова в нем начинались на данные буквы
(Алеша быстро обводил и красил листья.
Ему помогали товарищи.)
5. Игра « Выбывание слов».
Игра учит сравнивать, анализировать, рассуждать. На доске дается ряд слов.
ГОНИТ, ИГРАЮТ, КРИЧИТ, БРОСИЛ, НАГРЕВАЕТ.
Задание.
Ученики должны найти то единственное слово, которое отличается от остальных слов, объяснить, почему оно лишнее, и убрать его из ряда.
а) играют - единственный глагол множественного числа;
б) бросил - единственный глагол прошедшего времени;
в) нагревает - глагол с приставкой;
г) гонит - глагол-исключение.
Игра «Составь предложение».
Развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.
Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу.
РЕКА, РУЧКА, СОБАКА.
Задание.
Составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова.
(Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака ее нашла.)
7. Игра «Подбери слова».
Как называется избушка, где живет сторож?
__ __ __ __ __ Ж __ __
2.Украшение в ушах. __ __ __ __ Ж __ __
3.Твердая застежка на поясе.__ __ __ Ж __ __
4.Часть стола или стула. __ __ Ж __ __
( Ответ: сторожка, сережка, пряжка, ножка)
На протяжении всего начального обучения необходимо систематически проводить словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, ее следует подкреплять теоретическими сведениями по лексике.
В ходе такой работы учащиеся узнают о многозначности слов, о синонимах, антонимах, о правильном употреблении их в речи. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях.
Творческие работы.
1. Творческое списывание.Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи.
Задание: вставь пропущенные глаголы с не.Футбольная команда в полном сборе. До начала матча осталось три минуты, а вратаря нет. «Что же с ним случилось?»- ... игроки. «Сорвать решающий матч!»-... капитан. «А может, Игорь заболел. Ему всю неделю ...»,- сказал Олег.
(недоумевают, негодует, нездоровится)
2. Терминологический диктант.Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов. (Лексическое значение слов).1. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна
2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки 3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой 4. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературномтворчестве
(жалюзи).
(эрудиция).
(форзац).
(филология).
3. Фразеологизмы.Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.
1. Восстанови фразеологизмы.
Купить... в мешкеПустить ... в огородДелить шкуру неубитого ... Смотреть как ... на новые воротаДуется как ... на крупуПисать как ... лапой
кота
козла
медведя
бык
мышь
кура
2. Замени фразеологизмы подходящими по смыслу глаголом или словосочетанием.
Задать головомойку
За пояс заткнуть
Плясать под чужую
дудку
Морочить голову
Прикусить язык
Зарубить на носу
Задирать нос
Ловить ворон
- отругать
- победить
исполнять чужую волю
- обманывать
- замолчать
- запомнить
- воображать, заноситься
- отвлекаться
3. Замени слова фразеологическими оборотами.
Важничать –
Обманывать –
Вести себя скромно –
Обидеться –
Всё прошло гладко –
Внезапно –
Лезть не в свои дела –
Очень мало –
задрать нос
водить за нос
тише воды, ниже травы
надуться, как индюк
без сучка, без задоринки
как снег на голову
совать нос
кот наплакал
4. Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая разговаривать; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из неё сухими.
Что это?
ВОДА
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
НОС
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
УШИ
Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
ВЕТЕР
Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет.
ЯЗЫК
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.